Должностная инструкция диспетчера поездного дорожного центра управления перевозками. Диспетчерская служба мпс Должностная инструкция поездного диспетчера

размер шрифта

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ ПО ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ... Актуально в 2018 году

Диспетчер поездной

10 - 12 разряды

Должностные обязанности. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов. Оценивает и прогнозирует положение на участке; планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов; приказы о закрытии и открытии перегонов (путей); о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное; об отправлении поездов по неправильному пути и др. Обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает меры по организации аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию; регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

Должен знать: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам Российской Федерации; распоряжения и указания МПС России, железной дороги, отделения железной дороги; методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка; работу устройств диспетчерской централизации; правила работы на ПЭВМ; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики и управления производством; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок III группы;

11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок II группы;

12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок I группы.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

диспетчера поездного

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность диспетчера поездного подразделения «Сменные технологии» (далее - Диспетчер поездной) ООР «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее Учреждение).

1.2. На должность диспетчера поездного назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Высшее образование - специалитет;
  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
  • с опытом практической работы:

  • При наличии среднего профессионального образования - не менее трех лет по организации перевозок на железнодорожном транспорте;
  • При наличии высшего образования - не менее одного года по организации перевозок на железнодорожном транспорте;
  • Особые условия допуска к работе диспетчера поездного:

  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 1.3. Диспетчер поездной должен знать:

  • График движения поездов;
  • План формирования поездов;
  • Требования охраны труда и порядок ликвидации аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов по железным дорогам;
  • Показатели и технические нормы эксплуатационной работы;
  • Принцип работы устройств систем связи и железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • Требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • Показатели и технические нормы эксплуатационной работы участка, станции, полигона;
  • Локальные нормативные акты по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;
  • Принципы работы информационно-аналитических автоматизированных систем;
  • Схемы железнодорожных станций, техническо-распорядительные акты и технологические процессы работы станций;
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;
  • Порядок приема, составления и передачи информационных сообщений;
  • Требования охраны труда и порядок ликвидации аварийных ситуаций при перевозке по железным дорогам опасных грузов;
  • План формирования поездов;
  • График движения поездов;
  • Задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;
  • Порядок и правила организации движения поездов при различных системах регулирования движения;
  • 1.4. Диспетчер поездной должен уметь:

  • Оформлять документацию при проведении контроля эксплуатационной работы;
  • Взаимодействовать со смежными службами по вопросам контроля движения поездов по участку;
  • Анализировать данные по выполнению графика движения поездов и сменного плана эксплуатационной работы;
  • Оформлять документацию по организации движения поездов по участку;
  • Анализировать данные по организации движения поездов по участку;
  • Читать график исполненной работы;
  • Пользоваться информационно-аналитическими автоматизированными системами по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками;
  • Взаимодействовать со смежными службами по вопросам организации движения поездов по участку;
  • Пользоваться средствами связи;
  • Управлять движением поездов, принимать решения по организации движения поездов по участку в изменяющейся поездной обстановке;
  • Читать график движения поездов;
  • 1.5. Диспетчер поездной назначается на должность и освобождается от должности приказом исполнительного вице-президента Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Диспетчер поездной подчиняется исполнительному вице-президенту Учреждения и начальнику подразделения «Сменные технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Контроль выполнения графика движения поездов и сменного плана эксплуатационной работы.
  • 2.2. Организация движения поездов по участку в соответствии с графиком движения поездов.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Контроль выполнения сменного плана эксплуатационной работы.
  • 3.2. Построение вариантных графиков движения поездов при изменении поездной обстановки.
  • 3.3. Внесение корректировок при нарушении графика движения поездов.
  • 3.4. Контроль соблюдения графика движения поездов.
  • 3.5. Ведение графика движения поездов с учетом пропускной способности и технических возможностей участка.
  • 3.6. Ведение установленных форм учета по организации движения поездов по участку.
  • 3.7. Приготовление маршрутов приема, отправления, пропуска поездов с пульта диспетчерского управления.
  • 3.8. Организация аварийно-восстановительных работ и своевременного устранения неисправностей технических средств и оборудования с принятием соответствующих мер при возникновении нестандартных ситуаций, нарушениях и сбоях в работе.
  • 3.9. Организация приема, пропуска и отправления поездов по железнодорожным станциям и перегонам на обслуживаемом диспетчерском участке.
  • 3.10. Предоставление времени для проведения технического ремонта и ремонтно-строительных работ на станциях и перегонах в соответствии с утвержденными планами работ.
  • 3.11. Анализ выполнения плана грузовой работы в соответствии со сменно-суточным заданием в границах диспетчерского участка.
  • 4. Права

    Диспетчер поездной имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности диспетчера поездного.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию диспетчера поездного.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    Диспетчер поездной несет ответственность за:

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений исполнительного вице-президента Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения диспетчер поездной может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. № 981н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

  • 7.4. Соединенные поезда
  • Глава 8
  • 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
  • 8.2. Обработка составов по прибытии
  • 8.5. Нормирование горочных операций
  • Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
  • 8.6 Технология работы горки
  • 8.7. Пути интенсификации работы горок
  • 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
  • 8.9. Обработка составов перед отправлением
  • Глава 9 организация работы технической конторы
  • 9.2. Оборудование технической конторы
  • Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
  • План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
  • 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
  • 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
  • Глава 10
  • 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
  • 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
  • Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
  • 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
  • 10.5. Суточный план-график работы станции
  • Глава II
  • 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
  • 11.2. Технология работы с местными вагонами
  • 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
  • 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
  • Глава 12
  • 12.1. Оперативные планы и их содержание
  • 12.2. Информация о подходе поездов
  • 12.3 Расчет поездообразования
  • Расчетная ведомость накопления составов
  • 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
  • 12.5. Выполнение оперативных планов
  • Глава 13
  • 13.1. Основные направления
  • 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
  • 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
  • Глава 14 учет и анализ работы станции
  • 14.1. Значение учета работы станции
  • 14.2. Первичная документация станционной отчетности
  • 14.7. Анализ работы станции
  • 15.3. Организация снегоборьбы
  • Глава 16
  • На станциях
  • 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
  • Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
  • 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
  • 17.3. Оперативное руководство работой узла
  • 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
  • 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
  • 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
  • 18.5. Взаимосвязь плана формирования
  • Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
  • 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
  • 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
  • 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
  • Календарное расписание погрузки
  • 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
  • 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
  • Глава 20
  • 20.1. Основные принципы
  • 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
  • 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
  • 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
  • 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
  • Четырех опорных станций
  • 20.8. Организация групповых поездов
  • 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
  • 20.11. Участковые и сборные поезда
  • 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
  • 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
  • 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
  • Глава 21
  • 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
  • 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
  • Раздел четвертый
  • 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
  • 22.3. Классификация графиков и условия их применения
  • 22.4. Расписание движения поездов
  • Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
  • 22.5. Основные вопросы теории графика
  • Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
  • 23.1. Элементы графика
  • 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
  • 23.4. Расчет станционных интервалов
  • 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
  • 24.1. Основные понятия
  • 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
  • 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
  • Глава 25
  • 25.2. Реконструктивные мероприятия
  • Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
  • 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
  • Глава 27
  • 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
  • Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а - б
  • 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
  • 27.3. Сборные поезда, их специализация:
  • 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
  • 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
  • Глава 28 составление графика движения поездов
  • 28.1. Исходные данные
  • 28.2. Порядок составления графика
  • 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
  • 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
  • 28.7. Вариантные графики движения поездов
  • 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
  • Глава 29 основы организации пассажирского движения
  • 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
  • 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
  • 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
  • 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
  • 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
  • 29.7. Руководство пассажирским движением
  • Глава 30
  • 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
  • 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
  • 21 24 Рис. 30 4. Варианты про­кладки на графике пасса­жирского поезда местного сообщения
  • 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
  • 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
  • Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
  • 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
  • 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
  • 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
  • Глава 32 организация работы пассажирских станций
  • 32.1. Технологический процесс станции
  • 32.2. Обработка транзитного поезда
  • 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
  • 32.4. Обработка составов на путях
  • Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
  • 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
  • 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
  • 33 2 Государственный план перевозок -
  • Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
  • 34.1. Задачи технического нормирования
  • 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
  • Глава 35
  • 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
  • Простой вагонов под грузовыми операциями
  • Оборот и среднесуточный пробег вагона
  • 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
  • 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
  • Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
  • 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
  • Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
  • Глава 36 показатели использования локомотивов
  • 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
  • 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
  • 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
  • 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
  • 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
  • Глава 37
  • 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
  • 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
  • 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
  • Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
  • 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
  • 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
  • 38.7. Организация пропуска поездов
  • Глава 39
  • 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
  • 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
  • 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
  • Список литературы
  • Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
  • Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
  • Глава 3 Общие сведения
  • Глава 4 Технологический процесс работы станции
  • Глава 8
  • Глава 9 Организация работы технической конторы
  • Глава 10
  • Глава 11
  • Глава 12
  • Глава 21
  • Глава 22
  • Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
  • Глава 24
  • Глава 25
  • Глава 27 Организация местной работы участка и района
  • Глава 28 Составление графика движения поездов
  • Глава 29 Основы организации пассажирского движения
  • Глава 31
  • Глава 33 Основы управления днижением
  • Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
  • Глава 36 Показатели использования локомотивов
  • Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
  • Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов
  • 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера

    Дежурный поездной диспетчер непосредственно руководит дви­женьем поездов на участке. Его приказы об отправлении и просле­довании поездов, их обгоне и скрещении на промежуточных стан­циях, организации погрузки и выгрузки подлежат безоговорочному исполнению работниками, непосредственно связанными с движени­ем поездов на данном участке: дежурными по станции, машиниста­ми, главными кондукторами сборных поездов и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кро­ме поездного диспетчера, давать запрещается.

    Поездной диспетчер обязан: максимально использовать всё име­ющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения време­ни обработки поездов на станциях, эффективного использования ва­гонного парка, локомотивов и пропускной способности; контроли-

    ровать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования; своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомоти-ьов; следить за приемом и отправлением поездов на станциях, осо­бенно при скрещениях пассажирских, грузопассажирских и люд­ских поездов с другими поездами, следить за проследованием по­ездов по перегонам, принимая меры к выполнению графика дви­жения и обеспечению безопасности движения; поддерживать на вы­соком уровне дисциплину среди подчиненных ему работников.

    Диспетчер должен обеспечивать прием пассажирских и людских поездов на пути, выделенные для этой цели техническо-распоряди-тельными актами станций. Прием этих поездов в особых случаях на неспециализированные пути может быть разрешен приказом дежурного по отделению. Диспетчер обязан своевременно информи­ровать дежурных по станциям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов локомотивов о намечаемых изменени­ях в порядке пропуска поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков. Поездной диспетчер организует выполнение плана местной работы на своем участке, контролирует обращение поездных локомотивов, организует работу обслуживаю­щих участок диспетчерских, вывозных и подталкивающих локомо­тивов.

    Поездной диспетчер отдает распоряжения по движению поез­дов устно или (в установленных случаях) диспетчерскими прика­ зами, которые регистрируются в специальном журнале. Запрещено загружать диспетчера работой, не имеющей прямого отношения к руководству движением поездов (в том числе передачей сведений из графика исполненного движения, сбором сведений и др.).

    Поездной диспетчер руководит линией - станциями, депо и дру­гими пунктами- при помощи селекторной (избирательной) теле­фонной связи, а с локомотивами поездов, находящихся в движении, связан при помощи радио. Диспетчерская селекторная связь пред­ставляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одновременно (групповой, цир­кулярный вызовы).

    В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кно­почный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой.

    На станции находится аппаратура для приема вызывного им­пульса и включения звонка, оповещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включен­ный в линию селекторной связи.

    Для вызова линейного пункта диспетчер нажимает на пульте кнопку соответствующего пункта. При этом в линию посылаются вызывные импульсы тока. На вызываемом пункте включается зво­нок. Для вызова диспетчера работник линейного пункта должен

    снять с рычага наушники (телефонную трубку) и, если в это время на линии нет переговоров, нажав кнопку, произнести слово: «Дис­петчер». Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору только с разрешения диспетчера и под его контролем.

    Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машинис­та локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При боль­шом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществ­лять через дежурных по станции, так как при непосредственной свя­зи резко возрастает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист узнает, будет ли стоянка на станции, па какой путь принимается поезд и т. д.

    Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осу­ществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования, по­скольку диспетчер в любой момент может выяснить интересующие его данные о движении поездов и передать распоряжение машини­сту локомотива.

    Основное требование к помещению, в котором работает диспет­чер,- изоляция от посторонних шумов. Под диспетчерские комна­ты отводится та часть здания, которая не выходит окнами на мно­голюдные улицы, станционные пути, пассажирские платформы, не связана общими коридорами. Каждому диспетчеру в отделе дви­жения отделения дороги выделяют отдельную комнату, достаточ­но светлую и вентилируемую. Комнаты смежных диспетчерских кругов располагают рядом.

    В комнате устанавливают специальный стол, конструкция ко­торого позволяет диспетчеру, не делая лишних движений, находить нужные справочные материалы, вести переговоры по селектору и другим телефонам, заполнять график исполненною движения На лобовой доске диспетчерского стола вывешивают график движения, напротив стола (на стене комнаты) -схему участка в достаточно крупном масштабе. С левой стороны устанавливают вызывной пульт диспетчерской селекторной связи и репродуктор. На столе монтируют микрофон, а под столом - недаль, которую диспетчер нажимает при разговоре.

    В рабочем столе диспетчера хранятся книга приема дежурств, журнал диспетчерских распоряжений, книга учета нарушений дей­ствия селекторной связи и др.

    Поездной диспетчер должен постоянно иметь под руками: Пра­вила технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструк­цию по движению, Инструкцию по сигнализации и другие руково­дящие инструктивные материалы; план формирования грузовых поездов; сокращенный масштабный продольный профиль пути; схе­матические планы станций, подобранные в географическом поряд­ке их расположения; таблицы перегонных времен хода для составов разной массы; таблицы норм маневровой работы на станциях.

    38.3. ГРАФИК ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

    Для непрерывного контроля за выполнением графика движения и своерременного принятия мер, предупреждающих или устраня­ющих его нарушения, а также для возможности последующего ана­лиза работы участка диспетчер ведет график исполненного дви­жения поездов, фрагмент которого приведен на рис. 38.2. Чтобы диспетчер своевременно располагал всеми необходимыми данными для ведения этого графика, установлен порядок, согласно которому дежурные по раздельным пунктам немедленно сообщают диспет­черу данные о фактическом времени прибытия, отправления или проследования поездов и другие сведения.

    На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудован­ных автоблокировкой, а также поездографами, может быть установ­лен порядок, при котором дежурные по станции докладывают дис­петчеру только о поездах, следующих с отклонениями от графи-

    . Восточт- 6 Сортировоч­ ная

    Рис, 38.2. Фрагмент графика исполненного движения

    Рис. 38.3. Рабочее место диспетчера участка, оборудованного диспетчер­ским контролем движения поездов

    ка. Возможен также порядок, при котором уведомления передают­ся лишь с выделенных станций участка. Диспетчеру немедленно со­общается о порче подвижного состава в пути следования и других обстоятельствах, которые могут повлиять на поездную и грузовую работу участка.

    Диспетчер на графике исполненного движения отмечает: мас­су, состав, длину, а также индексы и номера поездов, номера поезд­ных локомотивов, фамилии машинистов; время проследования по­ездов, одиночных локомотивов, мотодрезин, снегоочистителей и др. по станциям участка; данные о поездной и грузовой работе на стан­циях по периодам суток (обычно шестичасовым); наличие действу­ющих предупреждений; движение поездов по неправильному пути, а также закрытие и открытие отдельных путей или перегонов и дру­гих устройств, обслуживающих движение; стоянки транзитных поез­дов и занятость путей на станциях участка; поезда, требующие осо­бых условий пропуска (длинносоставные, негабаритные и др.); дан­ные об использовании локомотивного парка.

    Диспетчер ведет также приложение к графику исполненного дви­жения, где фиксируются сведения о составах поездов.

    На грузонапряженных участках для учета проследования поез­дов через промежуточные станции в помощь поездному диспетчеру назначают оператора. По мере роста размеров движения работа поездного диспетчера будет все более усложняться. Поэтому боль­шое значение имеет внедрение технических устройств, разгружаю­щих диспетчера и позволяющих ему уделять больше времени не­посредственному руководству движением поездов.

    На участках, оборудованных автоблокировкой, применяют уст­ройства диспетчерского контроля (рис. 38.3), которые сигнализиру­ют диспетчеру о фактическом занятии поездами блок-участков и станций. Значительно облегчают работу поездных диспетчеров на участках с диспетчерским контролем или диспетчерской централи­зацией поездографы - приборы, автоматически фиксирующие ли­нии хода поездов на диспетчерском графике. у 516

    Сетка графика исполненного движения печатается обычно свет­ло-зеленым или светло-синим цветом с делением на десятиминут­ные интервалы. Масштаб, в котором откладывается время, выби­рается в соответствии с размерами движения. Раздельные пунк­ты, имеющие путевое развитие, обозначены на сетке одной горизон­тальной линией или двумя с промежутком между ними. Ширина го­ризонтальных полос, соответствующих участковым станциям, обыч­но не менее 30 мм. Эти полосы делят дополнительными горизон­тальными линиями по числу приемо-отправочных путей на стан­циях, чтобы можно было вести график занятия путей. Помимо это­го, на бланке графика исполненного движения оставляется место для отметки оборота локомотивов. На графике помещены также таблицы, в которых записывают: условия погоды, распоряжения командного состава, ход работы на станциях и др.

    Фактическое следование поездов показывается на диспетчер­ском графике исполненного движения условными цветами. Нагон поезда на перегоне отмечается знаком «-» против линии хода по­езда с указанием цифрой числа минут; опоздание поезда - зна­ком «4-». Отцепка или прицепка вагонов на промежуточной стан­ции обозначается соответственно знаком «-» или «4-» на линии данного раздельного пункта с указанием дробью числа отцепленных или прицепленных вагонов; в числителе - груженых, в знаменате­ле- порожних. При необходимости отмечают также род отцеплен­ных или прицепленных вагонов.

    Остановки поезда в пути помечают на графике отрезком гори­зонтальной линии с условным знаком причины стоянки (например, грение букс - ГБ). Более подробно причину стоянки указывают на полях графика. Причина опоздания в отправлении поезда с началь­ной станции отмечается также на полях графика. Закрытие пути из-за тех или иных причин отмечают на графике красной, а пре­дупреждение о снижении скорости - желтой горизонтальной лини­ей, начиная с момента действия предупреждения. Над этой линией диспетчер записывает, на каком километре или на каком пути уста­новлено предупреждение и до какой величины должна быть сниже­на скорость во время движения поезда по этому месту. При следо­вании пассажирских поездов диспетчер возле линий их хода, в ме­сте пересечения с линией каждой промежуточной станции отмечает номер пути, на который они принимаются.

    Таким образом, график исполненного движения отражает пол­ ностью поездное положение на участке и позволяет диспетчеру не­ прерывно контролировать следование поездов и локомотивов, немедленно принимать решения, обеспечивающие выполнение гра­ фика.

    Диспетчеры сдающей и принимающей смен расписываются на графике и в книге диспетчерских приказов данного участка, отме­чая точное время приема и сдачи дежурства. Вступив на дежурство, диспетчер вызывает дежурных по всем станциям и депо и передает приказ о сдаче и приеме дежурства. Каждый дежурный по станции записывает его в книгу диспетчерских приказов и сообщает затем

    диспетчеру, что приказ принят. При этом он называет свою фами­лию, которую диспетчер записывает в книгу приказов. Одновремен­но на каждой станции сверяют часы с часами диспетчера.

    В диспетчерском аппарате отделений дорог, в состав которых вхо­дят железнодорожные узлы, предусматриваются узловые диспетче­ ры, несущие сменное дежурство. В диспетчерский круг узлово! о диспетчера включаются станции и перегоны, образующие узел. Уз­ловой диспетчер координирует работу станций узла и прилегающих участков, руководит движением поездов в узле, организует развоз местного груза в узле и подачу порожних вагонов под погрузку. В его оперативном подчинении находятся локомотивные и состави­тельские бригады передаточных и вывозных поездов, обслуживаю­щих узел. На крупных узлах может быть организовано несколько узловых диспетчерских кругов. Узловой диспетчер работает в тес­ном контакте с маневровым диспетчером основной сортировочной станции узла, принимает меры к обеспечению ритмичной и высоко­производительной ее работы, обеспечивая равномерный подвод к сортировочной станции разборочных и транзитных поездов, своев­ременный вывоз сформированных составов. При необходимости уз­ловой диспетчер принимает меры к оперативному перераспределе­нию работы по расформированию и формированию поездов между станциями узла.

    38.4. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ УЧАСТКА

    Поездной диспетчер организует движение поездов и руководит местной работой участка. Выполняемые им операции по обеспече­нию выполнения графика, предупреждению его нарушений, введе­нию поездов в график при его нарушениях называются диспетчер­ ским регулированием движения поездов.

    В случае нарушения графика диспетчер должен найти наиболее правильное решение для предупреждения опозданий и ввода опаз­дывающих поездов в график. Основные регулировочные приемы диспетчера следующие: ускорение хода поезда по перегонам и про­движение ранее расписания; сокращение времени стоянок; измене­ние пунктов и порядка скрещения и обгона; изменение стоянок для технических операций; использование неправильного пути на двух­путных линиях (параллельное движение по двум путям); перво­очередной пропуск опаздывающих поездов или скоростное подтал­кивание их; регулирование подвода поездов к станциям.

    Выбор того или иного регулировочного приема зависит от сло­жившейся на участке обстановки. Но во всех случаях должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Регулировочные прие­мы следует выбирать заблаговременно, чтобы своевременно пре­дупредить о намеченном плане пропуска поездов дежурных по станции, машинистов и др. Рассмотрим наиболее типичные прие­мы регулировочной работы диспетчера-

    С/п б

    Ст д ^

    Рис. 38 4. Пример ускорения хода поезда

    У
    скорение хода грузо­
    вого поезда по сравнению с предусмотренным распи­ санием. Этот резерв свя­зан с тем, что значитель­ная доля поездов форми­руется в зависимости от длины состава, вследст­вие чего часть поездов имеет массу менее нормы, применительно к которой определены перегонные времена хода.

    Пример (рис. 38 4) Па двухпутном участке, оборудованном полуавтома­тической блокировкой, поезд 2002 опоздал из-м наличия предупреждения и про­шел станцию Д вместо 3 ч 26 мин в 3 ч 40 мин Опоздание делало неизбежной остановку поезда на станции /" для обгона (с простоем п 1 ч 29 мин) пачкой пас­сажирских поездов, идущих по расписанию. Диспетчер предложил машинисту по радио (можно запиской через дежурного по станции Д) нагнать 4 мин на пе­ре! оне Д - Г, 4 мин на перегоне Г - В и 6 мин на перегоне В -Б Машинист принял это предложение, и поезд прибыл на участковую станцию Б и 4 ч 40 мин, нагнав опоздание Диспетчер же предупредил дежурных по станциям Г к В о необходимости беспрепятственного пропуска поезда 2002 с ходу и вел за ним особое наблюдение

    Ускорением хода поезда против расписания можно решить и бо­лее сложные задачи.

    Пример (рис 38 5) Между поездами скорым 11 и пассажирским 57 на станцию Д со станции А должны прибыть два грузовых поезда 2211 и 2601, при­чем 2211 на станции Г обгоняется поездом 11. На станции В находится местный состав, следующий до станции Д с вывозным локомотивом. Диспетчер, догово­рившись с машинистом поезда 2211 о том, что он до станции Г нагонит 4 мин, пропускает его до станции Д впереди поезда
    – Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
    В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

    В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
    Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
    – А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
    Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
    – Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
    Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
    – В Наташу Ростову, да? – сказал он.
    – Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
    – Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
    – Но она!
    – Она любит вас.
    – Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
    – Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
    – Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
    – Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
    – Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
    – Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
    – Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
    – Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

    Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
    Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
    Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
    – И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
    Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
    Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

    На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
    Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
    Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.