Должностная инструкция диспетчера поездного дорожного центра управления перевозками. Диспетчерская служба мпс Должностная инструкция поездного диспетчера
размер шрифта
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ ПО ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ... Актуально в 2018 году
Диспетчер поездной
10 - 12 разряды
Должностные обязанности. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов. Оценивает и прогнозирует положение на участке; планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов; приказы о закрытии и открытии перегонов (путей); о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное; об отправлении поездов по неправильному пути и др. Обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает меры по организации аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию; регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.
Должен знать: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам Российской Федерации; распоряжения и указания МПС России, железной дороги, отделения железной дороги; методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка; работу устройств диспетчерской централизации; правила работы на ПЭВМ; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики и управления производством; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.
Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.
10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок III группы;
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок II группы;
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок I группы.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
диспетчера поездного
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность диспетчера поездного подразделения «Сменные технологии» (далее - Диспетчер поездной) ООР «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее Учреждение).
1.2. На должность диспетчера поездного назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
с опытом практической работы:
Особые условия допуска к работе диспетчера поездного:
1.3. Диспетчер поездной должен знать:
1.4. Диспетчер поездной должен уметь:
1.5. Диспетчер поездной назначается на должность и освобождается от должности приказом исполнительного вице-президента Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Диспетчер поездной подчиняется исполнительному вице-президенту Учреждения и начальнику подразделения «Сменные технологии»
2. Трудовые функции
3. Должностные обязанности
4. Права
Диспетчер поездной имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности диспетчера поездного.
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию диспетчера поездного.
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
5. Ответственность
Диспетчер поездной несет ответственность за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений исполнительного вице-президента Учреждения.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения диспетчер поездной может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. № 981н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
Дежурный поездной диспетчер непосредственно руководит движеньем поездов на участке. Его приказы об отправлении и проследовании поездов, их обгоне и скрещении на промежуточных станциях, организации погрузки и выгрузки подлежат безоговорочному исполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке: дежурными по станции, машинистами, главными кондукторами сборных поездов и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кроме поездного диспетчера, давать запрещается.
Поездной диспетчер обязан: максимально использовать всё имеющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения времени обработки поездов на станциях, эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности; контроли-
ровать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования; своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомоти-ьов; следить за приемом и отправлением поездов на станциях, особенно при скрещениях пассажирских, грузопассажирских и людских поездов с другими поездами, следить за проследованием поездов по перегонам, принимая меры к выполнению графика движения и обеспечению безопасности движения; поддерживать на высоком уровне дисциплину среди подчиненных ему работников.
Диспетчер должен обеспечивать прием пассажирских и людских поездов на пути, выделенные для этой цели техническо-распоряди-тельными актами станций. Прием этих поездов в особых случаях на неспециализированные пути может быть разрешен приказом дежурного по отделению. Диспетчер обязан своевременно информировать дежурных по станциям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов локомотивов о намечаемых изменениях в порядке пропуска поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков. Поездной диспетчер организует выполнение плана местной работы на своем участке, контролирует обращение поездных локомотивов, организует работу обслуживающих участок диспетчерских, вывозных и подталкивающих локомотивов.
Поездной диспетчер отдает распоряжения по движению поездов устно или (в установленных случаях) диспетчерскими прика зами, которые регистрируются в специальном журнале. Запрещено загружать диспетчера работой, не имеющей прямого отношения к руководству движением поездов (в том числе передачей сведений из графика исполненного движения, сбором сведений и др.).
Поездной диспетчер руководит линией - станциями, депо и другими пунктами- при помощи селекторной (избирательной) телефонной связи, а с локомотивами поездов, находящихся в движении, связан при помощи радио. Диспетчерская селекторная связь представляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одновременно (групповой, циркулярный вызовы).
В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кнопочный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой.
На станции находится аппаратура для приема вызывного импульса и включения звонка, оповещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включенный в линию селекторной связи.
Для вызова линейного пункта диспетчер нажимает на пульте кнопку соответствующего пункта. При этом в линию посылаются вызывные импульсы тока. На вызываемом пункте включается звонок. Для вызова диспетчера работник линейного пункта должен
снять с рычага наушники (телефонную трубку) и, если в это время на линии нет переговоров, нажав кнопку, произнести слово: «Диспетчер». Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору только с разрешения диспетчера и под его контролем.
Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машиниста локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При большом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществлять через дежурных по станции, так как при непосредственной связи резко возрастает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист узнает, будет ли стоянка на станции, па какой путь принимается поезд и т. д.
Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осуществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования, поскольку диспетчер в любой момент может выяснить интересующие его данные о движении поездов и передать распоряжение машинисту локомотива.
Основное требование к помещению, в котором работает диспетчер,- изоляция от посторонних шумов. Под диспетчерские комнаты отводится та часть здания, которая не выходит окнами на многолюдные улицы, станционные пути, пассажирские платформы, не связана общими коридорами. Каждому диспетчеру в отделе движения отделения дороги выделяют отдельную комнату, достаточно светлую и вентилируемую. Комнаты смежных диспетчерских кругов располагают рядом.
В комнате устанавливают специальный стол, конструкция которого позволяет диспетчеру, не делая лишних движений, находить нужные справочные материалы, вести переговоры по селектору и другим телефонам, заполнять график исполненною движения На лобовой доске диспетчерского стола вывешивают график движения, напротив стола (на стене комнаты) -схему участка в достаточно крупном масштабе. С левой стороны устанавливают вызывной пульт диспетчерской селекторной связи и репродуктор. На столе монтируют микрофон, а под столом - недаль, которую диспетчер нажимает при разговоре.
В рабочем столе диспетчера хранятся книга приема дежурств, журнал диспетчерских распоряжений, книга учета нарушений действия селекторной связи и др.
Поездной диспетчер должен постоянно иметь под руками: Правила технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструкцию по движению, Инструкцию по сигнализации и другие руководящие инструктивные материалы; план формирования грузовых поездов; сокращенный масштабный продольный профиль пути; схематические планы станций, подобранные в географическом порядке их расположения; таблицы перегонных времен хода для составов разной массы; таблицы норм маневровой работы на станциях.
38.3. ГРАФИК ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
Для непрерывного контроля за выполнением графика движения и своерременного принятия мер, предупреждающих или устраняющих его нарушения, а также для возможности последующего анализа работы участка диспетчер ведет график исполненного движения поездов, фрагмент которого приведен на рис. 38.2. Чтобы диспетчер своевременно располагал всеми необходимыми данными для ведения этого графика, установлен порядок, согласно которому дежурные по раздельным пунктам немедленно сообщают диспетчеру данные о фактическом времени прибытия, отправления или проследования поездов и другие сведения.
На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудованных автоблокировкой, а также поездографами, может быть установлен порядок, при котором дежурные по станции докладывают диспетчеру только о поездах, следующих с отклонениями от графи-
. Восточт- 6 Сортировоч ная
Рис, 38.2. Фрагмент графика исполненного движения
Рис. 38.3. Рабочее место диспетчера участка, оборудованного диспетчерским контролем движения поездов
ка. Возможен также порядок, при котором уведомления передаются лишь с выделенных станций участка. Диспетчеру немедленно сообщается о порче подвижного состава в пути следования и других обстоятельствах, которые могут повлиять на поездную и грузовую работу участка.
Диспетчер на графике исполненного движения отмечает: массу, состав, длину, а также индексы и номера поездов, номера поездных локомотивов, фамилии машинистов; время проследования поездов, одиночных локомотивов, мотодрезин, снегоочистителей и др. по станциям участка; данные о поездной и грузовой работе на станциях по периодам суток (обычно шестичасовым); наличие действующих предупреждений; движение поездов по неправильному пути, а также закрытие и открытие отдельных путей или перегонов и других устройств, обслуживающих движение; стоянки транзитных поездов и занятость путей на станциях участка; поезда, требующие особых условий пропуска (длинносоставные, негабаритные и др.); данные об использовании локомотивного парка.
Диспетчер ведет также приложение к графику исполненного движения, где фиксируются сведения о составах поездов.
На грузонапряженных участках для учета проследования поездов через промежуточные станции в помощь поездному диспетчеру назначают оператора. По мере роста размеров движения работа поездного диспетчера будет все более усложняться. Поэтому большое значение имеет внедрение технических устройств, разгружающих диспетчера и позволяющих ему уделять больше времени непосредственному руководству движением поездов.
На участках, оборудованных автоблокировкой, применяют устройства диспетчерского контроля (рис. 38.3), которые сигнализируют диспетчеру о фактическом занятии поездами блок-участков и станций. Значительно облегчают работу поездных диспетчеров на участках с диспетчерским контролем или диспетчерской централизацией поездографы - приборы, автоматически фиксирующие линии хода поездов на диспетчерском графике. у 516
Сетка графика исполненного движения печатается обычно светло-зеленым или светло-синим цветом с делением на десятиминутные интервалы. Масштаб, в котором откладывается время, выбирается в соответствии с размерами движения. Раздельные пункты, имеющие путевое развитие, обозначены на сетке одной горизонтальной линией или двумя с промежутком между ними. Ширина горизонтальных полос, соответствующих участковым станциям, обычно не менее 30 мм. Эти полосы делят дополнительными горизонтальными линиями по числу приемо-отправочных путей на станциях, чтобы можно было вести график занятия путей. Помимо этого, на бланке графика исполненного движения оставляется место для отметки оборота локомотивов. На графике помещены также таблицы, в которых записывают: условия погоды, распоряжения командного состава, ход работы на станциях и др.
Фактическое следование поездов показывается на диспетчерском графике исполненного движения условными цветами. Нагон поезда на перегоне отмечается знаком «-» против линии хода поезда с указанием цифрой числа минут; опоздание поезда - знаком «4-». Отцепка или прицепка вагонов на промежуточной станции обозначается соответственно знаком «-» или «4-» на линии данного раздельного пункта с указанием дробью числа отцепленных или прицепленных вагонов; в числителе - груженых, в знаменателе- порожних. При необходимости отмечают также род отцепленных или прицепленных вагонов.
Остановки поезда в пути помечают на графике отрезком горизонтальной линии с условным знаком причины стоянки (например, грение букс - ГБ). Более подробно причину стоянки указывают на полях графика. Причина опоздания в отправлении поезда с начальной станции отмечается также на полях графика. Закрытие пути из-за тех или иных причин отмечают на графике красной, а предупреждение о снижении скорости - желтой горизонтальной линией, начиная с момента действия предупреждения. Над этой линией диспетчер записывает, на каком километре или на каком пути установлено предупреждение и до какой величины должна быть снижена скорость во время движения поезда по этому месту. При следовании пассажирских поездов диспетчер возле линий их хода, в месте пересечения с линией каждой промежуточной станции отмечает номер пути, на который они принимаются.
Таким образом, график исполненного движения отражает пол ностью поездное положение на участке и позволяет диспетчеру не прерывно контролировать следование поездов и локомотивов, немедленно принимать решения, обеспечивающие выполнение гра фика.
Диспетчеры сдающей и принимающей смен расписываются на графике и в книге диспетчерских приказов данного участка, отмечая точное время приема и сдачи дежурства. Вступив на дежурство, диспетчер вызывает дежурных по всем станциям и депо и передает приказ о сдаче и приеме дежурства. Каждый дежурный по станции записывает его в книгу диспетчерских приказов и сообщает затем
диспетчеру, что приказ принят. При этом он называет свою фамилию, которую диспетчер записывает в книгу приказов. Одновременно на каждой станции сверяют часы с часами диспетчера.
В диспетчерском аппарате отделений дорог, в состав которых входят железнодорожные узлы, предусматриваются узловые диспетче ры, несущие сменное дежурство. В диспетчерский круг узлово! о диспетчера включаются станции и перегоны, образующие узел. Узловой диспетчер координирует работу станций узла и прилегающих участков, руководит движением поездов в узле, организует развоз местного груза в узле и подачу порожних вагонов под погрузку. В его оперативном подчинении находятся локомотивные и составительские бригады передаточных и вывозных поездов, обслуживающих узел. На крупных узлах может быть организовано несколько узловых диспетчерских кругов. Узловой диспетчер работает в тесном контакте с маневровым диспетчером основной сортировочной станции узла, принимает меры к обеспечению ритмичной и высокопроизводительной ее работы, обеспечивая равномерный подвод к сортировочной станции разборочных и транзитных поездов, своевременный вывоз сформированных составов. При необходимости узловой диспетчер принимает меры к оперативному перераспределению работы по расформированию и формированию поездов между станциями узла.
38.4. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ УЧАСТКА
Поездной диспетчер организует движение поездов и руководит местной работой участка. Выполняемые им операции по обеспечению выполнения графика, предупреждению его нарушений, введению поездов в график при его нарушениях называются диспетчер ским регулированием движения поездов.
В случае нарушения графика диспетчер должен найти наиболее правильное решение для предупреждения опозданий и ввода опаздывающих поездов в график. Основные регулировочные приемы диспетчера следующие: ускорение хода поезда по перегонам и продвижение ранее расписания; сокращение времени стоянок; изменение пунктов и порядка скрещения и обгона; изменение стоянок для технических операций; использование неправильного пути на двухпутных линиях (параллельное движение по двум путям); первоочередной пропуск опаздывающих поездов или скоростное подталкивание их; регулирование подвода поездов к станциям.
Выбор того или иного регулировочного приема зависит от сложившейся на участке обстановки. Но во всех случаях должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Регулировочные приемы следует выбирать заблаговременно, чтобы своевременно предупредить о намеченном плане пропуска поездов дежурных по станции, машинистов и др. Рассмотрим наиболее типичные приемы регулировочной работы диспетчера-
С/п б
Ст д ^
Рис. 38 4. Пример ускорения хода поезда
У
скорение
хода грузо
вого
поезда по сравнению
с
предусмотренным распи
санием.
Этот
резерв связан
с тем, что значительная
доля поездов формируется
в зависимости от длины
состава, вследствие
чего часть поездов имеет
массу менее нормы, применительно
к которой определены
перегонные времена
хода.
Пример (рис. 38 4) Па двухпутном участке, оборудованном полуавтоматической блокировкой, поезд 2002 опоздал из-м наличия предупреждения и прошел станцию Д вместо 3 ч 26 мин в 3 ч 40 мин Опоздание делало неизбежной остановку поезда на станции /" для обгона (с простоем п 1 ч 29 мин) пачкой пассажирских поездов, идущих по расписанию. Диспетчер предложил машинисту по радио (можно запиской через дежурного по станции Д) нагнать 4 мин на пере! оне Д - Г, 4 мин на перегоне Г - В и 6 мин на перегоне В -Б Машинист принял это предложение, и поезд прибыл на участковую станцию Б и 4 ч 40 мин, нагнав опоздание Диспетчер же предупредил дежурных по станциям Г к В о необходимости беспрепятственного пропуска поезда 2002 с ходу и вел за ним особое наблюдение
Ускорением хода поезда против расписания можно решить и более сложные задачи.
Пример
(рис
38 5) Между поездами скорым 11 и пассажирским
57 на станцию
Д
со
станции А
должны
прибыть два грузовых поезда 2211 и 2601,
причем
2211 на станции Г
обгоняется
поездом 11. На станции В находится местный
состав,
следующий до станции Д
с
вывозным локомотивом. Диспетчер,
договорившись
с машинистом поезда 2211 о том, что он до
станции Г нагонит 4 мин, пропускает
его до станции Д
впереди
поезда
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.
В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.
Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.
На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.