Профессия "секретарь". Профессия секретаря-референта Секретарь референт родственные профессии список

Содержание труда . Секретарь-референт – работник, ведающий документацией и текущими делами отдельного лица или учреждения, консультант по определенным вопросам. Выполняет технические функции и организационную работу по поручению руководителя. Применяя рациональные методы работы с посетителями и документами, способствует успешному и оперативному решению основных задач организации. Секретарь-референт устанавливает связи руководителя с сотрудниками, передает задания исполнителям, следит за их выполнением. Участвует в подготовке и обслуживании различных совещаний, заседаний, конференций. Организует и регулирует прием посетителей. Хорошо разбираясь в структуре учреждения и функциях ответственных сотрудников, «фильтрует» обращения к руководителю, адресуя к должностным лицам, компетентным в данном вопросе. Ведет телефонные переговоры.

Работает с документацией – анализирует письма и документы, систематизирует их по степени важности. Готовит информационные сообщения и рефераты по порученным вопросам. Составляет проекты приказов, ответы на письма и запросы. Стенографирует заседания, ведет протоколы, картотеку адресов организаций и лиц, с которыми ведутся переписка или переговоры.

Активно использует в своей работе технические средства – компьютер, оргтехнику, средства связи, аудиозаписи и т. д.

Условия труда . В различных учреждениях работа секретаря-референта может иметь свою специфику. Работа может быть ненормированной, предполагать командировки. Могут быть востребованы специальные знания в какой-либо области (например, знание технологических процессов, технические знания и т. д.).

Работа секретаря-референта протекает в очень насыщенной информационно-коммуникативной среде. В течение дня ему приходится вступать в контакты с большим количеством людей, отслеживая и регулируя при этом различные информационные потоки. Секретарь-референт должен быть гибким, хорошо приспосабливающимся к изменяющимся условиям.

Области применения . Секретари-референты работают во всех более или менее крупных организациях и учреждениях, ведущих прием посетителей и имеющих документооборот.

Доминирующая профессиональная направленность – на работу с людьми и документами.

Профессиональный тип личности – социальный, исследовательский, конвенциональный.

Доминирующие интересы – к русскому языку и литературе (безукоризненное знание орфографии, пунктуации, стилистики); к психологии общения, этике; к делопроизводству, стенографии, машинописи; к работе с техническими средствами.

Сопутствующие интересы – к эстетике, праву, экономике, иностранным языкам, специальным знаниям.

Необходимые качества: умение ладить с людьми, общительность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, самообладание; качества деловые: ответственность, организованность, хорошая оперативная память, способность концентрировать и распределять внимание, хорошая зрительно-моторная координация. Секретарь-референт должен обладать высокой общей культурой и владеть правильной речью. Желательно (в отдельных случаях необходимо) знание иностранного языка.

Недопустимы: вспыльчивость, грубость, раздражительность, склонность к частой смене настроения.

Медицинские ограничения . Деятельность противопоказана людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями внутренних органов (печени, щитовидной железы и т. д.), психическими недугами, расстройствами нервной системы, проявляющимися в раздражительности; а также людям, имеющим дефекты речи и явные физические недостатки.

Родственные профессии: администратор, референт, секретарь, офис-менеджер, делопроизводитель, приемщик заказов, регистратор, секретарь суда, помощник руководителя.

Профессия секретаря-референта востребована на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Перспективы профессионального роста – повышение квалификации, продолжение образования в колледжах и техникумах по специальности «Делопроизводство и архивоведение», «Государственное и муниципальное управление», продолжение образования в высших учебных заведениях по специальностям «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Менеджмент организации, управление персоналом», «Связи с общественностью», «Государственное и муниципальное управление». Административный рост.

Пути получения профессии – профессиональные лицеи и училища, курсы.

Профессия тесно пересекается с секретарем. Референт - это должностное лицо в организации, и он является непосредственным помощником своего руководителя.

Обязанности референта - подбор материалов документального характера для ознакомления и изучения руководством компании, составление докладов, консультации по различным вопросам. Но чаще можно встретить комбинированную должность - секретарь-референт, в которой функции референта выполняет секретарь.

Референт - это, прежде всего, человек, помогающий и облегчающий работу руководителя. Во все времена в цивилизованном обществе, начальники любых рангов опирались на своих верных и исполнительных помощников, которые, обладая определённой властью, выполняли различные поручения, записывали указы, мудрые мысли и размышления руководителя.

Функции современных секретарей-референтов - делопроизводство, работа с базами данных, организация и координация связи между отделами, непосредственная помощь руководителю, обеспечение его комфортной работы.

Личные качества

Немаловажные качества - коммуникабельность, общительность, высокая степень ответственности. Ведь руководитель полностью доверяет профессионализму секретаря-референта. Подвести руководителя - значит поставить пятно на его репутации и самой организации.

Требования, предъявляемые руководителями к личности референта довольно обширны. Кроме высокого уровня владения профессией требуется пунктуальность, находчивость, исполнительность, организационные способности, приятная внешность.

Образование (Что надо знать?)

Референту понадобятся навыки работы на компьютере и другой оргтехнике, знание офисных программ, хорошая скорость печати, владение иностранными языками. Профессию референта отдельно получить в нашей стране затруднительно.

Некоторые учебные заведения по подготовке секретарей вводят в курс программу реферирования. Так что, желающие работать по специальности секретарь-референт могут получить её в техникумах, на курсах секретарей, переводческих курсах. Но на работу все-таки берут с образованием и лучше с высшим.

Место работы и карьера

Профессия очень массовая. Специалисты требуются в любых офисных организациях. Профессия секретарь-референт - отличная стартовая площадка для многих молодых людей. Узнать изнутри работу офиса, принципы работы с документацией, архивами, ведение протоколов, составление приказов, работа с корреспонденцией, посетителями и телефонными звонками - все это бывает очень полезно для будущей карьеры менеджера.

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)

Институт гуманитарного образования

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (10 мест)
108 000
32 700

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Документоведение и архивоведение

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (8 мест)
119 900
46 000

Факультет Евразии и Востока

Зарубежное регионоведение

Очная (4 года)

бесплатно (3 места)
120 400

Институт лингвистики и международных коммуникаций

Зарубежное регионоведение

Очная (4 года)

бесплатно (6 мест)
126 900

Документоведение и архивоведение

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (15 мест)
138 700
70 000

Уральский гуманитарный институт

Зарубежное регионоведение

Очная (4 года)

бесплатно (9 мест)
175 000

Колледжи и техникумы по специальности Специальность

Прием на базе
9 классов

Прием на базе
11 классов

Стоимость за год
(рубли)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
С е к р е т а р ь, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – это работник, заведующий деловой перепиской, текущими делами отдельного лица или учреждения.
Р е ф е р е н т (от лат. referens, referentis – передающий, сообщающий) – должностное лицо и консультант по определенным вопросам.
С е к р е т а р ь - р е ф е р е н т играет значительную роль в бесперебойной работе в административных, хозяйственных, научно-исследовательских учреждениях, частных фирмах.
Работа секретаря-референта объединяет в себе две профессии – секретаря как технического помощника и референта как организационного консультанта.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Обязанности секретаря-референта в различных учреждениях могут отличаться. Это обусловлено характером работы учреждений, предприятий, организаций, компаний.
Но в основном в о б я з а н н о с т и секретаря-референта входят:
  • прием, систематизация и рассылка корреспонденции и документации;
  • отслеживание сроков исполнения поручений руководителя;
  • оформление документации (распечатка рефератов, приказов и т.п.);
  • составление докладов, документов, писем по просьбе руководителя;
  • организация телефонных переговоров руководителя;
  • организация приемов отдельных посетителей и делегаций (в т.ч. иностранных);
  • подготовка различных мероприятий: заседаний, совещаний, конференций и т.д.;
  • информационное обслуживание мероприятий: подготовка сведений, сообщений, ведение протоколов, стенографирование.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности секретаря-референта - исполнение технических, организационных и информационных функций.
Основные п р е д м е т ы т р у д а – человек (информационное обслуживание) и знаковые системы (тексты, документы, цифры).
В своей работе секретарь-референт использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ручка), электрические и электронные (пишущая машинка, телефон, факс, телекс, магнитофон, диктофон, переговорное устройство, персональный компьютер). Кроме этого, к о с н о в н ы м относятся и его невещественные (функциональные) с р е д с т в а – долговременная и кратковременная память, хорошие устойчивость, распределение и переключение внимания; развитая мелкая моторика рук, деловая устная и письменная речь, деловое поведение, а также органы чувств – зрение, слух.
Работа секретаря-референта имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • нормативными и законодательными государственными актами;
  • правилами внутреннего распорядка учреждений (организаций);
  • этикой делового общения.
Труд секретаря-референта имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о секретарь-референт является исполнителем, т.к. его практическая деятельность полностью зависит от указаний и распоряжений руководителя (отсюда, как следствие, ненормированный рабочий день, неделя), но иногда он является и организатором работы других специалистов внутри и за пределами своей организации.
К о н т а к т ы у секретаря-референта многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц. Это – посетители, руководители других организаций, сотрудники, делегации.
Секретарь-референт несет повышенную м о р а л ь н у ю ответственность за общение с посетителями и сохранность конфиденциальной информации.
Секретарь-референт работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении, рабочее место оборудовано телефоном и различной оргтехникой.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу секретаря-референта могут вносить следующие факторы:
  • повышенная моральная ответственность;
  • постоянное общение с людьми (коммуникативные нагрузки);
  • необходимость часто работать в вынужденном (скором) темпе, гибко перестраиваться и приспосабливаться к быстро меняющимся условиям и заданием работы;
  • ненормированный рабочий день.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • высокий уровень устойчивости и распределения внимания;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • грамотная, четкая, понятная речь;
  • выносливость слухового и зрительного анализатора;
  • внешняя привлекательность (желательно).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение людей);
  • коммуникативные способности;
  • готовность выполнять указания других людей;
  • исполнительность, обязательность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа секретаря-референта не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • верхних дыхательных путей;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, информатике, иностранному языку в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии секретаря-референта обучают в учреждениях начального и среднего профессионального образования или на курсах по подготовке и повышения квалификации секретарей-референтов.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Секретарь, референт, делопроизводитель, администратор, офис-менеджер, приемщик заказов, регистратор.

СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ

Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации.

Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Участвует в подготовке заседаний и совещаний, ведет их стенограммы, регулирует прием посетителей.

По поручению руководителя готовит информацию о телефонных сообщениях, письмах, документах, рефераты по печатным и рукописным материалам, организует их тиражирование, составляет проекты писем и документов.

Работает на персональной ЭВМ, пишущей машинке, средствах организационной техники.

Работа может быть ненормированной, возможны командировки.

Необходимы нормальный слух, хорошая наглядно-образная память, склонность к работе с людьми и документами, умеренная общительность, организованность, доброжелательность, сосредоточенность внимания, эмоционально-волевая устойчивость, приятная внешность.

Деятельность противопоказана людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями внутренних органов (печени, щитовидной железы и т.п.), расстройствами нервной системы, проявляющимися в раздражительности, психическими недугами, имеющим дефекты речи и явные физические недостатки.

Секретарю-референту необходимы хорошие знания в области русского языка, литературы, осведомленность в вопросах информатики, психологии общения, эстетики, желательно знание иностранного языка.

Он должен знать:

    основы научной организации труда, делопроизводство, стенографию, машинопись;

    правила эксплуатации персональных ЭВМ, пишущих машинок, оргтехники, диктофонов, магнитофонов;

    правила орфографии и пунктуации;

    правила внутреннего распорядка,структуру учреждения и функции ответственных сотрудников.

Секретарь-референт должен уметь:

    пользоваться ЭВМ, пишущей машинкой, оргтехникой и другой аппаратурой;

    самостоятельно (по поручению руководителя) готовить проекты приказов, ответы на письма и запросы;

    вести картотеку адресов организаций и лиц, с которыми ведется переписка или переговоры;

    подготавливать рефераты по порученным вопросам;

    вести протоколы заседаний.

5.Пути получения профессии

Профессиональную обучение можно пройти на курсах по подготовке секретарей-референтов, возможно обучение на рабочем месте.

Секретарь-референт может создать структуру по подготовке (оформлению), печатанию, тиражированию деловых бумаг, ходатайств, заявлений и т.п.; фирму, выполняющую переводы с иностранных языков, подготовку рефератов и т.п.

В условиях надомного труда возможно осуществление отдельных из этих функций.

Администратор гостиницы, делопроизводитель, регистратор-приемщик заказов, референт, секретарь-машинистка.

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ (МЕДСЕСТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ)

I.Общая характеристика профессии

Обеспечивает сестринский медицинский уход и лечение престарелым, одиноким тяжелобольным и инвалидам на дому или в стационаре.

Выполняет врачебные назначения, наблюдает за состоянием больного, оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь, вводит различными способами лекарственные вещества, производит подкожные, внутривенные и внутримышечные капельные вливания и т.д.

Перестилает постели, проводит утренний туалет, переодевание, кормление, перевязку и обработку кожи и т.д.

Осуществляет сбор сведений о больных по месту жительства. При отсутствии у больного опекуна оформляет соответствующие документы для перевода больного на инвалидность, назначения пенсии, опекунства.

Обучает население уходу за больными, выдает напрокат предметы ухода, средства реабилитации (инвалидные коляски, трости и др.).

Рассматривает заявки на медицинские услуги. Обеспечивает одиноких престарелых аптечками.

Работает в бригаде медико-социального обслуживания населения, в помещении, посменно, с ночными и праздничными дежурствами, большую часть времени проводит на ногах.

2.Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Необходимы устойчивый интерес к работе с людьми, активность, трудолюбие, бескорыстие, высокая концентрация внимания, быстрая реакция, точная зрительно-моторная координация, эмоциональная устойчивость, физическая выносливость.

3.Медицинские противопоказания

Деятельность противопоказана людям, страдающим хроническими инфекционными заболеваниями, тяжелыми функциональными расстройствами сердечно-сосудистой и нервной системы, аллергическими заболеваниями, являющимся бактерионосителями, имеющим серьезные нарушения речи, слуха, зрения.

4.Требования к профессиональной подготовке

Сестре милосердия необходима хорошая общеобразовательная подготовка по биологии, анатомии, физиологии, ботанике, физике, химии.

Ей нужно знать особенности заболеваний в старости, основные понятия об этике и деонтологии, уметь ориентироваться в правовых вопросах благотворительной службы и социального обеспечения, владеть техникой выполнения медицинских процедур по уходу и лечению, методами реанимации.

5.Пути получения профессии

Профессиональную подготовку можно получить в медицинском училище (дневное и вечернее обучение, срок обучения три года на базе 11 класса), а также на специализированных медицинских курсах.

6.Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Перспективно создание службы “сестринская комната милосердия” по уходу за тяжелобольными на дому на коммерческой основе или предоставление в частном порядке медицинской помощи нуждающимся людям.

7.Родственные профессии (специальности)

Акушерка, зубной техник, фармацевт, фельдшер, преподаватель в медицинском училище.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Главная задача следователя - раскрыть преступление,найти и изобличить преступника. Главное средство для этого -собирание и закрепление доказательств. Собираемые доказательства должны быть убедительными для суда,объективными и должны давать возможность в случае необходимости их перепроверить.Преступник, как бы он ни старался, всегда оставляет следы. Важное значение для выявления этих следов имеет осмотр следователем места происшествия. Часто бывает так, что уже в процессе осмотра обнаруживаются решающие улики. На вооружении следователей имеется новейшая криминалистическая техника; для выездов на места происшествий используются передвижные криминалистические лаборатории. Следователи снабжены магнитофонами, видеомагнитофонами, кино- и фотоаппаратурой. Найденные улики следователь отправляет на экспертизу, в зависимости от результата которой улика становится или не становится доказательством. Далее следователь обязан снять показания с обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Для этого он должен провести допрос, наладить психологический контакт с человеком,получить от него максимум нужной информации и правильно ее оценить. Закончив расследование по делу и раскрыв преступление, следователь представляет его прокурору с обвинительным заключением. Если прокурор утверждает обвинительное заключение, он направляет дело в суд.

2. Знания,умения.

Должен знать: Конституцию СССР, гражданское и уголовное право, методы криминалистики, психологию, основы физики, химии, биологии и медицины.

Следователь должен быть человеком честным, порядочным, высоконравственным. Постоянный поиск и сличение доказательств требуют напряженной работы ума, большого объема внимания; необходимость выбора из поступающих сведений нужной информации невозможна без избирательности внимания, а постоянная смена различных версий - без его переключаемости. Важное качество следователя - долговременная структурированная память, позволяющая ему помнить факты, улики, доказательства, процедуры ведения дел, которые происходили со многими годами раньше. Необходимость постоянно сравнивать, анализировать требует хорошо развитого логического мышления.Раскрытие преступлений требует личной инициативы,упорства, настойчивости и ответственности за свои поступки.

Нервно-психические заболевания, выраженные формы гипертонии.

Получить профессию следователя можно на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, а также в учебных заведениях и академии МВД СССР.

СЛЕСАРЬ-ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИК

В инструментальных цехах предприятий машиностроения и металлообработки изготовляет и ремонтирует инструменты, приспособления, оснастку для производства массовой продукции, например, для установки и закрепления обрабатываемой заготовки и режущего инструмента (патроны,планшайбы, оправки и др.). Создают они и крупную технологическую оснастку, штампы для холодной и горячей штамповки, пресс-формы.Производит термообработку, рихтовку деталей, нарезает резьбу, размечает и вычерчивает штампы, регулирует оптические приборы.

2. Знания,умения.

Должен знать: основы технического черчения, геометрические и тригонометрические построения, свойства и способы обработки различных видов сталей, способы термообработки точного контрольного инструмента, систему допусков и посадок, классы точности и чистоты обработки.

3. Профессионально важные качества.

Слесарь-инструментальщик должен обладать развитым нагляднообразным техническим мышлением, способностью к пространственному представлению, моторной кратковременной памятью, распределением и переключением внимания. Очень важны склонность к ручному труду, оперативность, быстрота реакции, ловкость рук, точность и скоординированность движений.

4. Медицинские противопоказания.

Бронхиальная астма, склонность к простудным заболевани ям, выраженные сердечно-сосудистые заболевания, плохое зрение, плоскостопие.

СЛЕСАРЬ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ

Осуществляет сборку машин и механизмов, операции по подгонке, соединению, креплению отдельных деталей.

Использует ручные и механизированные слесарно-сборочные (гаечные ключи, напильники, зубила, пневматические гайковерты и др.) и измерительные (штангенциркули, микрометры и др.) инструменты.

Слесарь 2-3 разряда выполняет резку заготовок из прутка, сверление отверстий на простом сверлильном станке, нарезание резьбы метчиками и плашками, соединение деталей и узлов пайкой и клепкой, притирку деталей среденей сложности, испытание узлов и механизмов на специальных установках. Эти работы выполняются с невысоким классом точности (5-7).

Слесарь 4-6 разряда более ответственные и сложные работы. Производит сборку и регулировку особо сложных машин, статическую и динамическую балансировку ответственных деталей и узлов, производит расчет зубчатых сцеплений, выявляет и устраняет дефекты сборки, участвует в составление пасмпорта на собираемые и испытываемые машины.

Работает индивидуально или в составе бригады, чаще всего в закрытом помещении.

На крупных предприятиях возможна работа на конвейере.

Основная рабочая поза - положение "стоя".

Для успешной профессиональной деятельности необходимы достаточная физическая сила, хорошая мышечная чувствительность, подвижность кистей, пальцев рук и согласованность их движений,хороший линейный и объемный глазомер, умение сосредотачить внимание, хорошая образная память, развитое техническое и наглядно-действенное мышление, пространственное воображение (умение мысленно манипулировать объектами, способность предс тавить их в различных проекциях).

Деятельность не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердца, суставов, легких и дыхательных путей, болезнями опорно-двигательного аппарата, кожи, имеющим дефекты зрения и слуха (низкая острота зрения, устойчивость ясного видения и т.п.), аллергию на запахи машинных масел, эмульсий и т.п., нервно-психическими заболеваниями.

Требуется знание основ физики (особенно механики, гдравлики), математики (геометрии), технического черчения.

Необходима подготовка в области технологии металлов, знание принципов работы машин, механизмов и станков, устройства и назначения контрольно-измерительных инструментов, владение навыками обработки металлов, их разметки, термообработки, сварки.

5. Пути получения профессии

Профессию можно получить в профессионально-техническом училище, учебном центре или техникуме.

Возможна организация собственного дела - производственной мастерской, цеха и т.п.

Инструментальщик, наладчики, станочники и электромеханики различных типов и видов механизмов, машин, агрегатов; ремонтники различных профилей, слесари других специальностей. .

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

1. Общая характеристика профессии

Производит техническое обслуживание, разборку, ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей.

Разбраковывает детали после разборки и мойки, осуществляет статическую и динамическую балансировку деталей и узлов. Выполняет операции по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок.

Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования.

Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта.

Оформляет приемо-сдаточную документацию.

К работам по 2-3 разряду относятся опиловка, промывка, чистка и смазка деталей, зачистка заусенцев, смена тормозных колодок, сцепления, масел.

Слесарная обработка производится по 4-7 классам точности.

Слесарь 5-6 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и ответственных агрегатов автомобилей. При этом должен обеспечиваться 1 класс точности обработки.

Работа преимущественно посменная, индивидуальная, в помещении и на открытом воздухе. Характерны неудобные рабочие позы, поднятие и перемещение тяжелых предметов, наличие запахов масел, бензина и др.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Необходимы физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный),подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошая образная и оператив. ная память, технический интеллект, высокий объем и распределение внимание, а также наблюдательность, терпение, дисциплинированность и ответственность.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, аллергическими заболеваниями, выраженными дефектами зрения и слуха, серьезными нервно-психическими расстройствами.

4. Требования к профессиональной подготовке

Требуется хорошая подготовка по физике (особенно механике и гидравлике), а также математике и черчению в объеме средней школы.

Необходимы следующие знания:

правила техники безопасности;

основ электротехники и металловедения, действующих технических условий, допусков, посадок, классов точности и чистоты обработки;

основ экономики и организации ремонтных работ;

устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;

правила эксплуатации используемого оборудования.

Необходимы навыки обработки металла резанием и желательны навыки вождения автомобиля.

5. Пути получения профессии

Подготовку по специальности можно пройти в профессионально-технических училищах, технических колледжах и лицеях, учебно-курсовых комбинатах. Принимаются лица с неполным средним образованием. Срок обучения три года с получением среднего образования и два года без получения среднего образования. .

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

7. Родственные профессии (специальности)

Слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, слесарь подвижного состава, слесарь путевых машин и механизмов, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, станочник.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Для бесперебойного осуществления перевозок подвижной состав должен постоянно находиться в рабочем состоянии. Эта задача возлагается на слесаря, который специализируется на ремонте тепловозов и электровозов.

Все работы выполняются в депо или на заводах комплексными бригадами. Входящий в их состав слесарь по ремонту подвижного состава с помощью специальных приборов выявляет неисправности и демонтирует тяговые двигатели,вспомогательные машины и ходовую часть. Он разбирает узлы, подбирает необходимые материалы, использует подъемно-транспортные приспособления.По завершении ремонтных работ слесарь производит сборку узлов двигателей и механизмов и после испытания на специальных стендах участвует в монтаже их по месту эксплуатации.

2. Знания, умения.

Должен знать: устройство узлов и приборов, технологический процесс их ремонта, инструменты, приспособленияи контрольно измеритель ные приборы, применяемые при ремонте, свойства металлов и вспо могательных материалов, иметь хорошую подготовку по физике, чер чению, математике.

3. Профессионально важные качества.

Чтобы успешно справляться с работой,слесарь должен быть внима -тель ным, наблюдательным, осторожным и исполнительным, обла дать развитым чувством ответственности.Не маловажное значение име -ет хорошо развитое техническое мышление,способность к простран ственным представлениям.

4. Медицинские противопоказания

Плохое зрение, наруше ние координации движений,заболевания опорно -двигательного аппарата, препятствующие работе руками, заболева -ния суставов.

Профессию слесаря по ремонту подвижного состава можно получить в СПТУ.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1. Общая характеристика профессии

Работает на хладокомбинатах, перерабатывающих предприятиях пищевой промышленности. Обслуживает холодильные установки по выработке искусственного холода. Выявляет и устраняет неисправности, разбирает и собирает отдельные узлы и механизмы, осуществляет их смазку,чистку, затяжку подшипников, подтяжку ремней. Проверяет исправность пусковых механизмов.Использует ручные и мехнизированные инструменты (зубила,напильники, гаечные ключи, микрометры и др.).Профессия включает операции 2-6 разрядов сложности. По 2 разряду тарифицируются относительно простые подготовительные операции (промывка, смазка, чистка), слесарная обработка деталей по 5-7 классам точности. По 5 разряду тарифицируется техническая диагностика особо сложных узлов механизмов, подлежащих ремонту, слесарная обработка и подгонка деталей, узлов по 1-2 классам точности. По 6 разряду выполняется самый ответственный этап ремонта - проверка на точность и испытание агрегата под нагрузкой.Работа выполняется в помещении, как правило, в составе бригады. Возможны круглосуточные дежурства. Отдельные операции выполняются в неудобной позе.Работает в неблагоприятных микроклиматических условиях (пониженная температура воздуха), не исключено воздействие токсичных взрывоопасных веществ.Профессия мужская.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Физическая выносливость, нормальная острота зрения и слуха, хороший линейный и объемный глазомер, концентрация и переключение внимания, хорошее пространственное воображение,хорошая оперативная память, быстрая реакция на аварийные сигналы, эмоционально-волевая устойчивость, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, осторожность.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы,имеющим пониженные показатели зрения и слуха, аллергию на хладагенты.

4. Совместимость с нарушения здоровья и инвалидностью

Лицам с незначительно ограниченной подвижностью ног, имеющим хронические заболевания внутренних органов с редкими обострениями доступно выполнение отдельных опеаций, не требующих значительных физических усилий (например, опиливание, сидя, мелких деталей напильником вручную или на настольном опиловочном станке).

5. Требования к профессиональной подготовке

Подготовка в области физики (механика, теплофизика), организческой химии, черчения.Знание принципов действия,устройства и правил эксплуатации холодильной установки,машин, аппаратов; норм заполнения холодильного оборудования аммиаком и водоаммиачным раствором.Умение выполнять работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов.

6. Пути получения профессии

Торгово-промышленные техникумы, профтехучилища, учебные центры.

7. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно создание малого предприятия по ремонту холодильной техники.

СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК

I. Общая характеристика профессии

Широко распространенная, сквозная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда.

Слесарь-ремонтник выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов.

Для определения неисправностей осуществляет техническую диагностику механизмов и намечает план ремонтных работ.

Знакомится с паспортом машины, чертежами ее основных частей, после чего приступает к разборке.

В процессе ремонта выполняет слесарные работы: рубку, правку, резку, сверление, опиливание, нарезание резьбы и т.п. При этом использует разнообразные слесарные инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.) и контрольно-измерительные приборы.

В процессе сборки оборудования производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаимное расположение в соответствии с техническими условиями; регулирует и налаживает работу механизмов.

Слесарь-ремонтник должен не только наладить и испытать отремонтированное оборудование, но и полностью подготовить его к работе.

Работает в помещении, индивидуально или в составе бригады.

Работа требует значительных физических усилий. Профессия имеет 1-6 разряды.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Слесарь-ремонтник должен обладать физической силой и выносливостью, тонкой мышечной и слуховой чувствительностью, иметь хорошее зрение.

Ему нужны подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, точный глазомер (линейный и объем ный), развитое пространственное воображение, хорошая образная и двигательная память, техническая сообразительность.

3. Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана лицам, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, дыхательных органов (бронхиальная астма), сердечно-сосудистой системы, имеющим предрасположенность к аллергическим заболеваниям, выраженные дефекты зрения и психические недуги.

4. Требования к профессиональной подготовке

Слесарь-ремонтник должен иметь хорошие знания в области физики, химии, металловедения.

Он должен знать:

правила техники безопасности;

устройство принципы работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин;

свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел;

технологию планово-предупредительного ремонта;

способы восстановления изношенных деталей;

технические условия на испытания, регулировку и приемку узлов, механизмов и оборудования после ремонта;

допуски, посадки и классы точности;

устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов.

Слесарь-ремонтник должен уметь:

устанавливать степень износа оборудования;

составлять дефектные ведомости на узлы и детали, подлежащие ремонту;

делать эскизы деталей, которые требуется заменить;

выполнять комплекс слесарно-ремонтных операций (шабрение, притирку, сверление, термическую обработку, нарезание резьб);

проверять станки и механизмы на точность;

5. Пути получения профессии

Специальность можно получить в профессионально-технических училищах, технических колледжах, учебных центрах и на курсах.

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Слесарь-ремонтник может создать малое предприятие по ремонту и наладке различных видов производственной, бытовой и другой техники.

7. Родственные профессии (специальности)

Различные слесарные и станочные специальности.

С возникновением письменности в древности появилась небольшая группа грамотных людей, занимающихся переписыванием различных текстов. Такие писцовые копии на Руси известны еще с XI века. В XIX веке в многочисленных департаментах России над переписыванием огромного числа бумаг и документов трудились чиновники — титулярные советники. С развитием технического прогресса все больше ощущалась необходимость в создании высокопроизводительных печатных машин. Первая промышленная модель пишущей машины была изобретена в США в 1867 году Н. Шолсом, С. Суле, К. Тлидденом.

В настоящее время на смену ей пришел персональный компьютер. Несомненно, работа по печатанию различных документов стала значительно легче. Но тем не менее деятельность секретарей-референтов не сводится только лишь к механическому набиванию текстов. Помимо этого они должны обладать еще многими умениями. По сути, секретарь-референт — это "правая рука" руководителя.

Профессиограмма "Секретарь-референт"

Наименование профессии секретарь-референт (секретарь)
Доминирующий способ мышления адаптация — координация
Дополнительный способ мышления приложение — регуляция; производство — выносливость
Область базовых знаний №1 и их уровень делопроизводство и архивоведение, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень канцелярская работа с использованием оргтехники, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область социальная (общественная) сфера
Межличностное взаимодействие частое по типу "напротив"
Доминирующий интерес предприимчивый
Дополнительный интерес реалистический
Условия работы в помещении; сидячий
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии "Секретарь-референт":

  • выполнение технических функций по обеспечению и обслуживанию работы руководителя организации или ее подразделений;
  • получение для руководителя сведений от работников подразделений, вызов их по его поручениям, организация приема посетителей;
  • организация телефонных переговоров руководителя;
  • оформление деловой переписки руководителя, сортировка корреспонденции;
  • осуществление работы по подготовке заседаний или совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания и их регистрация);
  • печать по указанию руководителя различных материалов, документации и отправление их по адресатам с использованием оргтехники;
  • стенографирование текстов подготавливаемой руководителем документации, протоколов заседаний с последующей их расшифровкой и печатанием на компьютере;
  • составление по просьбе руководителя различных докладов, писем, документов;
  • формирование дел в соответствии с утвержденными правилами, обеспечение их сохранности и в установленные сроки сдача в архив;
  • обеспечение руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создание условий, способствующих эффективной работе руководителя.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности секретаря-референта:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • высокая помехоустойчивость (способность эффективно работать на фоне помех);
  • высокий уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете или действии, удерживать в поле зрения несколько предметов или совершать одновременно несколько действий, быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой);
  • хорошее развитие мелкой моторики рук (способность быстро и четко выполнять движения с помощью пальцев рук);
  • способность быстро действовать;
  • умение четко и ясно говорить, правильно строить фразы и произносить слова, умение лаконично (кратко) выражать свои мысли;
  • высокий уровень развития зрительного восприятия текста (быстрота восприятия);
  • развитие мнемических способностей (хорошо развитая кратковременная и долговременная память, способность к механическому и осмысленному запоминанию информации, развитие слуховой и зрительной памяти);
  • развитие двигательной памяти (способность запоминать движения для каждого пальца обеих рук);
  • умение хорошо разбирать рукописный текст.
  • эмоциональная устойчивость;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • доброжелательность, тактичность;
  • последовательность в делах;
  • настойчивость и твердость;
  • коммуникабельность (общительность);
  • способность планировать свою работу;
  • склонность к работе с документами.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неспособность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • неспособность работать в подчинении, сильно выраженная склонность к лидерству, руководству;
  • медлительность, нерасторопность;
  • неумение планировать свою работу;
  • низкий уровень развития всех видов и типов памяти.

Области применения профессиональных знаний:

  • фирмы, компании, организации, предприятия любого профиля (приемные руководителей, директоров).