Что не является продуктом труда менеджера. Трудовая деятельность менеджера, ее особенность

Понятие управления и менеджмента, их общность и различие в теории и на практике

Определение управления

Это - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), ориентированная:

Либо на сохранение некоторой программы функционирования (гомеостаз), её основного качества - сохранение структуры, поддержание режима деятельности; обеспечивает устойчивость и выживание

Либо на реализацию программ и целей её развития , изменения состояния или предания ей новых свойств и качеств;

Либо на переход из одного состояния в требуемое.

Термин «менеджмент», "management" американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Означает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

На русский язык переводится как руководство, близко к русскому слову «руководить», «править» и подразумева-ет деятельность руководителя по организации и осуществлению управления подчиненными. Например, «Я руковожу коллективом…». В научной литературе термин «менеджмент» закрепился как корпоративное управление.

Отличия

¨ Исторически управление возникло значительно раньше, чем менеджмент.

¨ Управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике. Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования. Сложность этого типа управления заключается в том, что любой руководитель в своей деятельности сталкивается с необходимостью управления людьми и машинами, процессом производства и продажами, финансами и временем. И всё это – одновременно.

¨ В.Р.Веснин: «Менеджмент - это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в «автономном плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам.



¨ Менеджмент относится только к тем катего­риям организаций, фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получение прибыли (предпринима­тельского дохода), независимо от характера такой деятельности. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы , в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, может и не иметь их, работая по найму на должности управляющего ».

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой де­ятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной дея­тельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных наме­ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического ме­ханизма менеджмента.

Менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

Постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

Хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия ре­шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты дея­тельности фирмы или ее подразделений;

Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от со­стояния рынка;

Конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно само­стоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "уп­равление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой дея­тельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельно­сти (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-эко­номическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных усло­виях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента пони­мается деятельность фирмы:

В любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

В любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конк­ретных целей деятельности фирмы.

Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получе­ния прибыли и выступа­ющих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация техно­логического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство; разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение тре­буемого уровня качества продукции; осуществление коммерческих операций; проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; обес­печение технического обслуживания продукции; материально-техническое снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обес­печение персоналом.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и прак­тики управления. Это концепции: научного управления; административного управления; управления с позиций психологии и человеческих отношений; управления с позиций науки о поведении.

Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу; системный подход; ситуационный подход.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, коор­динация работы всех подразделений фирмы;

Постоянный поиск и освоение новых рынков.

Определение конкретных целей развития фирмы;

Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательно­сти решения;

Разработка стратегии развития фирмы;

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, коорди­нации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

В условиях современной экономики задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Особенности труда менеджера, руководителя

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбини­рования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализа­ции работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специ­альностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, стати­стиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руко­водством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целому

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к про­фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид дея­тельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специ­алиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации.

Особенности труда руководителя:

1. Отсутствует непосредственное участие в создании материальных ценностей, но предусматривается активное участие в организации производства.

2. Умственный характер деятельности.

3. Нелимитированный характер труда.

4. Отсутствует четкое завершение работы.

5. Работа сложно поддается количественному учету.

6. Повышенные нервно-психологические нагрузки, связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений.

7. Предусматривается выполнение множества всевозможных операций в течение рабочего дня.

8. Предусматривается принятие множества решений за короткий период.

9. Предмет труда руководителя – информация, которую он использует для принятия решений.

10. Орудия труда руководителя – средства работы с информацией.

Особенность труда руководителя заключается в многоаспектности его деятельности:

1. Экономический аспект – в процессе управления происходит координация материальных и трудовых ресурсов для достижения целей.

2. Социально – психологический аспект – построение системы власти, которая определяет отношение менеджера с исполнителями. Формирование традиций, обычаев, норм поведения в организации.

3. Правовой аспект – менеджер отражает структуру государственной и местной власти, а так же действующее законодательство.

4. Организационно – технический аспект – рациональная оценка ситуации, выбор целей и задач, построение системы мотивации персонала и системы контроля.


4. Роли руководителя

Роль – ожидаемый набор действий/поведений руководителя, занимающего постоянную должность, наделенного полномочиями в области руководства, принимающего решения по конкретным видам деятельности фирмы. Уважаемый лектор выделил такие роли:

Роли менеджера
-глава организации
- управленец
- принимающий решения
- руководитель-предпринимат.
- распространител ресурсов
- представитель

Коммуникац.и информацион. функции:
- лидер
- связ.звено
- устранитель нарушений
- проводник
- приемник инфы
- распространитель инфы

Творческие роли:
- генератор идей
- эрудит
- эксперт
- энтузиаст
- стратег
- разработчик (?)

Поведенческие роли:
- оптимист
- трудоголик
- и так далее

Типология в России:
- мыслитель
-штабной работник
- организатор
- кадровик
- воспитатель
- дипломат

Другие уважаемые исследователи также рассматривали вопрос о роли руководителя:

Психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой:

1. «Регламентатор» - стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы. 2. «Коллегиал» - ориентация на коллект формы принятия решений и системы размытого контроля. 3. «Показушник» - приоритет оперативного реагир на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры. 4. «Объективист» - ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы. 5. «Формалист» - перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов. 6. «Максималист» - ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований. 7. «Организатор» - ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение. 8. «Диспетчер» - стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.

Управленческая ролевая типология, созданная Г. Минцбергом:

А) Межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения отношений (руководитель – «первое лицо», лидер, связующее звено)

Б) Информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации (собиратель информации, распространитель информации, эксперт)

В) Функциональные роли, связанные с принятием решений (предприниматель, корректор, распределитель ресусов, переговорщик)


5. Требования к менеджеру в различных видах деятельности: в международной, исследовательской, инновационной

Общие требования, предъявляемые к современному менеджеру, предполагают наличие у него прежде всего высокого профессионализма и компетентности. Руководитель должен досконально знать дело, которым занимается, быть в нем специалистом. У него должны быть одновременно качества и администратора, и лидера. Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе. Он должен быть коммуникабельным и обладать воображением стратега. Его интеллектуальные горизонты должны быть широкими, моральные стандарты - высокими. Он должен понимать природу управленческого труда и процессов менеджмента, знать должностные и функциональные обязанности менеджера, способы достижения целей и обеспечения роста эффективности работы организации, умело использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе, владеть искусством управления людьми и налаживания внешних связей. Менеджеру очень важно иметь способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать свою квалификацию (знания и умения). Он должен работать с подчиненными так, чтобы они прониклись пониманием нужности дела, которым заняты. Он должен уметь объяснить подчиненным стратегию организации, убедить их в том, что его видение перспективы реалистично. В основе же всех достоинств преуспевающего руководителя лежит честность. Без честности нет доверия. Лидерство базируется на доверии, и эффективность управления зависит от доверия.

Командно-административная система управления не нуждалась в кадрах, способных принимать решения, самостоятельно анализировать ситуацию, находить общий язык с потребителями, определять оптимальные варианты, связанные с выгодностью того или иного плана. Системе требовался специалист-робот, любой ценой реализующий конкретное задание, которое им не разрабатывалось и которое планировалось сверху. Под этот план руководитель получал фонды на ресурсы. Ему не нужно было искать поставщиков. Он получал перечень предприятий, которым надо отправлять продукцию в определенное время. Не нужно было знать рынок, так как за руководителя решали, что и когда нужно потребителю. Всякая же незапланированная инициатива была недопустима.

В условиях перевода основных звеньев производства на эффективный режим хозяйствования в рыночной экономике предъявляются новые требования к менеджерам, специалистам и ко всей системе обучения и выдвижения управленческих кадров. Сейчас руководителям и специалистам важно овладеть не только знаниями, позволяющими решать конкретные проблемы рыночной экономики, выбирать перспективные производственные про- граммы, устанавливать горизонтальные связи и осуществлять переход на сугубо коммерческие отношения, но освоить человековедческие знания. В них коренятся огромные и во многом неоцененные резервы эффективности управления.

Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются:

  1. Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности организации и необходимые для этого средства и действия. Это самая важная функция управления, без осуществления которой вся дальнейшая производственная деятельность бессмысленна.
  2. Организация – это распределение обязанностей, полномочий и ответственности в организации, т.е. определение того, кто и что будет делать.
  3. Мотивация – определение побудительных мотивов сотрудников организации к более продуктивному труду.
  4. Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Специфика труда менеджера заключается в том, что он, как руководитель, не принимает непосредственного участия в процессе производства, он только руководит и направляет данный процесс.

Предметом труда менеджера является информация.

Объектом воздействия менеджера является человек (клиент, сотрудник, деловой партнёр и т.д.).

Средством труда менеджера является оргтехника (компьютер, принтер, факс и т.д.).

Продуктом труда менеджера является информация.

Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 25 – 36 читать

Лекция № 2

Эволюция менеджмента. Основные научные школы менеджмента.

Менеджмент (управление) в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

  • Политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах.
  • Экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов.
  • Оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые могли координировать и направлять деятельность человеческих групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.).

Принято выделять несколько этапов развития науки об управлении:

I. «Древний» период (9 – 7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.). Первые и самые простые формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В период образования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Китай) формируется государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники – писцы и др.). В средние века функции управления в феодальных поместьях осуществляли управленцы – мажордомы. Некоторые из них сосредотачивали в своих руках огромную власть (например, король франков Пэпин, отец Карла Великого начинал простым мажордомом в поместье короля Дагоберта). На Руси таких управленцев называли тиуны.



II. Второй период развития науки об управлении – «индустриальный» (1776 – 1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии управления в этот период принадлежит Адаму Смиту (1723 – 1790). Он проанализировал различные формы разделения труда, описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда, а также внёс значительный вклад в развитие представлений о государственном управлении.

III. Период систематизации (1890 – 1950 гг.). В этот период формируются основные школы управления.

IV. Информационный период (1950 – по настоящий момент). Происходит постоянная систематизация и информатизация управленческого процесса. В управлении всё чаще применяют компьютеры и новейшие информационные технологии.

Основные научные школы управления:

I. Научная школа управления (1885 – 1920 гг.).

Основоположником научной школы менеджмента принято считать Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915 гг.).

Основные взгляды Тейлора были изложены в книгах «Управление предприятием» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.).

Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для работы с персоналом (кадровых менеджеров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри так и вне предприятия, обосновали необходимость рационализации труда и её мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые являются актуальными и по сей день:

1) Чётко выраженные цели – это исходный пункт управления.

2) Главное качество менеджера – здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин.

3) Для совершенствования процессов управления необходима грамотная и компетентная консультация профессионалов.

4) Необходимое условие нормальной трудовой деятельности – дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением.

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт.

7) Чёткое распределение обязанностей и полномочий.

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9) Нормализация условий труда.

10) Нормирование трудовых операций.

11) Письменные стандартные инструкции для персонала.

12) Вознаграждение за производительность.

II. Административно – классическая школа менеджеров (1920 – 1950 гг.). Основоположником данной школы является французский промышленник Анри Файоль (1841 – 1925). В 1916 г. вышла его книга «Общее и промышленное управление», в которой он раскрыл основные принципы научного управления. Последователи Файоля сформировали теорию управления всей организацией. Вклад данной школы заключается в том, что основатели рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация может достичь успеха. Файоль выделил в управлении производственным процессом следующие группы операций:

1. Технические операции.

2. Коммерческие операции.

3. Финансовые операции.

4. Страховые операции.

5. Учётные операции.

6. Административные операции.

Тесное взаимодействие между данными группами операций и было конечной целью административной школы.

III. «Школа человеческих отношений» (с 1950 – ых гг. до настоящего времени).

и Элтона Мэйо (1880 – 1945). Данная школа появилась на волне многочисленных выступлений трудящихся за свои права по всему земному шару. Исследователи школы человеческих отношений предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников будет возрастать, что приведёт к увеличению производительности труда. Суть школы человеческих отношений составляет управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии.

Основное содержание теории человеческих отношений составляет обоснование необходимости следующих действий:

  • Развития у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
  • Создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»;
  • Переход от «центрального» авторитета к «фундаментальному» авторитету, т.е. от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 14 – 17 читать, стр. 20 – 21 письменно выполнить задание 3, обосновать свой ответ в письменном виде.

Лекция № 3

Основные подходы к управлению.

В настоящий момент в управлении насчитывают 13 научных подходов:

Название Краткое содержание
Административный При административном подходе определяются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативно – правовых актах
Вопроизводственный Данный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Динамический При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, на основании прошлой деятельности организации делается прогноз её возможного будущего развития
Интеграционный При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления
Количественный Сущность данного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчётов, экспертных оценок, системы баллов и др.
Комплексный Наиболее объёмный подход в управлении. При его применении учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты управления в их взаимосвязи. Если упустить хоть один из них, то проблема не будет решена.
Маркетинговый Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых своих задач на потребителя.
Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать своё место в организации и свои собственные возможности. Основной целью этого подхода является повышение эффективности работы фирмы за счёт повышения качества человеческих ресурсов.
Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.
Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (см. схему)
Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Функциональный Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для её удовлетворения.

Сущность системного подхода в управлении:

При системном подходе любой управленческий объект (подразделение или целая организация) рассматривается как система (совокупность взаимосвязанных элементов), имеющая вход (поступающие в организацию людские, материальные и финансовые ресурсы), процесс в системе, связь с внешней средой, обратную связь и выход (продукт организации – товар или услуга).

Сущность данного подхода: для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса в системе и связи с внешней средой. Если качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценке предыдущих элементов.

Например: качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительное, и даже если сам производственный процесс проходит отлично, то всё равно, качество выхода предприятия будет удовлетворительным.

Схема системного подхода:


Домашнее задание: по учебнику Н.А.Зайцевой стр. 36 – 41 читать

Лекция № 4

Процессный подход в менеджменте. Виды управленческих решений.

Одна из современных концепций управления основана на выделении бизнес – процессов и построении системы эффективного управления ими. При этом используется несколько основных понятий:

Бизнес – процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определённой технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для потребителя.

Владелец бизнес – процесса – должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своём распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за этот процесс.

Ресурсы бизнес – процесса – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса, т.е. это информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес – процесса и находящиеся в распоряжении владельца бизнес – процесса.

Показатели бизнес – процесса – количественные и / или качественные параметры, характеризующие бизнес – процесс и его результат.

Показатели эффективности бизнес – процесса – параметры бизнес – процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Структура бизнес – процесса


Управленческое Отчёт о бизнес - процессе

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА

ПОНЯТИЯ: УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ

Возникновение управления как особого вида человеческой деятельности уходит в глубь веков. Оно обусловлено необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей (например, охота, скотоводство, земледелие, обеспечение безопасности и т.п.). В этом смысле управление - это осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей.

С развитием общества возникла объективная необходимость управления другими сферами деятельности человека. В настоящее время можно выделить следующие виды управления (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Виды управления

Техническое управление - управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей и т.д.).

Идеологическое управление - внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями.

Социальное управление - целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. На практике наблюдаются два типа социального управления: стихийный и сознательный. При первом - воздействие на общество происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (традиции, обычаи и т.п.), второе - предполагает наличие специальных органов управления, действующих по заданной программе.

Государственное управление - управление социально-экономической жизнью общества через различные институты (правовая система, министерства, ведомства и т.п.).

Муниципальное управление - составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаи­модействие его с субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Хозяйственное управление - управление производственной и эко­номической деятельностью коммерческих и некоммерческих орга­низаций, функционирующих в рыночных условиях.

Учитывая вышеизложенное, термину «управление» можно дать наиболее общее определение.

УПРАВЛЕНИЕ - осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).

Управление можно также рассматривать как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. С этой точки зрения правомерным будет и другое определение понятия «управление».

УПРАВЛЕНИЕ - воздействие субъекта управления на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели.

Согласно данному определению, в любой организации можно выделить управляющую и управляемую подсистемы, каждая из которых имеет определенную самостоятельность и собственное предназначение.

Управляющая часть {субъект управления) - это директор, руководители среднего и низшего уровней управления. Часть (организации), на которую направлено управляющее воздействие, - это объект управления. Объектами управления могут быть производственные и иные процессы, виды деятельности (финансы, маркетинг, инновации и т.п.), подразделения, отдельные работники.

Взаимодействие между субъектом и объектом управления характеризуется следующими моментами:

1) субъект управления направляет объекту управления распоряжения, которые содержат в себе информацию о том, что он должен делать;

2) объект управления получает и выполняет распоряжения субъекта управления.

Условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления:

Они должны соответствовать друг другу;

Субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью;

Им необходимо осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи;

Они должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: один - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном исполнении.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средствами труда, самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация. В первом случае (в качестве предмета труда) она «сырая», а поэтому не может применяться в практике. В результате управленческой деятельности на основе информации формируется решение, исходя из которого объект управления может предпринимать конкретные действия.

С переходом на рыночные отношения внашей стране начал широко использоваться термин «менеджмент», имеющий американское происхождение.

На практике этим термином характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью организаций, функционирующих в конкурентной рыночной среде. В этом смысле понятие «менеджмент» является менее емким, чем понятие «управление».

Наиболее часто встречающиеся определения термина «менеджмент» в современной литературе.

МЕНЕДЖМЕНТ –

- управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений;

- самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению организацией или ее конкретной сферой.

Следовательно, применительно к организации, функционирующей в рыночных условиях, понятие «менеджмент» адекватно понятию «управление». Поэтому термины «управление» и «менеджмент» можно рассматривать и использовать как синонимы.

В современной российской практике термин «менеджмент» используется также в следующих значениях:

Наука управления;

Орган управления и люди, его составляющие.

Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, - профессиональный характер управленческой деятельности, выполнение которой возложено на менеджера.

МЕНЕДЖЕР -

Наемный профессиональный управляющий;

Специалист по менеджменту;

Член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Труд менеджера по сравнению с другими видами труда в организации имеет существенные особенности:

1) это, прежде всего, умственный труд, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-технической и другой деятельности;

2) предметом труда менеджера является информация, а средством труда - организационная и вычислительная техника;

результат труда менеджера - это принятое решение и организация его выполнения другими работниками.

Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных.

Необходимо различать понятия «менеджер» и «предприниматель».

Предприниматель -

Самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск, под свою ответственность (материальную, социальную, уголовную) в целях получения прибыли;

Дееспособный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.

Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.

Главным стержневым элементом во всей работе менеджера остается принятие решения, определение того, какие надлежит выработать меры воздействия, когда, что, как и кому делать. Если предметом и продуктом труда менеджера вообще является информация, сбором, переработкой и передачей которой он занят, то продуктом труда менеджера-руководителя является командная информация, получаемая в процессе принятия решения.

Социальная концепция понятия «решение» учитывает как формально-логический подход (любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному критерию), так и психологический (этап волевого акта, появления психических преобразований), и решение представляет собой процесс и результат выбора (в виде целей, способов действий, оценок, мотивов, установок, подходов).

Социальные решения, принимаемые менеджером, чаще всего носят комплексный характер и включают в себя экономические, политические, организационно-технические и чисто социальные аспекты, касающиеся прежде всего руководства людьми. Все составляющие социального решения отделить друг от друга невозможно. Тем не менее в данном контексте акцент будет сделан на социальном решении как продукте руководящей деятельности. А объектами принятия социальных решений взяты как перспективные задачи развития кадров, относящиеся к области образования, культуры, социальной политики, так и оперативные мероприятия, направленные на их реализацию. Объектами социальных решений также являются целенаправленное руководство, воспитание и образование отдельных работников и группы в целом при подготовке и осуществлении процесса производства.

Менеджер-руководитель, организуя себя и упорядочивая возглавляемую им систему, должен сосредоточить внимание на принимаемых им самим и его подчиненными мерах, обеспечивающих повышение качества решений и создающих условия для их (решений) точного и быстрого выполнения. Он обязан держать в поле своего зрения эти меры, с тем, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости.

Для обоснования социальных решений менеджер должен знать их важнейшие особенности:

1) они связаны самым непосредственным образом с человеком и его личными интересами и влияют на поведение, образ мыслей, убеждения подчиненных;
2) способствуют реализации конкретных решений в определенных производственных ситуациях, направляя инициативу и активность подчиненных в нужное русло; помогают укреплению группы и развитию личности;
3) не должны противоречить основным правам граждан, гарантируемых конституцией. Т.е. их принятию должен предшествовать анализ возможных последствий;
4) решения, затрагивающие личные интересы подчиненных, заслуживают особого внимания;
5) решения могут быть правильными и ошибочными (или так восприниматься отдельными подчиненными), а также своевременными или запаздывающими, эффективными или половинчатыми, малодейственными;
6) во временном континууме решения располагаются между текущими (тактическими) и перспективными (стратегическими);
7) при принятии решений для формулировки проблемы, поисков вариантов решения, правильной, оценки последствий каждого из вариантов и выбора наилучшего из них необходима многообразная специфическая информация.

Особенно важной является информация:

Об экономических, политических и других условиях воспроизводства и использования рабочей силы;
- о перспективных целях, объективных и субъективных факторах воспроизводства и использования рабочей силы, развития рынка;
- о причинно-следственных взаимосвязях, а также о зависимостях между целями и средствами, необходимыми для их достижения, и стохастических (зависящих от случайных факторов) взаимосвязях как основе прогнозирования последствий экономических, политических, технических, организационных и социальных мероприятий;
- о закономерностях, условиях протекания и проявления последствий физиологических, социальных, психологических процессов, влияния эстетических и педагогических факторов (процесс формирования сознания; установки и отношение к работе, процессы формирования групповых и моральных норм и т.д.);
- о результатах контроля эффективности проводимых мероприятий.

Несмотря на то, что в современной теории принятия социальных решений больше вопросов, ждущих ответа, чем решенных, тем не менее уже сегодня она может оказать менеджерам-руководителям практическую помощь. Было бы, однако, неправильно советовать во всех случаях придерживаться предлагаемой теорией схемы процесса принятия решений. Применение рекомендаций теории предоставляет менеджеру некоторые преимущества, но имеет и ряд недостатков. Поэтому оптимальный результат получается, когда менеджер знаком с рекомендациями и умело сочетает их с собственными оригинальными действиями, адекватными данной ситуации.

Процесс подготовки и принятия руководящих решений состоит из отдельных этапов и действий менеджера.

Прежде всего - выявление проблемы, определение вариантов решений и их последствий. На этом этапе необходимо соблюсти очень важные требования: своевременности и точности формулирования проблемы; правильности ее описания; формулирования допущений, которым должны отвечать рассматриваемые варианты.

Существует несколько способов установления допущений (ограничений): определение минимальных целей, которые должны быть достигнуты; выявление потребности в ресурсах; исключение нежелательных последствий; установление сроков реализации вариантов решения; формулирование положений, подлежащих обязательному исполнению (законодательные акты, распоряжения и директивы вышестоящих органов и т.п.).

Допущения оказывают существенное влияние на выбор вариантов решения.

Для того чтобы исключить те допущения, введение которых может привести к отбрасыванию приемлемого варианта, при их формулировке руководителю рекомендуется:

Избегать неправомерного уменьшения числа вариантов решения, вводя слишком много допущений;
- оставлять только допущения, исключающие заведомо невозможные варианты решений;
- точно формулировать допущения, с тем чтобы их нельзя было истолковать двояко;
- не вводить сомнительных допущений; четко формулировать требования к результатам реализации каждого варианта решения.

Вторым этапом после формирования проблемы и допущений является оценка последствий решения. При прогнозировании последствий целесообразно учитывать следующее.

Во многих проблемных ситуациях не существует однозначной зависимости между возможным действием (вариантом решения) и ожидаемым результатом.

Принципиально можно различать три вида проблемных ситуаций:

Детерминированные, когда каждому действию соответствует единственный, точно определенный результат. Задача выработки решения ставиться так: выбрать действие Н, приводящее к результату Е. В практике социальных решений подобные случаи встречаются редко;
- стохастические, имеющие место в случаях, когда результаты одного и того же действия могут быть различными, а наступление каждого из этих результатов может быть задано лишь с некоторой вероятностью PI, P2, РЗ...

Для решения таких проблем необходимо использовать математический аппарат теории вероятностей и методы математической статистики: стратегические, когда одному и тому же действию соответствует несколько различных результатов, вероятность наступления каждого из которых совершенно неизвестна.

Эти ситуации наиболее широко распространены. В них можно лишь перечислить возможные последствия. Они характеризуются большой неопределенностью. Такие ситуации часто имеют место в организациях при воспроизводстве и использовании рабочей силы из-за того, что ожидания, интересы, потребности, мотивы и т.д. людей с трудом поддаются количественной оценке; отсутствуют полные первичные данные социального характера; затруднен анализ всех этих данных; один и тот же вариант решения может дать и благоприятные и нежелательные последствия и т.д.

Далее, во многих случаях последствия не могут быть точно охарактеризованы, а лишь учитываются как вероятности наступления возможных результатов решения (эффективность материального стимулирования, влияние на текучесть кадров и т.п.).

Последствия отдельных вариантов решения разнообразны и крайне различны качественно, что не позволяет использовать единую количественную меру для оценки суммарной эффективности варианта решения.

На третьем этапе вырабатываются критерии, с помощью которых оценивают уровень предпочтительности каждого варианта решения с точки зрения достигаемой цели, необходимых для этого ресурсов и путей достижения цели.

Для оценки вариантов социальных решений можно использовать следующие группы критериев:

Критерии цели (например, высвобождение 100 работников);
- критерии средств (ресурсов) (например, капитальные вложения, затраты на переподготовку кадров, затраты на маркетинг и т.д.);
- критерии траектории (пути достижения цели);
- критерии, одновременно учитывающие цели и затраты ресурсов, необходимые для их достижения;
- критерии, характеризующие возможности воспрепятствовать проявлению нежелательных последствий (например, решить проблемы техники безопасности).

Каждый вариант решения должен описываться одними и теми же критериями. Фактически речь идет о сравнении возможных последствий каждого варианта и определении оптимального решения. При этом учитывается фактор риска: готовность к риску, масштабы риска, вера в собственные возможности, чувство ответственности.

Теория решений - достаточно обширная область общей теории управления. Фрагментарным обращением к некоторым аспектам принятия решения в контексте продукта труда менеджера-руководителя мы не претендуем на полное раскрытие теории. С усложнением характера, содержания и продукта труда менеджера-руководителя сегодня встает вопрос: куда эволюционирует роль менеджера-руководителя и каковы в этом процессе перспективы?

1. Менеджмент

2. Управление

3. Функция менеджмента

1. Менеджмент

2. Управление

3. Функция менеджмента

1. Менеджмент

2. Управление

3. Функция менеджмента

1. Менеджмент

2. Функция менеджмента

3. Метод менеджмента

5. Какому понятию соответствует следующее определение - способ воздействия на объект управления - это?

1. Менеджмент

2. Функция менеджмента

3. Метод менеджмента

6. В системе управления организацией - субъект управления - это?

1. Управляющая подсистема

2. Управляемая подсистема

3. Связующая подсистема

7. В системе управления организацией - объект управления - это?

1. Управляющая подсистема

2. Управляемая подсистема

3. Связующая подсистема

8. В каком виде может реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

1. Приказ, распоряжение, указание

2. План, задание

4. Данные контроля

9. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?

1. Приказ, распоряжение, указание

2. План, задание

3. Отчет

4. Данные контроля

10. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?

1. Можно

11. Что поступает в организацию из внешней среды?

2. Информация

3. Ресурсы

4. Директивные указания

5. Отчетные данные

12. Что поступает во внешюю среду из организации?

1. Информация

2. Ресурсы

3. Отчетные данные

4. Готовая продукция

13. Что является результатом деятельности объекта управления?

1. Информация

2. Функция управления

3. Готовая продукция организации

4. Управленческое решение

14. Что является результатом деятельности субъекта управления?

1. План, приказ, задание.

2. Управленческое решение.

3. Готовая продукция организации

15. Что является предметом труда работников управления?

1. Сырье, материалы

2. Готовая продукция

3. Информация

4. Ресурсы

16. Что является, продуктом труда менеджера?

1. Выполненная функция.

2. Решенная задача

3. Готовая продукция

4. Управленческое решение

17. Что такое организационное управление?

1. Управление производственными процессами

2. Управление технологическими процессами

3. Управление людьми

4. Функция управления

18. На какие изменения реагирует менеджмент, как система гибкого управления?

1. Во внешней среде

2. Во внутренней среде

3. Во внешней и внутренней среде

19. Какие составляющие включаются в среду прямого воздействия организации?

1. Поставщики

2. Конкуренты

3. Собственники

4. Научно-технические организации

5. Государственные органы

20. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?

1. Цели

2. Персонал

3. Методы решения управленческих задач

4. Функции персонала

5. Структуру

6. Технологию

7. Управленческие решения

21. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?

1. Происходят

2. Не происходят

3. Происходят только в отдельных элементах

22. Что влияет на процесс принятия решений в организации?

1. Состояние внешней среды

2. Состояние внутренней среды

3. Решения зависят только от лиц, принимающих решения

23. Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?

2. Специфические

3. Связующие

4. Социально-психологические

24. Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?

1. Мотивация

2. Коммуникационные

3. Организация труда

4. Общее руководство

5. Оперативное управление

25. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Коммуникационные

26. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?

1. Планирование

2. Организация.

3. Общее руководство

4. Мотивация

5. Контроль

27. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

5. Руководство

28. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

1. Планирование

2. Организация

3. Контроль

4. Мотивация

29. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?

1. Планирование

2. Организация

3. Контроль

4. Мотивация

30. Для чего предназначена организационная структура управления?

1. Для установления целей организации

2. Для обеспечения единства действия всех элементов организации

3. Для стимулирования действий работников организации

31. Что характеризует организационную структуру управления?

1. Уровни управления

2. Звенья управления

3. Виды ответственности

4. Связи между звеньями

5. Тип руководства

32. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?

1. Производственные

2. Линейные

3. Функциональные

4. Технологические

33. Что представляет собой уровень управления?

1. Вид ответственности

2. Вид руководства

3. Ступень подчиненности и ответственности

4. Вид подчиненности

34. Что представляет собой управления?

1. Ступень подчиненности и ответственности

2. Обособленную ячейку структуры

3. Элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций.

4. Ячейку, выполняющую одну из общих функций менеджмента

35. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?

1. Вертикальны

2. Горизонтальные

3. Функциональные

4. Линейные

5. Смешанные

36. Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры?

2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам

37. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?

1. Наличие совместно решаемых звеньями задач

3. Подчиненность в рамках определенной функции

38. Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?

1. Наличие совместно решаемых звеньями задач

2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам

3. Подчиненность в рамках определенной функции

39. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?

1. Вертикальными связями

2. Горизонтальными связями

3. Функциональными связями

4. Связями координации и кооперации

5. Связями подчиненности и ответственности

40. Как могут быть связаны между собой линейные звенья в организационной структуре управления?

1. Вертикальными связями

2. Горизонтальными связями

3. Функциональными связями

4. Линейными связями

5. Связями координации и кооперации

6. Связями подчиненности и ответственности

41. Какие специфические функции выполняют линейные руководители?

1. Общее руководство

2. Оперативное управление

42. Какие специфические функции выполняют линейные звенья структуры?

1. Оперативное управление

2. Общее руководство

3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование

4. Организацию труда и заработной платы

43. Какие специфические функции выполняют функциональные звенья структуры?

1. Общее руководство

2. Оперативное управление

3. Технико-экономическое планирование и прогнозировании.

4. Организацию труда и заработной платы

5. Бухгалтерский учет

44. Какие организационные структуры следует отнести к структурам механического типа?

1. Линейные

2. Линейно-штабные

3. Линейно-функциональные

4. Дивизиональные

5. Матричные

45. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?

1. Линейно-штабные

2. Линейно-функциональные

3. Дивизиональные

4. Матричные

5. Проектные.

46. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?

1. Экономические

2. Бюрократические

3. Административные

4. Социально-психологические

5. Демократические

47. Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?

1. Директивные показатели

4. Приказы

5. Экономические рычаги воздействия

48. Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?

1. Регламенты

2. Нормы и нормативы

3. Приказы и распоряжения

4. ГОСТы

5. Системы материального стимулирования

6. Должностные инструкции

49. Что представляет собой норма управляемости?

1. Регламент

3. Технологический норматив

4. Организационный норматив.

5. Технический норматив

50. Что представляет собой «Положение об отделе»?

1. Регламентирующий документ

3. Технологический норматив

4. Организационный норматив

51. Что характеризует стиль руководства?

1. Схему подчиненности и ответственности

2. Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных

3. Связь кооперации и координации

52. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?

1. Экономических

2. Административных

3. Социально-психологических

4. Правовых

53. Что отражено в «управленческой решетке Блейка-Моутона»?

1. Матричная структура

2. Стиль руководства

3. Связь между звеньями структуры

54. Что характеризует стиль руководства в «управленческой решетке Блейка Моутона»?

1. Заботу руководителя о производстве

2. Личные интересы руководителя

3. Заботу руководителя о работниках организации

55. Какие психологические факторы влияют на работника организации?

1. Внутренние

2. Внешние

3. Производственные

4. Непроизводственные

56. Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?

1. Методы формирования психологического климата в коллективе

2. Методы поощрения

3. Методы наказания

4. Методы профессионального отбора и обучения

57. Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?

2. Специфической

3. Социально-психологической

4. Связующей

58. Что представляет собой делегирование полномочий?

1. Передачу полномочий

2. Передачу ответственности

3. Передачу полномочий и ответственности

59. Что представляет собой цель?

1. Желаемый результат деятельности организации

2. Желаемое состояние организации

3. Количественный или качественный показатель деятельности

4. Желаемый результат деятельности работника организации

60. В каком виде могут быть представлены цели организации?

1. Словесной формулировкой

2. Формулами

3. Количественными показателями

4. Качественными показателями

5. «Деревом целей»

61. Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?

1. По отдельным объектам

2. По отдельным исполнителям

3. По отдельным задачам

4. По функциональным областям деятельности организации

62. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

1. Школа научного управления

63. В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?

1. Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

64. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?

1. Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

65. Какие существуют подходы к менеджменту?

1. Процессный

2. Системный

3. Ситуационный

4. Динамический

66. Какие методы используются в самоменеджменте для планирования рабочего времени менеджера?

1. Метод «Дельфы»

2. Метод «Альпы»

3. Метод «дерева целей»

67. Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?

1. Является

2. Не является