Апл пятого поколения проекта хаски. Военный эксперт: АПЛ "Хаски" – новое слово России в атомном кораблестроении

В России 19 марта отмечается День моряка-подводника — в 1906 году подводные лодки в российском флоте приказом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. В каком состоянии подводные силы российского ВМФ находятся сейчас?


"Ужасающие русские подлодки": НАТО пустил все силы на поиск "Акул"

В пятницу стал известен примерный срок проекта "Хаска". Это 2020 год — по планам, именно к этому времени завершится строительство подлодок проекта 885 "Ясень".

При этом характеристики АПЛ проекта "Хаска" пока не раскрываются — по словам разработчиков из Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит", показатели будут зависеть от заданий ВМФ. Предположительно, подлодки нового проекта будут сочетать в себе качества многоцелевых и стратегических АПЛ, а на их вооружении будут стоять гиперзвуковые крылатые ракеты "Циркон", способные развивать скорость, превышающую скорость звука в пять-шесть раз.

К слову сказать, "Цирконы" эксперты американских ВМС отнесли к одним . Весной этого года запланирован запуск гиперзвуковой ракеты с морского носителя. "Цирконам" в перспективе вместе с "Калибрами" отводится важная роль в реализации . Оснастить ими планируется не только подлодки проекта "Хаски", которых еще нет, но и АПЛ проекта "Ясень", которые строятся, а также надводные корабли.

"Ясени" также попали в вышеупомянутый список "самых смертоносных систем российского флота". "Появление атомных субмарин типа "Ясень" часто воспринимается американскими ВМС как причина для озабоченности. Это очень мощная и опасная подводная лодка, и нам не очень понятно, для решения каких задач она была создана", — заявил ранее директор Russia Maritime Studies Institute Майкл Питерсон. Это учреждение было создано осенью прошлого года при Военно-морском колледже в городе Ньюпорт, и, как отмечалось в сообщении на официальном сайте учебного заведения, на институт "возложена задача лучше понять расширяющуюся роль России в мировом судоходстве".

В этом году на "Севмаше" в Северодвинске состоится закладка еще одной многоцелевой АПЛ проекта "Ясень". Предполагается, что тем самым проект будет завершен, а всего в составе российских ВМФ будет семь подлодок этого проекта. Субмарины этого проекта имеют водоизмещение 13,8 тысячи тонн, глубину погружения — 520 метров, подводную скорость — 31 узел. Автономность плавания составляет 100 суток. Экипаж — 64 человека. На их вооружении находятся мины, торпеды калибра 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс".

В конце прошлого года на том же предприятии состоялась закладка последнего в серии из восьми подводных крейсеров стратегического назначения "Борей". Три АПЛ проекта 955 уже вошли в боевой состав, и до 2020 года его пополнят оставшиеся пять подлодок, строящихся по модернизированному проекту 955А, предполагающему, в частности, оснащение усовершенствованной баллистической ракетой "Булава-М", сообщает РИА "Новости". АПЛ этого проекта имеют длину 170 метров, ширину — 13,5 метра и полное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Данные подводные крейсера способны нести на борту до 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава".

Одним из лучших среди неатомных подлодок считаются субмарины проекта "Варшавянка". Они относятся к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода 20 узлов, глубину погружения 300 метров, экипаж 52 человека. На вооружении находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки 15 секунд), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр-ПЛ". Они могут засечь цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник. За скрытность подлодки проекта "Варшавянка" в НАТО назвали "черной дырой в океане".

В настоящее время создана группировка из шести субмарин проекта "Варшавянка" в Черном море. Кроме того, недавно минобороны заключило контракт с "Адмиралтейскими верфями" на строительство еще шести подлодок этого проекта для Тихоокеанского флота.

Но уже известно, что ведутся работы над неатомными субмаринами, которые в перспективе придут на смену "Варшавянки". Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" по заказу оборонного ведомства разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Строительство подлодок проекта "Калина", а также их количество будет определено новой государственной программой вооружений России до 2025 года, которую планируется принять в нынешнем году.

Кроме того, представители Объединенной судостроительной корпорации ранее уточняли, что вопрос о строительстве таких субмарин будет зависеть от готовности штатной ВНЭУ, которую планируется создавать по линии федеральной целевой программы оборонно-промышленного комплекса.

В конце прошлого года американская пресса сообщила . В материале обозревателя The Washington Free Beacon Билла Герца речь шла о проекте "океанской многоцелевой системы "Статус-6", которая способна нести ядерное оружие. Аппарат был назван "революционным", и подчеркивалось, что это "плохая новость для США". Впрочем, тогда экс-командующий Северным флотом Вячеслав Попов назвал эту историю "страшилкой" и сказал "Правде.Ру", что у него нет сведений, которые каким-либо образом эту новость подтверждали.

Тем не менее, в западной прессе постоянно появляются российского военно-морского флота вообще и подводного в частности. Конечно, в значительной степени они инспирированы лоббистами военно-промышленного комплекса — раздувание истерии насчет "угрозы" весьма благоприятно отражается на увеличении бюджетов. Но это едва ли можно отнести к проблемам, на которые должны обращать много внимания в России.

Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами "Циркон". Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения "Хаски"

Проектирование многоцелевой АПЛ пятого поколения идет полным ходом. Научно-исследовательская работа по проекту завершится в 2018-м, при этом средства на строительство уже заложены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы.

Гиперзвуковой арсенал

Судостроительные предприятия готовы заняться новой лодкой сразу же после достройки серии "Ясеней". По словам заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука, первую "Хаски" заложат в 2023-2024 годах. Достроить и сдать ее флоту планируется на рубеже 2030-го. Даже по тем обрывочным данным, которые появляются в открытом доступе, очевидно, что засекреченный проект с научно-технической точки зрения будет революционным.

По сведениям из открытых источников, "главным калибром" новейшей российской субмарины станет "Циркон" - ударный корабельный ракетный комплекс 3К-22 с гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22, испытания которого уже ведутся. Созданием комплекса занимаются специалисты подмосковного предприятия "НПО машиностроения". Как и в случае с самой лодкой, работы по "Циркону" носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета будет способна разогнаться до 5-10 Махов и доставать цели на дальностях 300-500 километров. Для сравнения: сейчас на вооружении ВМФ России стоят противокорабельные ракеты со скоростями максимум 2-2,5 Маха.

"Угрозы против нас все плотнее, ярче и опаснее, - подчеркивает адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. - Надо чем-то отвечать. Я сторонник симбиоза, чтобы многоцелевая лодка была максимально универсальной. Она должна обладать надежной системой обнаружения и системой применения оружия. Особенно на дальних расстояниях. Кроме того, нужно уметь получать целеуказания не только с собственных средств, но и из космоса или, к примеру, от авиации".

Проект АПЛ пятого поколения "Хаски"

По оценкам ряда зарубежных и российских экспертов, "Цирконы" способны одним своим появлением на вооружении российского ВМФ поставить жирное многоточие под Военно-морской доктриной Вашингтона, основанной на применении авианосных ударных групп. В частности, обозреватель издания National Interest Себастьян Роблин считает "Цирконы" гораздо более опасными ракетами, чем советские "Граниты", которые по классификации НАТО именуются как Shipwreck ("Кораблекрушение").

Как отмечает Комоедов, с распадом СССР глобальный баланс сил в Мировом океане серьезно изменился, причем отнюдь не в пользу России. Если Советский Союз еще мог противопоставить авианосным ударным группам США подводные атомные крейсера "Антей" и дальнюю морскую ракетоносную авиацию, то сейчас сдерживающих аргументов почти не осталось. По мнению Комоедова, отечественный флот нуждается в новых многоцелевых АПЛ, причем вооруженных не дозвуковыми "Калибрами", а мощными сверхзвуковыми ПКР.

Атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень"

"Дозвуковая ракета наблюдается и дальше, и дольше, - сказал адмирал РИА Новости. - И значит, воздействовать по ней проще. Если таких подводных лодок не будет или их будет мало, то мы не сможем провести ни отдельную морскую операцию, ни создать группировку для борьбы с авианосцами. Глубина обороны авианосца в океане - 1500 километров. На переходе они надежно прикрыты под водой, над водой и в воздухе. В Атлантике и Тихом океане у США полное господство, а у нас там, к сожалению, негде даже чалки бросить".

В нашей стране проектируется новая АПЛ "Хаски", которая возьмёт всё лучшее от предшественников и последние инновации. Американцы уже беспокоятся.

Американцы очень бдительно следят за нашим военным строительством. В середине марта официальный представитель Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил российской прессе о начале разработки подводной лодки пятого поколения «Хаски». Проект находится ещё в самом начале: эскизный образец будет готов только через два года. Несмотря на скудость информации, постоянный обозреватель российской военной техники из The National Interest Дэйв Мажумдар посвятил «Хаски» целую статью. Почитаем.

Два варианта «Хаски»

Особенностью «Хаски» будет её максимальная унификация с другими подводными лодками. По мнению американского обозревателя, это очень похоже на подход, который применяют американцы. В США разрабатывается новый класс АПЛ «Огайо», в котором будут по максимуму использоваться технологии из предыдущей серии «Вирджиния». Благодаря этому, удаётся значительно удешевить всю работу.

Однако Мажумдар предположил, что российские конструкторы способны пойти на шаг дальше и разработать две версии новой подлодки. Одна из них, как и АПЛ проекта «Ясень», будет предназначена для борьбы с подводным и надводным флотом противника, а другая – для поражения наземных целей. Для этого нужно только вставить в корпус секцию с установками для запуска баллистических ракет.

Действительно, в российской прессе сообщалось, что КБ «Малахит» разрабатывает два варианта подводной лодки «Хаски» на основе одного и того же дизайна корпуса. Различия в системах вооружения: в одном из вариантов предполагается размещение на борту только торпед и противокорабельного вооружения, а в другом варианте подлодки будут вооружены крылатыми и баллистическими ракетами.

Первая версия, скорое всего, заменит подводные лодки проекта 971 «Щука-Б», проекта 945 «Сьерра» и проекта 671РТМ «Щука». Вторая же версия заменит ПЛАРК проекта 949А «Антей». На этот вариант «Хаски» предполагается установить гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», что явилось неожиданностью для американца.

Возьмём всё лучшее

Дальше господин Мажумдар начинает гадать и предполагает, что за отправные точки проекта «Хаски» будут взяты проект 885М «Ясень» и элементы проекта «Борей», но новые подлодки будут меньше и дешевле своих советских предшественников. Кроме того, Мажумдар видит какие-то признаки того, что и на «Хаски» будет внедрена автоматизированная система управления, первый вариант которой был опробован на лодках проекта 705 «Лира». В принципе-то, логично всё: нужно брать все лучшие предыдущие наработки. Очевидно, что такой подход сэкономит и деньги, и время.

Американец считает, что на «Хаски» будет установлен реактор с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве были установлены на «Лирах», и в своё время они являлись образцами передовых разработок. Атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. С одной стороны, установка такого реактора позволит сделать лодку компактной: водоизмещением всего 6000 тонн, но с другой это потребует создания специализированных портовых систем обслуживания. Впрочем, всё это было отработано ещё на «Лирах» в советское время. Накопленный опыт и далеко продвинувшиеся с тех пор технологии позволят сделать управление и обслуживание жидкометаллического реактора более безопасным.

Композитные материалы

Одной из важных проблем, которую нужно решить при проектировании новых подводных лодок - это максимальное снижение шума и достижение максимальной невидимости для радаров. И здесь нам на помощь придут новые композитные материалы. Вообще, учитывая условия эксплуатации подводных лодок и требования, которые к ним предъявляются, конструирование субмарин – это довольно интересная задача для материаловедения.

В советское время у нас делались подлодки с полностью титановым корпусом. Титан – очень прочный и одновременно лёгкий металл, но очень дорогой. У «Ясеней», поэтому, не весь корпус делается титановым, а только часть. А разработчики «Хаски» планируют и вовсе обойтись без титана, полностью перейдя на композиты. Причём из композитных материалов будут делаться все детали.

Цитируя Валерия Половинкина, советника Государственного научно-исследовательского центра им. Крылова, Мажумдар утверждает, что двуслойный композитный материал позволит не только значительно уменьшить вес субмарины, но и сделать её практически невидимой для радаров за счёт сильного поглощения материалом излучения радара. Другим свойством российского композита является его высокая звукопоглощающая способность. Таким образом, «Хаски» будет и невидимой, и неслышимой.

И это ещё не все плюсы композитных материалов. В отличие от металлов, композиты не подвержены коррозии, которая является бичом всех кораблей, плавающих в солёной океанской воде. Это значит, что эксплуатационные расходы сильно сократятся: не нужно будет тратиться ни на покраску, ни на резиновую обшивку. Уже в 2018 году планируется испытать гребной винт, сделанный из этого материала.

До встречи в море!

Судя по тону статьи, Дэйв Мажумдар серьёзно отнёсся к информации о новом проекте наших подводных лодок. Хотя он не провёл детального сравнения с американскими субмаринами, но в этом нет ничего странного. Судя по нескольким оговоркам, «Хаски» будет превосходить по некоторым характеристикам находящийся в разработке американский проект «Огайо». Одно из важных превосходств заключается в том, что пока американцы работают над одним типом подлодок, у нас будет сразу два. В цене и количестве инноваций мы тоже опережаем США. Впрочем, спешить с выводами не стоит. Подождём встреч в море.

Евгений Сизов

Шум российской перспективной атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» должен полностью слиться с шумом Мирового океана. Об этом заявил глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов .

«Если мы говорим про подводные корабли, то их шум полностью сольется с фоновым шумом Мирового океана», - сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на заявление Рахманова.

Так, специалисты ОСК завершили проектирование субмарины: определили ее внешний вид и в настоящее время ведут разработку тактико-технических характеристик. Однако уже известно, что лодки типа «Хаски» будут иметь двухкорпусную конструкцию и подводное водоизмещение не менее 12 000 тонн. При этом размеры новой АПЛ будут меньше размеров строящихся субмарин проекта «Ясень».

«Недавно показали облик новой субмарины. Он весьма необычен для подводного флота: лодка напоминает морского хищника, обитателя больших глубин. Я думаю, что, действительно, по многим параметрам, по шумности «Хаски» будет не то что на уровне самых лучших и тихих подлодок - она будет самой тихой в мире. Сейчас у нас отказались от «Борея-Б».

Эта лодка будет обладать такими же характеристиками в части понижения шумности, в части рабочей глубины, в части вооружения. Кстати, там очень много будет интересного вооружения, она будет лодкой, сочетающей в себе несколько параметров - как ударная, так и многоцелевая подводная лодка», - заявил в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин .

Предполагается, что АПЛ пятого поколения будет выпускаться в двух вариантах: противолодочная «Хаски» сможет выпускать морскую модификацию крылатых ракет «Калибр». Второй вариант будет оснащаться противокорабельными крылатыми ракетами «Циркон».

«Все мы видели и знаем крылатые ракеты «Калибр», они себя отлично зарекомендовали во время военной операции в Сирии. А вот «Циркон» будет предназначаться для ликвидации кораблей с большим водоизмещением - универсальных десантных кораблей, ракетных крейсеров и даже целых ударных авианосных групп. В общем, АПЛ «Хаски» будет иметь возможность выполнять функции стратегической подводной лодки. Конечно, основная ударная сила будет за «Бореями», но «Хаски» займет свою нишу, никто ее не освобождает от задач по сопровождению стратегических крейсеров», - продолжает эксперт.

Малозаметность, по мнению собеседника ФАН, будет достигаться благодаря использованию новой силовой установки, которая практически не будет кавитировать [процесс образования и последующего схлопывания пузырьков вакуума в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами - прим. ред.].

«Скорее всего, у новой лодки вместо винтов будет водяной движитель, который уже у нас апробирован на некоторых лодках, в том числе на субмарине типа «Алроса». У нее вместо винтов другой механизм - водометный двигатель. Кроме того, малозаметность «Хаски» будет достигаться благодаря использованию шумопоглощающих материалов и снижению шума различных механизмов внутри самой подлодки. Это прорывная лодка, разработка которой сродни космическим технологиям», - заключил Дандыкин.

Эксперт предполагает, что с момента разработки и до момента закладки первого корпуса субмарины может пройти 7–8 лет. Напомним, разработка многоцелевой АПЛ нового поколения ведется в петербургском конструкторском бюро «Малахит».

В настоящее время российская судостроительная промышленность занимается рядом проектов, направленных на развитие подводных сил военно-морского флота. Ведется строительство нескольких подлодок новых типов, а кроме того, разрабатываются перспективные проекты подобной техники, а также создаются новые технологии, которые в будущем будут использоваться в очередных проектах. Недавно стали известны некоторые подробности последних проектов в области строительства подводных лодок.

6 сентября РИА опубликовало интервью с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации Игорем Пономаревым. В преддверии военно-технического форума «Армия-2016» руководитель ОСК раскрыл некоторые подробности текущих работ, а также рассказал о планах, касающихся грядущей выставки. Наибольший интерес при этом представляют новости о существующих и перспективных разработках в сфере подводных лодок. В настоящее время предприятиями ОСК осуществляется разработка нескольких новых проектов, которые в будущем помогут обновить боевой состав подводных сил.

Одной из важнейших программ последнего времени является создание воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для перспективных неатомных подлодок. Журналист РИА Новости задал вопрос о ходе текущих испытаний новой ВНЭУ на морском стенде, а также о сроках изготовления первой серийной системы этого класса. И. Пономарев рассказал, что испытания воздухонезависимой энергетической установки продолжаются в соответствии с графиком, утвержденным министерством обороны. После всех испытаний ВНЭУ своевременно будет представлена заказчику. Какой именно корабль получит новое оснащение первым – пока неизвестно. Подобное решение будет приниматься заказчиком в лице военного ведомства.

Первым носителем новой ВНЭУ, согласно предыдущим сообщениям, должна будет стать перспективная неатомная подводная лодка проекта, известного под шифром «Калина». По словам вице-президента ОСК, пока основные вопросы в контексте проекта «Калина» не решены. Решение о начале строительства головной лодки этого типа зависит от хода проектных работ и некоторых других факторов. В частности, большое влияние на программу оказывает разработка воздухонезависимой энергоустановки.

После завершения работ по техническому проекту, создаваемому специалистами ЦКБ «Рубин», а также после строительства опытного образца ВНЭУ промышленность в лице Объединенной судостроительной корпорации и министерство обороны смогут приступить к решению новых вопросов. На этой стадии будут обсуждаться условия контракта на строительство подлодок, в частности, потребуется определить завод, которому предстоит стать основным строителем новой техники. Тем не менее, все эти работы смогут начаться только после утверждения технического проекта.

Также в интервью для РИА Новости была затронута тема дальнейшего развития атомных подводных лодок различных классов. Наибольший интерес в этом контексте представляет перспективный проект с шифром «Хаски». И. Пономарев рассказал, что проект АПЛ «Хаски» в настоящее время находится на стадии формирования облика. Кроме того, около двух лет уйдет на создание эскизного проекта. После завершения текущего этапа разработки будет решаться вопрос о контракте на строительство подлодки. Какие-либо технические подробности нового проекта не оглашались.

Развитие атомных подводных лодок стратегического назначения пока идет по иному пути. Как рассказал руководитель ОСК, пока судостроительная промышленность не ведет работы по формированию облика перспективных подводных ракетоносцев. В настоящее время все силы в этой области брошены на улучшение существующего проекта 955 «Борей», относящегося к четвертому поколению. Три АПЛ этого типа уже переданы флоту. Ведется строительство еще четырех подводных крейсеров, относящихся к улучшенному проекту 955А «Борей-А».

Из всех тем, затронутых в недавней беседе прессы с представителем Объединенной судостроительной корпорации, наибольший интерес представляет разработка перспективной многоцелевой АПЛ типа «Хаски». Работы по этому проекту стартовали сравнительно недавно и, как показывают последние сообщения, еще находится на ранних стадиях. Таким образом, даже утечка каких-либо сведений о технической стороне проекта в его существующем виде вряд ли поможет определить окончательный облик.

Напомним, первые сообщения о возможной разработке перспективного проекта многоцелевой атомной подлодки пятого поколения появились в начале 2014 года. Тогда генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» Владимир Дорофеев огласил некоторые идеи, касающиеся перспективной техники. По его словам, основные отличия АПЛ пятого поколения от существующих субмарин будут заключаться не в повышенных технических характеристиках, а в возможности интеграции в единое информационно-управляющее пространство, обеспечивающее улучшенное взаимодействие с другими подлодками и кораблями. Тем не менее, тогда руководитель конструкторского бюро не рассказал о разработке реальных проектов с подобными возможностями.

Первые технические подробности проекта многоцелевой АПЛ пятого поколения стали известны только в декабре 2014 года. Заместитель гендиректора СПМБМ «Малахит» Николай Новоселов тогда рассказал прессе, что перспективная подлодка будет иметь двухкорпусную конструкцию и полное водоизмещение до 12 тыс. тонн. Интересно, что на тот момент проект разрабатывался «Малахитом» в инициативном порядке, поскольку министерство обороны еще не выдавало техническое задание. Кроме того, Н. Новоселов упомянул, что одной из задач новых проектов является унификация многоцелевых и стратегических подлодок по различному оборудованию. Некоторые наработки в этом направлении уже были реализованы к настоящему времени.

В марте прошлого года были оглашены новые взгляды на облик перспективной АПЛ. Так, В. Дорофеев высказал убеждение, что новая подлодка будет строиться по модульному принципу, а также получит возможность использования робототехники. Применение робототехнических систем должно иметь большой потенциал, поскольку подлодке требуется сохранять скрытность даже при совместной работе и информационном обмене с другими боевыми единицами флота.

Так же в марте 2015 года появились первые сообщения о возможном составе вооружений перспективной подлодки. Со ссылкой на неназванные источники в оборонной промышленности отечественные средства массовой информации писали, что основным ударным вооружением подлодок «Хаски» станут перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон». Кроме того, источник этой информации отметил, что ракеты нового типа уже вышли на испытания.

Примерно через год после этого появились новые сообщения о ходе проекта «Хаски». Отмечалось, что на тот момент работы находились на стадии формирования облика атомной подлодки. Военно-морской флот занимался разработкой технического задания, в соответствии с которым должно было вестись эскизное проектирование. На выполнение эскизного проекта разработчик в лице СПМБМ «Малахит» получил около двух лет. Результатом этих работ станет формирование точного облика корабля. При этом утверждалось, что создание полностью титанового прочного корпуса не планируется, хотя некоторые элементы из титана все же будут присутствовать в конструкции. Тип реактора, предлагаемого к использованию, будет определен позже.

В начале апреля интересные сведения относительно облика АПЛ «Хаски» огласил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, новая лодка по ряду ключевых элементов будет унифицирована, став стратегической и многоцелевой. Подобный подход применяется для достижения нескольких целей, в том числе для получения лучшего ценового предложения для военного ведомства. Также А. Рахманов рассказал о возможных сроках реализации проекта. Так, если ОСК сможет завершить разработку проекта подлодки четвертого поколения к 2017-18 годам, но к этому времени не начнется создание субмарины пятого поколения, то последнюю удастся выпустить не ранее 2030 года.

В конце июля этого года гендиректор СПМБМ «Малахит» уточнил возможный состав комплекса вооружений перспективной подлодки. По словам В. Дорофеева, новые АПЛ смогут нести или крылатые или баллистические ракеты, но одновременное оснащение корабля вооружением двух типов невозможно. Этому мешают массо-габаритные параметры вооружения.

По последним данным, в настоящее время ОСК и, в первую очередь, СПМБМ «Малахит» ведут разработку облика перспективной многоцелевой АПЛ пятого поколения. На этот этап работ понадобится около двух лет. После завершения эскизного проектирования будут решаться основные вопросы, связанные со строительством. Таким образом, головная подлодка нового типа сможет войти в строй не ранее начала следующего десятилетия. Какие преимущества даст подводным силам военно-морского флота появление перспективной АПЛ – пока говорить рано ввиду продолжения формирования ее облика. Тем не менее, уже сейчас ясно, что продолжающиеся работы по тем или иным проектам в области строительства подводных лодок в будущем будут полезны для безопасности страны.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
http://bastion-karpenko.ru/