Экономическая обоснованность проекта. Технико-экономическое обоснование: определение, пример, отличия от бизнес-плана

Приложение

к проекту федерального закона “...”

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”

Расчет финансовых затрат на введение дополнительных льгот, предусмотренных проектом федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”, проведен по каждой из четырех категорий обучающихся.

По данным Госкомстата России структура перевозок пассажиров транспортом общего пользования междугородного сообщения в 1995 году выглядит следующим образом:

железнодорожный транспорт - 28,9 %;

автомобильный транспорт - 65,8 %;

воздушный транспорт - 4,6 %;

морской транспорт - 0,2 %;

речной транспорт - 0,7 % .

При этом средние тарифы за одну поездку на каждом из видов междугородного транспорта составляют:

на железнодорожном транспорте - 126,0 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 20,0 тыс. рублей;

на воздушном транспорте - 850,0 тыс. рублей;

на морском транспорте - 350,0 тыс. рублей;

на речном транспорте - 30,8 рублей.

Исходя из этого средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит:

на железнодорожном транспорте - 36,41 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 3,91 тыс. рублей;

на морском транспорте - 700 рублей;

на речном транспорте - 216 рублей.

Исчисленная таким образом средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит 54,4 тыс. рублей.

Исходя из указанных расчетов затраты на реализацию проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” в случае его принятия выразятся в следующих суммах:

1. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (21,52 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 1,17 трлн. рублей.

2. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования (1,59 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 86,55 млрд. рублей.

Предоставление указанной категории лиц права на оплату проезда в период с 1 октября по 15 мая на железнодорожном транспорте в пределах Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета с учетом того, что каждый обучающийся воспользуется данной льготой на проезд к месту назначения и обратно троекратно в учебном году (в дни весенних, осенних и зимних каникул), потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 173,81 млрд. рублей.

3. Иногородним лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (482 тысячи человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте или на автомобильном (междугородном) транспорте при отсутствии железнодорожного сообщения один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 35,1 млрд. рублей.

4. Лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (1,7 млн. человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации вместо существующей льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в размере 50% от стоимости проезда потребует в 1997 году без учета инфляции дополнительных затрат в сумме 61,9 млрд. рублей.

5. Лицам, обучающимся в докторантуре в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (2,19 тыс. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 119,0 млн. рублей.

Таким образом, полная сумма расходов федерального бюджета при введении вышеперечисленных льгот по оплате проезда на междугородном транспорте в пределах территории Российской Федерации составит в 1997 году без учета инфляции дополнительно к имеющейся 1,53 трлн. рублей.

Следует отметить, что оценка итогового результата проведена по верхней границе, поскольку не учитывает того факта, что примерно 30% обучающихся по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования согласно правилам перевозок пассажиров предоставляется право проезда на междугородном транспорте по детскому билету (детям до 10 лет - на железнодорожном и автомобильном транспорте, детям до 12 лет - на авиационном и водном транспорте).

Субъект права законодательной инициативы (подпись)

Экономическое обоснование в его простейшей форме указывает причину, по которой соответствующая организация намерена выполнить данный проект. Экономическое обоснование обычно включает обсуждение выгод, которые организация может получить в результате успешного выполнения данного проекта, возможных альтернатив, а также финансовый анализ с целью определения инвестиционной привлекательности данного проекта.

На практике - особенно в случае крупных проектов или проектов, заключающих в себе значительный риск для организации, - экономическое обоснование нередко оформляется в виде самостоятельного документа и прилагается к форме инициализации проекта. В случае небольших и средних проектов (которые встречаются чаще всего) выгоды - в том числе экономия, сокращение издержек, возможность получения дополнительного дохода и т.п. можно перечислить непосредственно в форме инициализации проекта.

Экономическое обоснование во многом похоже на анализ, который мы выполняем при совершении крупной покупки. Например, вы собрались купить новый автомобиль с откидным верхом и готовы выложить за него сумму, не превышающую 35 000 долл. Сначала вы должны выяснить, какие из автомобилестроительных компаний выпускают автомобили с откидным верхом и в которых можно , укладывающиеся в заданный вами ценовой диапазон (с точки зрения управления проектами, вы рассматриваете альтернативные варианты).

Затем вы определяете желательные для себя технические характеристики автомобиля и договариваетесь с дистрибьютором относительно окончательной цены (с точки зрения управления проектами, вы определяете выгоды от этих технических характеристик). Вы можете также рассмотреть финансовые альтернативы и решить, какая процентная ставка и вид оплаты отвечают реальным возможностям вашего бюджета.

Если вас прежде всего интересует общая сумма, которую придется выложить за этот автомобиль (с учетом выплаты процентов), тогда вам следует выбрать вариант оплаты с наименьшей процентной ставкой, которую удастся найти. Но если для вас имеет значение сумма ежемесячных выплат, тогда при поиске все тех же вариантов с наименьшей процентной ставкой вы должны отдать предпочтение таким, условия которых позволяют растянуть выплаты на как можно более продолжительный период. В экономическом обосновании рассматриваются аналогичные факторы.

Элементы экономического обоснования

Для документирования экономического обоснования не существует твердых правил. Обычно вы пытаетесь определить материальные результаты выполнения (или невыполнения) соответствующего проекта. Под словом материальные мы подразумеваем «поддающиеся измерению» - экономию затрат, повышение производительности или мощности, повышение доходов, увеличение доли рынка, принадлежащей компании, и т.п. В процессе общения с лицами, заинтересованными в выполнении вашего проекта, вы можете выяснить, что является для них самым важным.

Приведенный ниже список позволит вам составить некоторое представление о типах материальных элементов, которые необходимо иметь в виду, определяя экономическое обоснование проекта. Не все эти элементы должны быть документированы для каждого проекта; однако чем сложнее проект и чем больший риск заключается в нем для вашей организации, тем больше таких элементов необходимо включить в экономическое обоснование:

  • экономия;
  • сокращение издержек;
  • возможности, связанные с получением дополнительного дохода;
  • увеличение доли рынка, принадлежащей компании;
  • удовлетворение клиента;
  • анализ денежных потоков.

Анализ денежных потоков документируется как часть экономического обоснования соответствующего проекта. Цель такого анализа заключается в том, чтобы помочь лицам (или комитетам), рассматривающим запросы, выбрать проекты, подходящие для реализации. Мы рассмотрим несколько методов анализа денежных потоков в статье про «Критерии отбора проектов». Помимо элементов, поддающихся измерению, в экономическое обоснование следует включить также нематериальные элементы, в том числе возможные, хотя и непланируемые затраты организации. В приведенном ниже списке содержится ряд примеров подобного рода:

  • издержки переходного периода;
  • эксплуатационные расходы;
  • изменения в бизнес-процессах;
  • изменения, касающиеся персонала;
  • повторяющиеся выгоды.

Другие соображения, связанные с экономическим обоснованием

Наряду с затратами, выгодами и анализом денежных потоков в экономическом обосновании необходимо учесть альтернативные решения или методы практической реализации соответствующего проекта. Например, существуют тысячи поставщиков, предлагающих миллионы продуктов, которые умеют делать х, у и z, однако у каждого из них есть своя цена. Является ли, например, готовое решение, предлагаемое за 2 млн долл., более выгодным вариантом, чем альтернативный вариант решения, который частично покупается на стороне, а частично реализуется собственными силами данной организации?

Вопросы именно такого рода очень часто приходится рассматривать в экономическом обосновании. Каждый из альтернативных вариантов должен включать и материальные, и нематериальные элементы, перечисленные в предыдущем разделе. Экономическое обоснование должно завершаться теми или иными выводами и рекомендациями. Если экономическое обоснование надлежащим образом подготовлено и документировано, оно говорит само за себя. Однако в любом случае будет нелишним указать, какая альтернатива является наилучшей для вашей организации.

Экономическое обоснование может быть подготовлено опекуном или руководителем проекта — это зависит от культуры соответствующей организации. Однако независимо оттого, кто готовит экономическое обоснование проекта, именно опекун несет ответственность за его финансовую эффективность, в то время как руководитель отвечает за успешное планирование, исполнение и практическую реализацию. Образно говоря, руководитель следит за правильным выполнением формы проекта, но наполняет содержанием (инвестициями) эту форму опекун, от чего в итоге и зависит величина прибыли, обеспечиваемая конечным продуктом (или результатом) данного проекта.

Экономическое обоснование является причиной, которая выступает побуждением для той или иной организации приступить к выполнению конкретного проекта. Это понятие включает в себя рассмотрение выгод, которые предприятие получит по результатам осуществления проекта. Кроме того, экономическое обоснование рассматривает различные альтернативы, а также анализирует проект с финансово-экономической точки зрения. Последнее позволяет оценить инвестиционную привлекательность проекта. Как написать экономическое обоснование? Пример - в этом материале.

Суть понятия

Экономическое обоснование напоминает тот анализ, который мы проводим, планируя какую-то серьезную покупку. Например, собственного автомобиля. Предположим, что на это приобретение мы можем выделить из семейного бюджета 35 тыс. американских долларов. Первым делом необходимо выяснить, какие именно автомобильные концерны производят автомобили интересующего нас класса. Потом мы определяемся с основными техническими характеристиками и согласовываем окончательную цену с компанией, которая реализует данную продукцию. Но и это ещё не всё. Как написать экономическое обоснование? Пример в вопросе выбора схемы оплаты.

В то же время может быть и другая ситуация, когда в первую очередь покупателя интересует общая сумма, которую придётся выложить за новый автомобиль. Особенно это актуально в ситуации, когда на окончательную цену влияет сумма процентов, если речь идёт о покупке в кредит. В таком случае целесообразно выбирать именно тот вариант, который предусматривает наименьшую процентную ставку. Ещё один путь — это поиск предложения с наименьшим ежемесячным платежом. Такое приобретение позволит растянуть выплаты на как можно большее время. При этом ежемесячная сумма такого платежа не будет сильно бить по карману. При осуществлении финансово-экономического обоснования внимание уделяется аналогичным аспектам.

Составляющие экономического обоснования

Не существует чётких правил документального оформления экономического обоснования. Главной его задачей, как и в случае с технико-экономическим обоснованием проекта, является определение материальных или нематериальных итогов его осуществления. Под материальными результатами подразумеваются те, которые можно измерить.

Ниже приведен перечень, дающий представление о тех материальных составляющих, которые имеют значение в процессе оформления финансово-экономического обоснования проекта. Будет кстати сказать, что не все из них нуждаются в обязательном документировании. Необходимость их фиксации на бумаге зависит от сложности проекта, стоимости и количества рисков для предприятия.

Материальные элементы экономического обоснования

Итак, к основным материальным компонентам экономического обоснования относятся экономия, уменьшение расходов, вероятность получения вспомогательного дохода, прирост принадлежащей предприятию доли рынка, удовлетворение потребителей и оценка потока денежных средств. Кроме материальных составляющих экономического обоснования, в нём должны присутствовать и нематериальные компоненты.

Нематериальные элементы экономического обоснования

В их числе могут оказаться вероятные, но не запланированные заранее затраты компании. Среди основных нематериальных элементов экономического обоснования можно выделить издержки переходного этапа, эксплуатационные затраты, трансформация бизнес-процессов, а также реорганизация, касающаяся сотрудников компании. Кроме того, к числу нематериальных составляющих экономического обоснования относятся повторяющиеся выгоды. Ещё как написать экономическое обоснование? Пример ниже.

Другие составляющие экономического обоснования

Следует подчеркнуть, что вместе с выгодами и оценкой потока денежных средств в ЭО необходимо уделить внимание альтернативным подходам и методам осуществления конкретного проекта на практике. Как написать экономическое обоснование? Пример в следующей ситуации.

Известно, что на рынке представлено большое количество производителей разных товаров. Однако каждый из них устанавливает свою цену для собственной продукции. Что выбрать? Вариант, который представляет собой готовое решение стоимостью 2 млн долларов США. Или альтернативное решение, которое предусматривает частичное приобретение у стороннего производителя и в какой-то мере использование своих ресурсов?

Собственно, аспекты именно такого характера зачастую приходится рассматривать при составлении экономического обоснования предприятия. Любой из предлагаемых вариантов должен включать перечисленные ранее материальные и нематериальные составляющие. В завершении экономического обоснования необходимо указать предложения и выводы. Кроме того, в него можно добавить дополнительные материалы.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это изучение экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей создаваемого инвестиционного проекта. Целью проекта может быть создание технического объекта или строительство или реконструкция существующего здания.

Главной задачей при составлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.

Составить ТЭО необходимо самому предпринимателю для понимания того, что стоит ли ждать от проекта, а для инвестора ТЭО предпринимателя, запрашивающего инвестиции необходимо, для понимания сроков окупаемости вложенных денег. Разработка ТЭО может быть поручена как группе специалистов (в сложных проектах), так и может быть составлено и самостоятельно предпринимателем.

Что же является основными отличиями ТЭО от бизнес-плана?

Обычно ТЭО составляется для новых проектов на уже существующем предприятии, поэтому такие блоки, как маркетинговые исследования, анализ рынка, описание предприятия и продукта не описываются в таких ТЭО.

Но иногда возникает ситуация и дополнительно в ТЭО приводятся подробные данные об анализе технологий и оборудования и причины их выбора.

Таким образом, Технико-экономическое обоснование (ТЭО) является более коротким и содержательным документом, чем полноценный бизнес-план.

Методика составления ТЭО

При составлении ТЭО допускается следящая последовательность тематических частей:

  • исходные данные, информация о секторе рынка;
  • существующие возможности действующего бизнеса предприятия;
  • источники сырья, материальные факторы для развития бизнеса;
  • капитальные затраты предполагаемые для достижения поставленной цели;
  • эксплуатационные затраты при реализации проекта;
  • производственный план;
  • финансовая политика и финансовая составляющая проекта;
  • общая информация о будущем проекте.

В общем, в ТЭО приводится описание отрасли, в которой работает предприятие, и дается обоснование выбора территориального и географического положения действующего и предполагаемого бизнеса, а так же описывается вид выпускаемой продукции. Здесь необходимым является описание и обоснование цен на выпускаемую продукцию. При этом финансовая часть ТЭО содержит информацию об источниках финансирования и сроки погашения задолженности, условия использования заемных средств.

Расчеты в ТЭО состоят из таблиц, в которых представлено движение денежных средств и баланс.

Такая структура ТЭО может и не являться единственно правильной и может изменяться в зависимости от конкретного проекта. Так же, она может быть расширена для больших и сложных бизнес проектов.

В чем отличие технико-экономического обоснования (ТЭО) от бизнес-плана?

В современном бизнесе и делопроизводстве термины бизнес-план и технико-экономическое обоснование прочно вошли в лексикон терминов предпринимателей и экономистов, но четкого разделения таких понятий до сих пор нет. В материале делается попытка осветить вопросы схожести и различия бизнес-плана и технико-экономического обоснования бизнеса.

Теоретики предлагают представления, что технико-экономическое обоснование - результат разнообразных исследований, как экономической направленности, так и маркетинговых исследований. Но при этом делается вывод о реалистичности проекта, и определяется круг экономических, организационных и других предполагаемых решений для оптимизации производственного процесса. При этом часто технико-экономическое обоснование является составной частью бизнес-плана.

При этом существует мнение, что технико-экономическое обоснование, в какой-то мере, представляет собой либо сокращенный вариант бизнес-плана, либо, напротив, это обычный бизнес-план, который назвали технико-экономическим обоснованием.

Необходимо отметить, что если порядок составления и структуры бизнес-плана четко прописаны, то при составлении ТЭО можно найти несколько различных вариантов написания, которые различаются в зависимости от рассматриваемых проблем.

Существуют следующие варианты технико-экономического обоснования на практике:

Пример № 1

  1. реальное состояние предприятия;
  2. анализ рынка и оценка производственных мощностей предприятия;
  3. техническая документация;
  4. положение дел с трудовыми ресурсами;
  5. организационные и накладные расходы предприятия;
  6. оценка длительности проекта;
  7. анализ финансовой привлекательности и экономической обоснованности проекта.

Пример № 2

  1. суть предлагаемого проекта, представление основ проекта и принципов его воплощения в жизнь;
  2. небольшой обзор рынка, изложение результатов различных исследований с целью изучения спроса на новую услугу или товар;
  3. технологические и инженерные аспекты проекта:
    • описание процесса производства;
    • доказательства необходимости приобретения нового оборудования или модернизации старого;
    • сравнение нового продукта с действующими стандартами качества;
    • обзор сильных и слабых сторон нового товара или услуги.
  4. финансовые и экономические показатели, включающие в себя:
    • предполагаемые и необходимые инвестиции в проект;
    • предполагаемые внутренние и внешние финансовые источники;
    • производственные издержки.
  5. оценка эффективности и окупаемости продвигаемого проекта, гарантия возврата внешних заимствований;
  6. восприимчивость предлагаемого нового продукта, услуги к существующим на рынках рискам, а также стойкость к возможным рискам в будущем;
  7. общая оценка эффективности возможного внешнего заимствования.

Пример № 3

  1. краткое изложение всех основных положений технико-экономического обоснования;
  2. условия претворения нового проекта в жизнь (кому принадлежит авторство проекта, исходный материал по проекту, какие подготовительные мероприятия и исследования уже проведены и т.п.);
  3. анализ предполагаемых рынков сбыта, обзор производственных возможностей предприятия, а также расчет пиковых возможностей предприятия и ряд других факторов;
  4. в данном разделе отражается все, что связано с обеспечением производства (необходимые запасы и производственные ресурсы), анализ существующих контрагентов и возможных поставщиков, анализ возможных издержек на различные производственные факторы;
  5. раздел посвящен территориальному расположению предприятия и расходам, связанным с этим положением (ориентировочная оценка, где будет находиться предприятие, предварительные расчеты, связанные с оплатой аренды участка под производство или под офисное помещение);
  6. конструкторская и проектная документация (оценка необходимых технологий для нового проекта, оценка дополнительных объектов вспомогательного назначения, без которых будет невозможно осуществление производства;
  7. организационные и другие дополнительные расходы, связанные с новым проектом (расчет дополнительных расходов, а также набросок предполагаемой структуры будущего производства);
  8. анализ трудовых ресурсов для будущего проекта (оценка человеческих ресурсов, которые понадобятся для запуска нового проекта). Указывается предполагаемое число рабочего и обслуживающего персонала, необходимое количество инженерно-технических работников. Кроме того, указывается, будут ли привлекаться только местные работники, либо иногородние (иностранные) специалисты. В этом же разделе указываются просчитанные затраты на оплату труда, налоги, связанные с заработной платой и ряд других моментов;
  9. график хода осуществления представляемого проекта;
  10. общая оценка экономической и финансовой состоятельности планируемого проекта.

Отметим, что многие из приведенных примеров технико-экономического обоснования, особенно последний пример, напоминает детально составленный бизнес-план. Существует тонкая грань между ТЭО и бизнес-планом, и это приводит к тому, что с большой долей уверенности можно сказать, что если от вас потребуется предоставить технико-экономическое обоснование проекта, можно смело составлять детально проработанный бизнес-план, при этом оставив ненужные споры - теоретикам экономической науки, а лучше перейти к делу.

Методика составления технико-экономического обоснования (ТЭО)

  1. Оглавление или структура. Краткое описание глав документа.
  2. Общее описание проекта, вводные данные о проекте. Информация об исследованиях, которые были проведены предварительно, оценка необходимых инвестиций.
  3. Описание рынка и производства. Оценка спроса и прогноз будущих продаж, описание мощностей предприятия.
  4. Сырье и ресурсы. Расчет необходимых объемов материальных ресурсов, прогноз и описание поставок ресурсов на предприятие, анализ цен на них.
  5. Выбор месторасположения предприятия (объектов предприятия). Обоснование выбора места и оценка стоимости аренды помещения или участка.
  6. Проектная документация. Описание технологии производства будущих изделий, характеристики необходимого оборудования, дополнительные строения.
  7. Организационная структура предприятия. Описание организации предприятия и накладные расходы.
  8. Трудовые ресурсы. Оценка потребности в трудовых ресурсах с делением на категории (рабочие, служащие, топ-менеджеры, руководители и т. д.). Оценка расходов на заработную плату.
  9. Сроки осуществления проекта. План-график проекта, смета расходов, размеры траншей и пр.
  10. Экономические расчеты. Оценка инвестиционных издержек, производственные издержки, финансовая оценка проекта.

Отличие ТЭО от Инвестиционного меморандума

При проведении исследования в области маркетинга, задачей которого являлось выявление предпочтений потребителей на рынке консалтинговых услуг, была выявлена в том числе и потребность в написании инвестиционных меморандумов и бизнес-планов. В ходе проведенного анализа опросов, анкетирования, письменных обращений, можно сделать вывод, что на современном российском рынке бизнес-услуг, сложилась некая неопределенность в вопросах определений и толкований ряда близких понятий, таких как: инвестиционный меморандум, ТЭО и бизнес-план. Приведем объяснение периодичность появления на свет этих экономических документов.

До появления инвестиционного меморандума создается технико-экономическое обоснование или ТЭО - это является основой при определении необходимости финансовых вложений. ТЭО это документ, как правило, который создается силами ведущих финансовых менеджеров компаний. Целью технико-экономического обоснования является определение, насколько данное вложение финансов будет перспективным и способно принести финансовую выгоду. Создавая инвестиционный меморандум, по сути, преследуют то же самое, но инвестиционный меморандум создается для инвесторов.

Создав ТЭО, переходят к составлению более тщательного документа, в котором определяется, как вновь создаваемый продукт, либо проект, будет себя вести в условиях, имеющегося рынка. А также, какое воздействие будет оказывать на планируемый проект уже имеющиеся конкурентные факторы на рынке, а также настоящие и будущие риски. Такого рода документ, получил название бизнес-план.

В ходе работы с бизнес-планом, как правило, начинается рост издержек коммерческой структуры, связанный с необходимостью работ в области проведения исследований в сфере маркетинга. Такие исследования ставят своей целью определить, насколько предположения, которые изложенные в технико-экономическом обосновании, будут соответствовать данным, которые будут получены в ходе этих исследований. Если эти исследования приводят к тому, что если данные, предположения и предложения технико-экономического обоснования подтверждаются в ходе маркетинговых исследований, то проект вправе претендовать на получение финансирования. Финансовые расчеты позднее ложатся в основу инвестиционного меморандума.

Этап рождения нового предприятия чрезвычайно ответственный для финансовых менеджеров. На этом этапе начинается определение и становление политики предприятия, начинает поступать информация, которая дает реальную информацию о возможных сторонах и скоростей развития.

В чем отличие инвестиционного меморандума от ТЭО

В ходе оценки настоящего положения предприятия, а также возможных будущих рисков, разрабатывается документ, называющийся - «Инвестиционного меморандума». Основная цель инвестиционного меморандума состоит в том, чтобы привлечь, при необходимости, в существующий проект внешнее финансирование.

Чаще всего инвестиционный меморандум формируется консалтинговой компанией на основании бизнес-плана и отличается от него тем, что включает в себя информацию инвестиционного характера.

На этом этапе финансисты предприятия должны осуществлять постоянный контроль над состоянием рынка. Цель такой работы состоит в том, чтобы контролировать конкурирующие структуры, выявлять новые возможности на существующих рынках и находить возможные новые ниши для освоения.

При этом основная задача сводится к тому, чтобы просчитать и выявить тот этап развития, когда предприятию будут необходимы финансовые инвестиции, написание инвестиционного меморандума и привлечь стратегические инвестиции в свой проект. И, кроме того, менеджеры-финансисты, должны определить и рассчитать сумму необходимых финансовых вливаний в проект. Период, когда финансовые менеджеры предприятия начинают прорабатывать различные сценарии развития, является начальным при составлении инвестиционного меморандума. Определяются различные сценарии развития событий. Пессимистичный сценарий (рассчитываются все возможные последствия недостаточного финансирования и связанные с этим показатели рентабельности и риски для бизнеса). Оптимистичный сценарий развития событий, где необходимо отразить экономические показатели при достаточном финансировании.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)? Да элементарно, достаточно всего лишь открыть ГОСТ 24.202-80 Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «», хоть он и не действует в РФ, а затем тупо и формально следовать тексту, поскольку какой-либо полноценной ему замены (скорее всего) не существует, но технико-экономические обоснования никто еще не отменял. Лучше уж так, чем гнать в качестве технико-экономического обоснования всяческую отсебятину. Редакция от 20.06.2018.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)?

Создан 19.12.2016 13:08:53

Отсутствие полноценной замены многим переставшим действовать советским стандартам - это, мягко говоря, диверсия со стороны. Так, к примеру, ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения, также утратил силу в РФ. Так что делать-то разработчикам, ведь гарантийные обязательства, как и технико-экономические обоснования, никто не отменял?! Только пользоваться утратившими силу, но без упоминаний о них непосредственно в текстах разрабатываемых документов .

Но вернемся к теме и откроем ГОСТ 24.202, начнем с общих положений. Согласно п. 1.1 ГОСТ 24.202-80 документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее - создания АСУ).

Таким образом, назначение документа становится более чем очевидным. Для конкретики имеет смысл обратиться к системам электронного документооборота, к которым относятся практически любые, будь то бухгалтерские, учета кадров и им подобные. Совершенно ясно, что бухгалтерия в классическом ее «бумажном» ее виде не слишком эффективна, - это когда тетеньки с толстенными задницами или дяденьки в нарукавниках носятся с, передавая их друг другу, заполняют кучу всяких журналов учета, совершая при этом массу и создавая полную организационную неразбериху.

Как указывалось нами в предыдущих статьях, любые организационные проблемы необходимо решать (техническим путем, путем автоматизации, снижая, тем самым, долю ручного труда), - в этом и состоит производственно-хозяйственная необходимость. Теперь о технико-экономической: любая грамотная и толковая автоматизация каких-либо деятельности всегда приводит к повышению экономической данной деятельности, за вычетом, разумеется, всевозможных затрат. Все просто.

Далее. Согласно п. 1.4 ГОСТ 24.202-80 для вновь проектируемых и строящихся исходные данные, необходимые для написания ТЭО АСУ, определяют на основе объектов-аналогов. Объекты-аналоги сейчас модно называть, их анализ необходим, поскольку всегда проще создавать что-либо не с нуля, а на основе уже имеющегося опыта, отечественного и (или) зарубежного.

И, наконец, не следует смущаться, что речь в ГОСТ 24.202-80 идет о технико-экономическом обосновании создания АСУ . АСУ - это просто один из подвидов, так что ТЭО на АСУ вполне применимо к любой АС.

О составе и содержании технико-экономического обоснования (ТЭО)

Согласно п. 2.1 ГОСТ 24.202-80 документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:

  • введение;
  • характеристика объекта и существующей системы управления;
  • , критерии и ограничения создания АСУ;
  • и создаваемой АСУ;
  • ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
  • выводы и предложения.

Что может быть неочевидным в этом требовании? Да все очевидно, надо просто создать перечисленные выше разделы, причем стилем 1-го уровня, если кто-то еще пользуется вордом. Стиль, кстати, разными стандартами определяется по-разному - и вот.

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО) - что тут писать? Основания для проведения работ могут быть разными: приказ при проведении, договор с заказчиком, документы, оперативно-техническая записка и еще много чего. Ненужное удалить.

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО)

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО) - если таковой имеется. Если разработка ведется инициативно, то заказчиком будет, скорее всего, высшее руководство предприятия-исполнителя (или руководство какого-то смежного подразделения того же предприятия).

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО)

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО) - могут быть и, всех их надо перечислить. Ну и тоже является организацией-участником.

Сроки начала и окончания работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Источник - это либо заказчик, либо госбюджет, либо сам исполнитель - самофинансирование. Объемы финансирования обычно расписываются по стадиям и этапам выполнения работ (выполнил стадию или этап - получи кусок финансирования в определенном объеме), что, собственно, и составляет порядок финансирования.

Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО - здесь приводится перечень стандартов и методических указаний. Для любых видов автоматизированных систем это будут ГОСТы 34-го комплекса и (в качестве методических указаний), а также.

О ссылочных стандартах

Ссылочные стандарты в ГОСТ 34.ххх и РД 50-34.698-90 далеко не всегда указываются явно. Так, к примеру, в подразделах «Требования к надежности» и «Требования безопасности» технического задания по ГОСТ 34.602 они не указаны, но подразделы эти должны разрабатываться согласно ГОСТ 27.ххх и ГОСТ 12.ххх соответственно. Но мужики-то не знают, а потому и спрашивают, а что в этих писать?!

Подраздел «Требования к качеству программных средств» должен разрабатываться согласно ГОСТ 28195, «Требования по диагностированию системы» - согласно ГОСТ 20911.

Иными словами, к любому разделу (подразделу и т.д.) технического задания может и должен быть «прикручен» соответствующий ссылочный стандарт или набор стандартов, но этого сделано не было изначально, а потом весь комплекс стандартов на автоматизированные системы с момента начала его действия так толком ни разу и не пересматривался (это со слов г-на). Это и понятно, 34-й комплекс стандартов датируется 89-90 годами прошлого века, когда перестроечный горбачевский бардак практически уже привел к развалу страны и всем стало не до стандартизации, выжить бы...


Характеристика объекта и существующей системы управления

Согласно п. 2.3 ГОСТ 24.202-80 раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:

  • общую характеристику объекта;
  • характеристику производственно-хозяйственной деятельности, организационной и объекта;
  • характеристику существующей системы управления и ее структурных с указанием распределения функций управления между элементами;
  • характеристику, используемых и средств управления;
  • перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.);
  • оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
  • характеристику готовности объекта к созданию АСУ.

Примечание - Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.

Все также тупо и формально создаем соответствующие подразделы путем копирования, не забывая грамотно «просклонять и проспрягать» их.

Общая характеристика объекта

Общая характеристика объекта - в отношении общей характеристики объекта можно хоть Соловьёвым заливаться. Разумнее всего зайти на официальный сайт заказчика и срисовать оттуда раздел «О компании» или аналогичный по смыслу. Вот простой пример:

ООО «Газпром добыча где-то там» - мощная высокорентабельная компания, в сферу деятельности которой входит:

  • поиск и разведка новых залежей нефти и газа;
  • интенсификация действующих месторождений;
  • добыча газа, конденсата, нефти;
  • подготовка углеводородного сырья;
  • оказание услуг по подготовке сырья сторонних поставщиков;
  • транспорт газа, конденсата, нефти и продуктов их подготовки;
  • обеспечение области газом и жидким топливом;
  • обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • мониторинг окружающей среды.

ООО «Газпром добыча где-то там» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию:

  • сухой газ;
  • сжиженный газ;
  • стабильный конденсат с нефтью;
  • широкую фракцию легких углеводородов;
  • пропан-бутан технический;
  • этан;
  • гелий (газообразный, жидкий);
  • одорант;
  • сера (жидкая, комовая, гранулированная);
  • жидкий кислород;
  • жидкий азот».

И в таком духе.

Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта - с этим сложнее. Чтобы все перечисленное охарактеризовать, следует открыть материал и с особой пристальностью отнестись к этапам 1.1 и 2.1. Фактически это проведение предпроектного обследования, о котором было рассказано в статье.

Об организационно-хозяйственной деятельности в части ее текущего состояния вам расскажут неохотно и сбивчиво, но расскажут. Предположим, все про тот же документооборот. Про организационную структуру объекта - возможно, но на уровне организационно-штатной структуры организации, о вертикальных и горизонтальных связях между подразделениями.

А вот о производственной структуре могут и умолчать. При обследовании одной энергоснабжающей организации потребовалась информация о схеме прокладки подземных силовых кабельных сетей с привязкой к карте местности, но в информации этой было немедленно отказано, поскольку она попросту секретна. Пример, быть может, не слишком удачен, но суть отражает.

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры - этот подраздел во многом повторяет предыдущий.

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления - этот тоже, но просто на более детальном уровне. Все это расписывается по результатам проведения предпроектного обследования. Данный пункт и оба предыдущих - «три сапога - пара».

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.)

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.) - рассуждать об этих правильных вещах можно много и долго

О недостатках организации - кто помнит, во время о но надо было отстоять очередь за колбасой, пока продавец ее не взвесит и не объявит цену, затем, уже зная цену, отстоять очередь в кассу и пробить чек, а потом с чеком вернуться к прилавку и забрать свою колбасу. Или то, что творилось во всяких коммунальных организациях до введения «одного (единого) окна» - приходилось за каждой бумажкой занимать очередь в каждое отдельное окошко, а затем в другие, чтобы передать туда эту бумажку и получить другую.

В этом подразделе надо расписать всю ту дурь, которая имеет место быть в настоящее время, а уж критиковать все мы горазды

Отдельно об обеспечении информацией. При Союзе в мало-мальски серьезных организациях всегда присутствовали БНТИ - бюро. А то и отделы - ОНТИ. Чем они занимались: они рассылали руководителям подразделений бумажные карточки, содержащие по тематике подразделения или по конкретному его руководителя. Такое было не слишком эффективным, поскольку велся вручную по формальным признакам - , а не по смысловому содержанию - такое стало возможно сравнительно недавно с появлением мощных автоматизированных.

Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) - возьмем за пример очереди на кассы в «Шестерочках» или иных подобных заведениях. Народ офигевает и злится, когда из десяти касс работают две, многие просто бросают корзинки или тележки и уходят без покупок. Потери прямые - снижение объемов продаж и выручки, т.е. показателей экономических. И социальные тоже - злющий покупатель уходит с мыслью «Да чтоб я еще раз сюда поперся...». Теряется имидж организации и снижается «лояльность» покупателей.

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ - должны быть какие-то изначальные предпосылки, упрощающие создание и внедрение АС на объекте. Если, к примеру, на объекте имеется локальная сеть, проводная или беспроводная, то объект БОЛЕЕ готов, а если нет, то МЕНЕЕ

Есть штат персонала, способного эксплуатировать АС - БОЛЕЕ готов, нет - МЕНЕЕ. Ну и так далее.

Цели, критерии и ограничения создания АСУ

Согласно п. 2.4 ГОСТ 24.202-80 раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:

  • формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических и критериев создания АСУ;
  • характеристику ограничений по созданию АСУ.

Примечание - Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения соответствующих.

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ - о целях заморачиваться не будем, дадим ссылку на одной из предыдущих статей, в нем все четко расписано и не имеет смысла повторяться. С критериями тоже все очевидно, это - Соотношение, характеризующее степень достижения и принимающее различные числовые в зависимости от используемых воздействий на или конкретных результатов деятельности [из п. 6 прил. 1 ГОСТ 34.003-90].

Характеристика ограничений по созданию АСУ

Характеристика ограничений по созданию АСУ - допустим, смета на банкет по случаю согласования и утверждения технико-экономического обоснования не должна превышать такой-то суммы. Чем не ограничение ? Т.е. снизиться с такой-то суммы до другой-то суммы - а это уже изменения значений соответствующих показателей .

Функции и задачи создаваемой АСУ в технико-экономическом обосновании (ТЭО)

Согласно п. 2.5 ГОСТ 24.202-80 раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:

  • обоснование выбора перечня функций и комплексов задач (задач) управления с указанием внедрения;
  • требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
  • дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.

Продолжаем действовать в духе детализации, см.

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения - здесь надо вернуться к подр. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта и нижележащим, в них все рассказано, что и где плохо, поэтому сразу становится понятным перечень всего того, что надо автоматизировать.

В части очередности внедрения, см. .

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида - ничего нового, см. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО .

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ - допустим, АС - . Можно смело добавлять что-нибудь о ее и мерах по соблюдению режима секретности, по.

Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ

Согласно п. 2.6 ГОСТ 24.202-80 раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ» должен содержать:

  • перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате создания АСУ (в том числе - экономия производственных, улучшение, повышение производительности труда и т.д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
  • оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
  • ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.

Примечание - В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.

Тут, наверное, комментарии излишни. Хотя...

Откроем подр. Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) . Насколько снижается товарооборот, если из десяти работают всего две кассы? Потери экономические? Безусловно! Это еще и истечение срока годности продуктов (с последующей их утилизацией), излишняя загрузка складских помещений - а они должны опустошаться достаточно шустро - товар должен разлетаться как можно быстрее.

Выводы и предложения

Согласно п. 2.7 ГОСТ 24.202-80 раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:

  • выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
  • предложения по совершенствованию организации и управления;
  • рекомендации по созданию АСУ.

Согласно п. 2.7.1 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:

  • сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
  • принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).

Тоже все просто. Цели - улучшить что-то, а предполагаемые результаты - такие-то. В плюс уходим? Отлично! Принимаем положительное принципиальное решение вопроса о создании АС.

Согласно п. 2.7.2 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д.

Примечание - Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.

Все повторяется вновь и вновь - документы должны замыкаться сами на себя Предложения по:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности - см. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта ;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д. - см. ту же ссылку.

Что надо сделать в рамках усовершенствования? Сократить очереди у касс, создать систему электронного документооборота, чтобы бухгалтеры не носились с бумажками и т.д.

Согласно п. 2.7.3 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:

  • по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
  • по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
  • по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
  • по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
  • по составу организаций-разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
  • по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
  • по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
  • по обеспечению производственных условий создания АСУ;
  • другие рекомендации по созданию АСУ.

А вот тут комментарии уж точно излишни.