Смета некоммерческой организации. Смета на работы - образец, бланк и пример составления

Финансовый результат деятельности компании принято оценивать по форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Однако существует еще один отчет, который, в частности, широко используется в управленческом учете - смета доходов и расходов предприятия.

Определение сметы доходов и расходов

В бухгалтерском учете существует ключевое понятие совмещения доходов и расходов - в периоде может быть списана та себестоимость (расходы на производство товаров или услуг), которая относится к реализованной, а не произведенной продукции. Все же расходы периода, понесенные в отчетном периоде, вне зависимости от того, относятся они к реализации данного периода или нет, формируют смету расходов (также именуемую сметой затрат) данного периода. Доходная часть сметы представляет собой перечень всех доходов, полученных за период.

Области применения сметы

Широкой областью применения сметы доходов и расходов являются бюджетирование и отчетность некоммерческих учреждений. Так как данные предприятия не рассчитывают плановую себестоимость (в связи со сложностью расчетов и отсутствием строгой необходимости), годовым бюджетом и отчетностью данных учреждений является смета доходов и расходов. В данном случае смета служит инструментом контроля расходов денежных средств. Это регламентировано соответствующим законодательством и объясняется тем, что значительное количество некоммерческих организаций получает государственное финансирование.

Нормативными документами, регламентирующими составление и утверждение смет некоммерческих учреждений, являются:

  • Приказ Минфина России от 20.11.2007 №112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»;
  • Приказ Минфина России от 30.09.2016 №168н «О внесении изменений в Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. №112н».

К некоммерческим организациям относятся:

  • образовательные, культурные и медицинские государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Смета расходов также часто используется для анализа эффективности деятельности отдельных подразделений предприятия, для которых некорректно формировать отчет о прибылях и убытках и у которых нет собственных доходов, хотя они напрямую или косвенно участвуют в генерировании прибыли всего предприятия. Это позволяет менеджменту оценить степень эффективности расходования средств каждым отдельным подразделением.

При проведении мероприятий также часто используется сметный подход. В этом случае в смете отражаются все доходы и расходы от проведения данного мероприятия.

Областью применения смет также является планирование проектов как инвестиционного характера, затраты по которому в дальнейшем будут капитализированы и войдут в актив баланса предприятия, так и проекты по созданию продукта или услуги для покупателей и заказчиков.

Состав сметы доходов и расходов

Данный документ включает в себя раздел расходной и раздел доходной части, детализированные в разрезе соответствующих статей затрат и доходов. При использовании сметы в управленческом учете перечень данных статей чаще всего унифицирован с целью возможности сравнения смет между собой, а также из периода в период.

Примерами статей затрат являются:

  • Оплата труда
  • Транспортные расходы
  • Амортизация
  • Аренда зданий и сооружений
  • Ремонт и т.д.

В смете также указывают источник финансирования тех или иных расходов, а также разбивку по кварталам или месяцам.

Основным планово-финансовым документом для бюджетных и некоммерческих организаций (включая товарищества собственников жилья, или ТСЖ) является смета доходов и расходов. На основании этого документа ведётся и последующий бухгалтерский учёт. Чаще всего, данная смета составляется раз в году на основе предполагаемых расходов и поступлений денежных средств. Для бюджетных организаций, которые находятся в подчинении (в ведении) Минэкономразвития РФ, формирование сметы доходов и расходов проводится по образцу, представленному Минэкономразвития (в Приложении), утверждённому приказом № 241 в 2008 году. Для некоммерческих организаций типа ТСЖ (и подобных) строгой унифицированной формы нет.

В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов – для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.

Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.

Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:

  • членских и/или вступительных взносов,
  • процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций,
  • взносов учредителей,
  • благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,
  • целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,
  • ассигнований из бюджетов различного уровня,
  • доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).

Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.

Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.

Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.

В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель – главное должностное лицо организации, – которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.

Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже – квартал или месяц).

Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.

Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.

Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.

Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.

Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО

Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.

Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.

Состав и оформление смет бюджетной организации

В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:

  • ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
    • доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
    • операций сектора госуправления,
  • планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).

Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.

Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.

В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации – получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:

  • Код ОКПО – общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
  • Код ППП – перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
  • Код ОКЕИ – по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.

В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.

Специфика сметных расчётов ТСЖ

Жилищным кодексом РФ (статья 151) определены виды средств, которые могут поступать на счета ТСЖ. В целом они аналогичны доходным средствам любой некоммерческой организации. Среди доходных средств ТСЖ –

  • вступительные взносы в установленном товариществом размере (величина взносов заносится в Устав ТСЖ),
  • обязательные платежи,
  • доход от хозяйственной деятельности, к которой относится, например, сдача подвальных и полуподвальных территорий, работа обслуживающих бригад электриков, сантехников и т. п.,
  • субсидирование путём получения краевых грантов, программ модернизации и капремонта,
  • финансы собственного фонда товарищества (в случае создания его собственниками жилья).

В обязательную расходую часть сметы ТСЖ включаются затраты на:

  • расчёты с поставщиками коммунальных услуг (обеспечение электроэнергией и водой, её подогрев),
  • обслуживание имущества и содержание придомовых территорий,
  • модернизация и восстановление имущества,
  • потребности офиса,
  • налоги.

Кроме основных расходов, возможные ещё траты на судебные издержки, страховки и кредиты. Благодаря увеличению внешних доходов (пожертвования, субсидирование) и аккуратному владению имуществом можно создать предпосылки для снижения расходной части и – как следствие – уменьшения размера взносов, взимаемых с владельцев квартир.

Получаемая от предпринимательской деятельности ТСЖ прибыль не разделяется между членами товарищества, поэтому есть возможность проводить налоговые отчисления по упрощённой схеме.

Для этого необходимо сразу создать не одну учётную книгу, а отдельные книги доходов и расходов для регистрации пришедших и потраченных средств целевого назначения. Средства, поступившие от членов ТСЖ, пожертвования, полученные предпринимательские доходы, которые вносятся в отдельные приходные книги, не подлежат налогообложению. Поэтому в доходно-расходной смете ТСЖ это тоже находит своё отражение.

Формат сметы ТСЖ может быть любым, но его нужно зафиксировать в уставном документе товарищества и утвердить на уровне руководства организации. При составлении смет надо принимать во внимание, что суммы должны фиксироваться с учётом НДС, что в расходную часть не вписывается стоимость услуг, которые оказываются владельцам квартир, но что должна присутствовать статья расходов по фондам – перечисления на ремонтные работы, счёт материальной поддержки, резервный счёт и др.

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3

Уставная деятельность любой некоммерческой организации, в том числе АНО, осуществляется на основании запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов, то есть финансового плана. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов. Как составить данный документ, учитывая, что на этот счет отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях?

С чего начать составление сметы некоммерческой организации?

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях <1> некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение - аналог п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено. Стоит ли в данном случае под самостоятельным балансом подразумевать бухгалтерский баланс, который является лишь одной из форм бухгалтерской отчетности, составлением которой занимаются и АНО, - вопрос достаточно спорный (хотя многие эксперты именно так и поступают). В то же время, что подразумевается под сметой, тоже не понятно, кроме того, не уточняется, идет ли речь о смете доходов и расходов.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).

Кроме того, в п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления НКО (в АНО - это коллегиальный высший орган управления) утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений. Следовательно, остается следующее. Во-первых, АНО в силу требований законодательства РФ составляют бухгалтерский баланс. Во-вторых, поскольку положений об обязательном составлении сметы доходов и расходов (финансового плана) в нормативных актах нет, считаем, что решение о необходимости составления сметы АНО принимает самостоятельно, руководствуясь принципом целесообразности. При этом смету доходов и расходов в обязательном порядке должен утвердить высший орган управления АНО либо постоянно действующий коллегиальный орган управления, если таковой создается в соответствии с учредительными документами.

Автономная некоммерческая организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

Примечание. В Законе об автономных учреждениях <2> отсутствует указание на необходимость составления АУ сметы доходов и расходов. В то же время для них есть другой документ аналогичного содержания - это план финансово-хозяйственной деятельности. По сравнению со сметой (финансовым планом) он является более объемным документом, включающим не только доходы и расходы, но и другие, в том числе натуральные, показатели деятельности, такие как объем оказанных населению услуг <3>.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
<3> Подробнее с порядком составления плана финансово-хозяйственной деятельности можно ознакомиться в статье М.В. Семенова "Составляем план финансово-хозяйственной деятельности АУ", N 10, 2008.

Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления. В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения <4>. Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.

<4> Утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н.

В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и т.д.). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств. Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как смета составлена, она представляется на утверждение, при этом не считается лишним, если к ней прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Автономная некоммерческая организация, конечно, не бюджетное учреждение, но она может позаимствовать структуру и основные показатели сметы бюджетников. При этом у АНО больше возможностей для маневра при составлении данного документа, так как ее не ограничивают рамки Бюджетного кодекса. Со своей стороны добавим, что АНО, осуществляющая деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущей сметы и доработать их, а если смета не была выполнена, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АНО за предыдущий период. АНО, которая не имеет наработок для подготовки сметы доходов и расходов, за основу может взять показатели АНО или АУ, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и других сферах деятельности. На основании данных "конкурентов" АНО может запланировать свои доходы и расходы на предстоящий год с учетом потребностей и возможностей в оказании социальных услуг.

Какие доходы и расходы включают в смету?

По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности - отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы. В отчете о целевом использовании полученных средств организация отражает показатели в том порядке, который рекомендован финансовым ведомством (Приказ от 22.07.2003 N 67н).

В составе доходов указываются все доходы АНО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность АНО. Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие "коммерческие" поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными АНО расходами.

Так же как и в отношении доходов, в смету включают все расходы, запланированные некоммерческой организацией на предстоящий год. Ряд экспертов рекомендует попытаться распределить расходы в планируемом бюджете по источникам финансирования, что упростит соблюдение сметы доходов и расходов. Такой подход заложен в основу отчета о целевом использовании полученных средств. В нем все расходы разделены на две группы: затраты на целевые мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В первой группе можно выделить основные статьи затрат АНО, такие как заработная плата (включая начисления в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение и ремонт основных средств, инвентаря, аренда помещения, коммунальные услуги, командировочные, материальные и все иные расходы, финансируемые за счет целевых источников. Перечень расходов второй группы, связанных с предпринимательской деятельностью, аналогичен и включает ряд основных (зарплата, приобретение для оказания платных услуг оборудования) и прочих расходов. При этом не все расходы можно однозначно отнести к затратам, связанным с оказанием платных услуг. Есть ряд расходов общего плана, порядок распределения которых по видам деятельности организация устанавливает самостоятельно как для целей бухгалтерского учета, так и для составления сметы доходов и расходов.

При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления АНО социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) <5>. Поэтому у бухгалтера АНО нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда у АНО нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось. Что делать в таком случае?

<5> См. Письмо Минфина России от 25.11.2002 N 16-00-14/453.

Что предпринять, если остались неизрасходованные средства?

По окончании года у АНО может остаться неизрасходованный остаток полученных по смете средств, что вполне допустимо. В отличие от бюджетных учреждений целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких целевых поступлений. По мнению Минфина, если лицо, являющееся источником целевых средств, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24). Исходя из этого остаток неиспользованных целевых средств (например, членских, вступительных взносов, добровольных пожертвований) АНО может расходовать в следующем году, учтя это при составлении сметы на следующий период.

Но может случиться так, что организация не использовала полностью целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой заканчивается в текущем году. Тогда организации следует либо вернуть неиспользованные целевые средства, либо изменить условия, на которых они предоставлялись. Если не сделать ни того, ни другого, налоговики могут обвинить АНО в нецелевом использовании средств и обложить этот остаток налогом на прибыль как внереализационный доход (п. 14 ст. 250 НК РФ). Заметим, в названной статье Налогового кодекса речь идет об имуществе, использованном не по целевому назначению, а не об имуществе, которое вообще не было использовано. Поэтому у АНО есть шанс оспорить претензии налоговиков, которым предстоит доказать, что АНО использовала выделенные средства не по целевому назначению. Тем не менее не стоит доводить дело до суда, а следует попытаться до налоговой проверки согласовать с распорядителем целевых средств новый срок, в течение которого АНО может эти средства использовать. Если этого сделать не удастся, то организации лучше вернуть неизрасходованные средства и (при необходимости) внести изменения в смету. Возможно ли такое?

Можно ли изменить смету АНО?

Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например , для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, АНО нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года. Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор АНО не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности АНО. Если изменения не существенны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Что можно сделать, если расходы превысили затраты, запланированные в смете?

В такой ситуации АНО следует проанализировать причины допущенного превышения сметы, с тем чтобы как можно точнее спрогнозировать свои доходы и расходы на следующий год. Что касается прошедшего года, то в нем все расходы, в том числе и те, которые превысили запланированные, осуществляются за счет средств, полученных некоммерческой организацией. Других вариантов финансирования АНО не заложенных в смету расходов просто нет, вопрос только в том, за счет каких поступлений отражать такие расходы. Целевые средства идут на финансирование определенных расходов, превышение которых допустимо, но только после того, как соответствующие изменения будут внесены в смету. Если таких изменений в смету в текущем году не было внесено, то в распоряжении АНО остаются доходы от предпринимательской деятельности, которые не так строго лимитированы как целевые средства. В связи с этим у АНО больше возможностей отнести превысившие смету расходы на счет поступлений от оказания платных услуг населению. При этом следует помнить, что в отношении коммерческой деятельности АНО является плательщиком налогов (налога на прибыль или единого налога в случае применения УСНО). Уменьшение налоговой базы на сумму незапланированных расходов налоговики могут квалифицировать как занижение налога на необоснованные расходы. Поэтому АНО следует заранее позаботиться о документальном подтверждении и обосновании незапланированного перерасхода полученных средств.

Нужно ли составлять отчет об исполнении сметы?

Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ - отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета АНО, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

А.В.Авдеев

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Сложные вопросы бухгалтерского учета
в некоммерческих организациях

Е.П. ТИТОВА,
О.В. МОНАКО,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Аннотация

В практической деятельности некоммерческих организаций нередко возникают сложные вопросы. Так, в начале каждого года некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов на год. В конце отчетного года НКО должна составить отчет об исполнении сметы. В статье рассмотрено каков порядок составления сметы и отчета по ней, должен ли остаток денежных средств, отраженный в отчете по исполнению сметы, соответствовать остатку денежных средств на расчетном счете организации, а также должны ли составленные смета и отчет совпадать с формой N 6.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Смета составляется не только с целью определения доходной составляющей некоммерческой организации, но также и для обоснованного расходования средств целевого финансирования. Смета составляется на конкретный период времени, как правило, на год.
По сути, смета доходов и расходов является плановым документом, в который при условии, что это предусмотрено учредительными документами, в течение планируемого периода могут вноситься определенные изменения.

Для контроля за исполнением сметы организации формируют отчет об исполнении сметы.
В связи с этим в отчете о выполнении сметы должны быть сопоставлены плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными, т.е. с поступившими доходами и осуществленными расходами (а не ожидаемыми поступлениями и затратами). Только с помощью такого сопоставления можно оценить уровень исполнения сметы, а также выявить отклонения по смете, которые могут быть включены в смету следующего периода.
Основой для составления отчета будут являться данные бухгалтерского учета некоммерческой организации.

Таким образом, исходя из того, что смета - это документ, отражающий плановые показатели, а отчет о выполнении сметы - это документ, отражающий фактические показатели деятельности организации, то при их сопоставлении практически всегда будут выявляться отклонения. При этом остаток денежных средств, отраженный в отчете по выполнению сметы, будет соответствовать остатку денежных средств на расчетном счете организации.
Соответствие отчета о выполнении сметы и отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6)

Начиная с отчетности за 2011 год организации представляют отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Отчет). Отметим, что содержание Отчета практически не изменилось. Однако, в отличие от предыдущего Отчета, данная форма не имеет номера. В связи с этим организация может воспользоваться рекомендациями по заполнению данного Отчета, представленными в Информации Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 24.12.2007 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций" (далее - Информация).

Как следует из п. 22 Информации, в Отчете (Форме N 6) раскрывается информация о целевом использовании средств, полученных некоммерческой организацией для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации.

В соответствии с п. 23 в Отчете (Форме N 6) показывается остаток на начало отчетного года, поступление средств, расходование и остаток на конец отчетного периода средств целевого финансирования.

Таким образом, в Отчете о целевом использовании полученных средств, как и в отчете о выполнении сметы, отражаются только фактические данные. Следовательно, если данный отчет и Форма N 6 составлены корректно, то они должны совпадать в части отражения информации о фактическом поступлении доходов и осуществленных расходов за отчетный период.

В деятельности некоммерческих организаций встречаются и такие сложные вопросы. Автономной некоммерческой организацией получен счет-фактура. Оплата происходит после выставления документа и оказания услуг. В счете-фактуре обнаружена ошибка - заполнена строка 5, где указаны номер и дата платежно-расчетного документа. Повлияет ли данная ошибка на формирование стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) и на сумму НДС, подлежащую уплате? Необходимо ли внести исправления в счет-фактуру?

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, к вычету.

Порядок составления счетов-фактур регулируется ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства от 02.12.2 000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила).

Перечень показателей, обязательных для указания в счете-фактуре, установлен ст. 169 НК РФ.
Номер платежно-расчетного документа, в соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ, должен быть указан в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом согласно Правилам в строке 5 счета-фактуры необходимо указывать не только номер, но и дату составления платежно-расчетного документа (Приложение N 1 к Правилам).

Таким образом, реквизиты расчетных документов, на основании которых осуществляются операции по перечислению денежных средств на счет продавца товаров (работ, услуг), указываются поставщиком только при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08).
Отметим, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, п. 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Исходя из вышеизложенного, ошибка, обнаруженная в счете-фактуре, не окажет никакого влияния на формирование стоимости реализуемых Вашей организацией товаров (работ, услуг). Не повлияет указанная ошибка и на сумму НДС, подлежащую уплате Вашим поставщиком. В связи с этим считаем, что, в принципе, серьезных оснований для внесения исправлений в счет-фактуру нет. При этом Ваша организация вправе обратиться к контрагенту с просьбой внести исправления в такой счет-фактуру.

К сведению. В случае обнаружения ошибки в счете-фактуре продавец может внести исправления в счета-фактуры за те периоды, в которых эти услуги были оказаны. При этом исправления должны быть внесены именно продавцом как в экземпляры счетов-фактур продавца, так и в экземпляры счетов-фактур, выставленных покупателю (письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17, от 13.04.2006 N 03-04-09/06).

В соответствии с Правилами корректировки счетов-фактур осуществляются путем внесения в них исправлений. Согласно п. 29 Правил исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Из этого следует, что исправления должны быть отражены именно в том счете-фактуре, который был выставлен продавцом изначально.

Список литературы
1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
3. Постановление Правительства от 02.12.2 000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. О недопустимости внесения исправлений в счет-фактуру путем повторного выставления продавцом счета-фактуры по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен счет-фактура, с исправлениями, заверенными в установленном порядке: письмо Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17.
6. О правомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, составленным с нарушением действующего порядка: письмо Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-09/06.
7. Письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08.

Работу сметчика можно по праву приравнивать к работе бухгалтера или юриста, т.к. для того, что бы правильно составить смету, необходимо обладать достаточным запасом знаний, опытом, используя точные данные для расчётов.

Любая серьёзная организация и ответственный застройщик прекрасно понимают, что строительство даже небольшого временно объекта не возможно без составления сметной документации . По этой причине ещё на подготовительных этапах строительства возникает вопрос о том, кому доверить составление сметы.

Конечно, можно доверить составление сметы одному из сотрудников компании. Но, в этом случае, последствия могут быть более чем печальными. Постоянно иметь в штабе профессионального сметчика не совсем выгодно, т.к. частота составления сметных документов может быть не слишком высокой. Прибегать к услугам частных сметчиков можно, но никто не гарантирует ответственности и соблюдения условий. Таким образом, мы приходим к выводу, что наиболее удачный вариант - это обращение в специализированные компании. Но, какую компанию для составления смет следует выбирать и каким критериям отбора придерживаться?

Для начала следует выделить основные критерии, на основе которых будет осуществляться отбор. Среди них можно выделить:

Профессионализм/качество услуг

Стоимость

Срок составления

Гарантии

Дополнительные услуги

Профессионалзим/качество услуг+стоимость. Мы намеренно объединили эти два пункта в один, т.к. чаще всего они неразрывно связаны между собой в психологии заказчика. Согласитесь, что каждый из нас хочет получить качественный товар/услугу за минимальное количество средств. Но, как показывает многочисленный опыт, такого не бывает. Поэтому, идеальный вариант - это справедливые расценки. То есть, оптимальное соотношение качества услуг и стоимости за них. Вы должны понимать, что компания, с многолетним стажем и отличной репутацией просто-напросто не может позволить себе предоставлять дешёвые услуги, т.к. необходимо оплачивать труд профессионалов, который в свою очередь должен достойно оцениваться.

Сроки составления. Для любой строительной организации задержка по составлению смет может быть равносильна провалу срокам строительства. По этой причине очень важно составлять сметы «по первому требованию заказчика». К сожалению, такое не всегда возможно, но и порядочная сметная компания не будет обещать сделать огромное количество смет за один день. Однако, всегда можно договориться о сроках, которые будут удобны, как заказчику, так и компании. В итоге вы получаете качественно составленную смету (без спешки) в оптимальные сроки.

Гарантии. Один из признаков, который свидетельствует о надёжности сметной организации, качестве предоставляемых её услуг - это гарантии. Заключая договор, Вы получаете уверенность в том, что ваша смета будет составлена правильно и качественно, ведь ни одной организации не выгодно предоставлять клиенту некачественную услугу, на которую впоследствии будут поступать жалобы.

Дополнительные услуги наглядно демонстрируют предрасположенность компании к клиенту. К подобному сервису относят услуги по корректировке смет, консультации заказчика по составленной документации и другие полезные рекомендации.

На протяжении 10 лет ООО «Таурусс» строго следует всем заявленным выше критериям отбора, и, поэтому, по праву считается одной из лучший компаний по составлению смет на рынке России.