Профессия - историк. Какой практический смысл профессии историка? Какие социальные функции выполняет профессия историка

Историю называют наставницей жизни, ведь чтобы уверенно строить будущее, человек должен знать о своем прошлом. Время представляет не прямую линию, а скорее спираль: события повторяются на каждом витке, пусть и видоизменяясь под влиянием эпохи. Знание прошлого позволяет предотвратить ошибки в настоящем, в этом-то и состоит ценность истории как науки и историков как ученых.
Знание истории нужно юристам и политологам, антропологам и архивариусам, дипломатам и журналистам, экскурсоводам и социологам, этнографам и краеведам… Продолжать этот список можно очень долго. В той или иной мере с историей связана практически любая гуманитарная профессия, потому что изучение прошлого является фундаментом для анализа настоящего и прогнозирования будущего.

Преподаватель истории

История – специальность гуманитарного направления педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем. Преподаватель истории – квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием, профессиональной областью которого является история.

Современный преподаватель истории – это специалист, понимающий роль учебных предметов истории и обществознания в развитии индивидуальности ученика, осознающий ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Задача учителя истории – научить школьников понимать историю, исторические процессы, которые происходят и происходили в нашей стране и мире. Педагог не просто доносит информацию до учащихся, но и прививает культурные и моральные ценности, способствует формированию мировоззрения личности.

Профессия требует высокого уровня коммуникативных и организаторских способностей, хорошей памяти, логического мышления, гибкости и самостоятельности мышления, высокого уровня концентрации внимания. Для профессии важны такие качества, как эмоцио­нально-волевая устойчивость, наблюдательность, внимательность, эрудированность, широкий кругозор, любознательность, интерес к историческим событиям и явлениям. Преподаватель должен быть терпеливым, творческим, коммуникабельным и креативным.

Преподаватели истории востребованы в образовательных учреждениях (школы и гимназии, птузы, ссузы, вузы); учреждениях культуры (музеи, архивы, библиотеки); вне­школьных организациях (детские центры творчества и досуга).

Историк

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями. Проводит исследования в различных областях исторической науки, теоретических или прикладных ее дисциплинах, занимается сбором и анализом фактов, событий, процессов на основе исторических источников, архивных данных, устранением недостоверных данных.

Для эффективной работы историку необходимы аналитические способности; логическое мышление; высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; хорошая память (память на числа и символы, цифры и даты); способность воспринимать большое количество информации; склонность к исследовательской деятельности. Большое значение имеют такие качества, как эрудированность, любознательность, самостоятельность, способность аргументировано отстаивать свое мнение.

Историки могут работать в сфере образования, заниматься научно-исследовательской деятельностью, культурно-просветительской и организационно-управленческой работой.

Политолог

Политология – наука, призванная изучать мир в его всеобщности и многообразии, политику и все связанные с ней явления как разновидность продуктивной деятельности человека. Политология связана с историей, ведь чтобы анализировать политические процессы, происходящие в современном обществе, нужно знать, как эти процессы проходили в прошлом.

Политики – это те, кто принимает политически значимые решения, воплощает их в жизнь и несет за них ответственность. А политологи – те, кто такие решения разрабатывает и рассчитывает стратегию развития страны. Это признанные эксперты в сфере политической, социальной и хозяйственной жизни общества, которые имеют соответствующее образование и профессиональный опыт, позволяющие обоснованно и компетентно трактовать события в государстве.

Политолог оценивает аспекты развития политического процесса в историческом контексте, учитывает традиции, современные тенденции и политическую культуру. Он исследует современную политическую обстановку и одновременно сравнивает ее с похожими явлениями мировой истории. Такое сравнение помогает ему проследить связь политических событий с другими сферами жизни. Специалист может дать эффективную оценку явлению, которое исследуется, а также сделать прогноз развития политических процессов.

Главная задача политолога – предугадать последствия будущих политических событий на основе имеющихся знаний, политических идей и традиций прошлых лет, собственного опыта и опыта других государств.

Профессия политолога требует аналитического ума, умения делать прогнозы и анализировать, отличной памяти на события, даты, личности. В работе помогут коммуникативные способности, умение грамотно излагать мысли и быстро ориентироваться в событиях, хладнокровность, высокие моральные качества, харизма.

Работа политолога востребована в государственных органах, общественных и политических организациях, компаниях, занимающихся избирательными технологиями и политическим консалтингом.

Юрист

Знание истории необходимо специалистам в области юриспруденции. Система государства и права не возникла внезапно, она развивалась в течение столетий под влиянием происходящих в обществе изменений. Чтобы уверенно оперировать современными законами, необходимо понимать, откуда они взялись. Именно поэтому будущие юристы обязательно изучают историю государства и права.

Юрист – специалист в отрасли права, который занимается его изучением, обучением праву, исследованиями в данной отрасли и практическим применением навыков. Юрист разрабатывает проекты договоров, проверяет их на соответствие законодательству и отсутствие «подводных камней», визирует договора при их заключении, регистрирует. Специалист обязан согласовывать все внутренние и внешние документы, обеспечивать учет претензий и следить за их удовлетворением. В обязанности юриста входит урегулирование договорных споров, подготовка исковых заявлений, представление интересов организации в суде. Специалист готовит заявки на получение лицензий или разрешений для осуществления деятельности.

Профессия юриста требует от соискателя таких качеств, как аналитический ум, логическое мышление, уверенность в себе, коммуникабельность, отличная память, наблюдательность, готовность к стрессовым ситуациям, повышенная степень ответственности, внимательность к мелочам, способность к убеждению, трудолюбие и упорство.

Должность юриста востребована в различных юридических инстанциях – суде, прокуратуре, министерстве юстиции, МВД. Без юриста не обойтись в коммерческих фирмах, органах власти, государственных ведомствах. Часто юристы ведут частную практику или открывают собственные юридические бюро.

Понятие «юрист» включает целый спектр профессий: адвокат, судья, прокурор, нотариус, юрисконсульт, следователь. Поэтому практическая деятельность юриста подразумевает несколько направлений.

Юристконсульт относится к правовому отделу организации, учреждения, компании. Его обязанность – контролировать соблюдение законодательства, защищать права и интересы компании.

Прокурор – государственный служащий, осуществляющий прокурорский надзор, представляющий сторону обвинения в суде, координирующий деятельность по предотвращению преступлений. Работа прокурора делится на две части: представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственная деятельность.

Адвокат оказывает профессиональную юридическую помощь гражданам и организациям. Защищает их интересы в суде. Консультирует по различным правовым вопросам. Роль адвоката – быть независимым участником судебного процесса.

Судья обладает всей полнотой власти, вершит суд согласно статьям существующих законов.

Юрист-международник – специалист юридического отдела компании, обеспечивающий деятельность с иностранными контрагентами. Профессия считается одной из самых престижных в юриспруденции.

Архивариус

Профессия архивариуса тесно взаимодействует с историей. ­Архивариус (актуариус, архивист) – сотрудник архива, отвечающий за систематизацию и учет документальных материалов, поступивших в архив и доверенных на хранение. Основная задача архивариусов – собрать, сохранить документальные богатства страны с целью их последующего использования в интересах народа и государства.

Архивариус организовывает хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов, поступивших в архив. Он регистрирует и принимает на хранение документы, осуществляет систематизацию и размещение дел, их учет. По запросам музеев, различных организаций и частных лиц архивариусы выявляют материалы по тем или иным историческим событиям. На основе сведений, имеющихся в архивных документах, они готовят ответы на поступающие запросы, выдают архивные копии документов. Архивариусы также принимают участие в экспертизе ценности архивных документов.

Профессия архивариуса требует высокого уровня концентрации внимания; развитого логического мышления; способности анализировать и систематизировать большое количество информации. В данной профессии важно наличие склонности к работе с документацией, способности заниматься длительное время монотонной кропотливой работой, стремления доводить начатое дело до конца. Успеху в деятельности будут способствовать внимательность и усидчивость, терпеливость и собранность, ответственность и организованность, скрупулезность и педантичность, аккуратность и самоконтроль.

Архивариусы востребованы в организациях и учреждениях, где есть большой документооборот: в архивах, страховых и финансовых компаниях, банках, на государственных предприятиях.

Искусствовед

Тем, кто мечтает освоить профессию, связанную с искусством, также предстоит изучение истории, поскольку специалисту-искусствоведу необходимы знания по истории искусств со времен их зарождения и до наших дней.

Искусствоведение – комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изо­бразительное, декоративно-прикладное и архитектуру) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности. Включает в себя теорию искусств, их историю и художественную критику.

Искусствовед – научный специалист, изучающий историю и содержание различных художественных произведений, чаще всего произведений изобразительного искусства. Это очень древняя профессия с богатым прошлым.

Искусствовед является экспертом в определенной области искусства. Искусствоведы, специализирующиеся на определенной эпохе, художественном направлении или творчестве конкретного художника, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают художественную ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п. Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

Деятельность искусствоведа подразумевает глубокое изучение и анализ произведений искусства. Изучаются экспонаты музеев и частных коллекций. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо глубоко изучать и анализировать, ценить и любить произведения искусства, постоянно совершенствовать свои знания. Изучая образцы прошлого, просматривая огромное количество произведений, искусствовед оттачивает свой профессиональный вкус.

Профессия искусствоведа требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Для успешной работы человеку необходим широкий кругозор в области искусства, хорошая память, аналитические способности, творческое мышление, склонность к исследовательской деятельности, умение выражать свои мысли, чувство гармонии, развитый эстетический и художественный вкус.

Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, выставочных залах, научно-исследовательских институтах и других организациях культуры и искусства.

Культуролог

Культура есть совокупность результатов человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям.

Культуролог – научный специалист, изучающий общество через его историю, культуру, религию. Он изучает особенности, историю развития и формирования различных видов искусства, архитектуры и быта различных народов.

Деятельность культуролога условно делится на четыре направления: научно-исследовательскую работу, преподавание, экскурсионную деятельность, написание научно-популярных статей и книг. Научная работа – основная. Культуролог изучает историю формирования и особенности быта различных народностей: проводит исследования, ставит эксперименты, фиксирует результаты в научных статьях и книгах. Специалист занимается изучением отдельных элементов культуры, субкультур отдельных возрастных, профессиональных, социальных групп и сообществ. Также он изучает уровень развития общества, культурной жизни и деятельности людей, их духовного потенциала.

Культуролог занимается также экскурсионной деятельностью, пишет статьи и книги, читает лекции в учебных заведениях. Таких специалистов привлекают в качестве экспертов по вопросам культуры в различные учреждения, организации, СМИ.

Для эффективной работы культурологу необходимы аналитические способности, логическое мышление, развитое воображение, отличная память, склонность к исследовательской работе, способность самостоятельно и своевременно принимать решения. В профессии не обойтись без коммуникабельности, внимательности, ответственности, высокой работоспособности, креативности.

Специалисты-культурологи могут найти применение в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного наследия, в журналистике, рекламных PR-агентствах, в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, в культурных образовательных учреждениях.

Религиовед

Религиовед – это специалист в области взаимоотношений между различными религиозными конфессиями, церковью и государством, верующими и неверующими, объективно оценивающий место и роль религии в обществе, культуре, разнообразных сферах духовно-этичес­кой жизни.

Религиоведы объективно оценивают положение религии в определенном обществе, в развитых культурах и многих других сферах нашей жизни. Знание различных конфессий позволяет предотвращать и решать конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию и укреплению взаимоотношений между людьми различных религиозных взглядов.

Специалисты-религиоведы проводят исследования, пишут аналитические научные статьи, проводят лекции и семинары, консультируют представителей власти. Как профессионал, религиовед выступает в основном в двух ипостасях: исследователя и преподавателя. В обоих случаях он может быть востребован и как эксперт.

В профессии важными качествами являются высокий уровень интеллекта, аналитическое мышление, толерантность, усидчивость, предрасположенность к кабинетной работе.

Человек, получивший диплом по направлению «религиоведение», может работать научным сотрудником в исследовательских духовных и светских учреждениях; преподавателем религиоведческих дисциплин; экспертом, исследователем религиозного искусства; специалистом в области социологических исследований.

Этнограф

Этнограф – научный специалист, изучающий этнические общности и народы, их быт, культуру, происхождение, передвижение и расселение. Выбирая определенные народы и этносы, он изучает их религиозные, политические и экономические особенности, обычаи. Основными направлениями изучения являются повседневные традиции, хозяйственная деятельность, первобытнообщинный строй, язык, религиозные верования. Объектами изучения, как правило, выступают предметы материальной культуры: жилище, одежда, оружие, украшения, предметы быта.

Этнограф наблюдает за жизнью народа, проводит анкетирование представителей этноса. Специалист может работать с историческим наследием, организовывать антропологические экспертизы, составлять этнографические карты.

В профессии этнографа важны такие качества, как аналитический склад ума, склонность к исследованиям и путешествиям, способность к анализу, умение грамотно излагать мысли. Эффективной работе будут способствовать аккуратность, самостоятельность и педантичность.

Работа этнографа необходима в музеях, историко-исследовательских учреждениях, туристических фирмах, СМИ.

Археолог

Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.

В профессии важны способность к анализу и обобщению, трудолюбие, организованность, аккуратность, собранность, упорство, наблюдательность, интерес к истории и археологии, склонность к исследованиям и путешествиям.

  • Историк веков
  • Историк персоналий
  • Историк современности
  • Преподаватель истории
  • Историк-реконструктор

Заработная плата

  • от 20 000 ₽ Начинающий специалист
  • до 40 000 ₽ Ведущий специалист

График работы и характер труда

  • Подвижный график
  • Удаленная работа
    Офисная работа

Что делает историк

  • Исследование событий в истории человечества
  • изучение отдельных фактов и событий и их влияние на ход истории
  • Прогнозирование будущих событий
  • Публикация результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе
  • Поиск исторических фактов под персональных запросы (история рода, персоны, зданий, городских пространств)

Какими качествами должен обладать историк

  • Любовь к старым вещам и книгам
  • Умение искать информацию и сопоставлять факты
  • Хорошая память на даты, факты, имена и события
  • Усидчивость, готовность к рутинной работе

Книги для саморазвития

  • Джеймс Джордж Фрэзер "Золотая ветвь"

    Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. Эта книга откроет начинающему историку мир загадочной древности.

  • Доминик Бартелеми "Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века"

    Книга о рыцарстве Доминика Бартелеми мало похожа на традиционные исследования этого феномена средневековой Европы и охватывает период. Французский историк рассматривает рыцарство не только как специфическую военную касту, появившуюся в условиях политических изменений в X-XI веках, но как явление культуры, оказавшее определяющее воздействие на становление цивилизации западноевропейского средневековья.

  • Карло Гинзбург "Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в."

    Известный итальянский историк, один из основателей "микроистории"; реконструирует биографию и духовный мир "диссидента"; XVI века - фриульского мельника, осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия.

(Полностью переработаны в 2005 году; предыдущий вариант был принят в мае 1987 года; исправлены в мае 1990 года, в мае 1995 года, в июне 1996 года, в январе и мае 1999 года, в мае 2000 года, в июне 2001 года, в январе 2003 года, в январе 2011 года.)

Данные «Стандарты профессиональной деятельности» посвящены тем вопросам и проблемам исторических исследований, которые практикующие историки постоянно предлагают Американской исторической ассоциации для обсуждения, надеясь получить какие-то рекомендации. Некоторые из разделов посвящены вопросам профессиональной занятости; соответственно, эти вопросы могут быть разными в зависимости от требований, предъявляемых организацией, перед которой историк отчитывается по результатам своей работы. Другие разделы касаются вопросов, связанных с нарушениями профессиональной этики, что особенно актуально для исторической науки. В третьих разделах делается попытка определить основные ценности, которые стремятся уважать и разделять все профессиональные историки.

1. Профессия историка

История - это бесконечный процесс, бесконечная попытка понять прошлое и его всевозможные смыслы. Институциональные и интеллектуальные формы этого диалога с прошлым сильно изменились со временем, но сам по себе подобный диалог в течение тысячелетий является частью человеческого опыта. Мы все интерпретируем прошлое и создаем нарратив о прошлом, поэтому можно сказать, что мы все участвуем в создании истории. Это один из основных способов понять себя и окружающий мир.

Профессиональные историки активно пользуются тем, что прошлое всегда привлекает людей. Существует не так много областей знания, которые столь же доступны и привлекательны для широкой публики. Интерпретации прошлого не оставляют равнодушными и интеллектуалов всех мастей, так как это непосредственно касается формирования их идентичности и мировоззрения. Поэтому история вызывает такие волнения и споры в публичной сфере. Каждый человек способен создать обоснованную версию исторических событий, и многие делают это. Профессиональные историки достаточно благоразумны для осознания, что они никогда не обладали монополией на свою собственную дисциплину и что это скорее преимущество, нежели недостаток. Открытость дисциплины - это одна из самых привлекательных ее черт, она способствует постоянному обновлению и тому, что ею интересуются все больше людей.

Что, в таком случае, отличает профессионального историка от всех остальных? Принадлежность к профессии определяется отождествлением себя с сообществом историков, которые вовлечены в коллективную деятельность по исследованию и интерпретации прошлого в рамках практикуемой исследовательской дисциплины . Историки работают во многих и многих учреждениях: в музеях, библиотеках и правительственных организациях, в школах и прочих учебных заведениях, в корпорациях и некоммерческих организациях. Некоторые из них зарабатывают тем, что трудятся по специальности, другие занимаются историей, зарабатывая чем-то другим. Где бы они ни работали, профессиональные историки разделяют некоторые основные ценности, в соответствии с которыми они выносят суждения и ведут деятельность, направленную на то, чтобы обогатить коллективное понимание прошлого. Это общие ценности, в соответствии с которыми проводятся и оцениваются исследования, создаются и оцениваются интерпретации, передается новое знание, решаются вопросы этики и, не в последнюю очередь, создаются нарративы о прошлом, определяя то, как историкам следует вести свою профессиональную деятельность.

2. Общие ценности историков

Задача историков - постоянно улучшать коллективное понимание прошлого посредством сложноустроенного критического диалога друг с другом, с широкой публикой, с историческими источниками (в нем участвуют чьи-то истории жизни, взятые из прошлого, и чьи-то слова); искать ответы на наиболее серьезные вопросы, с которыми мы сталкиваемся в наш век.

В выполнении этой задачи невозможно преуспеть, не доверяя коллегам и не уважая их. Чтобы с честью выполнять свою работу, историку необходимо обладать надежной репутацией, и, возможно, это наиболее ценный профессиональный капитал. Доверие и уважение, как со стороны коллег, так и со стороны широкой публики, - вот один из самых весомых результатов, который может достичь историк. Рисковать этим крайне нерационально.

Хотя историки во многом не согласны друг с другом, они точно знают, какие достоинства ценят в работах своих коллег. Все историки считают, что подлинность исторических документов - необходимое условие работы. Историки не подделывают их. Подлог и обман подрывают саму основу интерпретации прошлого. Скрытые фальсификации обесценивают не только научную аргументацию собственно фальсификатора, но и работу тех исследователей, кто впоследствии будет пользоваться его результатами. Трудно представить себе, что работам того, кто придумывает, искажает или произвольно выбрасывает некоторые части исторического свидетельства, либо уничтожает его целиком, будут доверять серьезные ученые.

Мы уважаем исторические документы, но понимаем, что их интерпретация постоянно меняется, так как историки анализируют первичные документы, опираясь на постоянно растущий корпус вторичной литературы, помещающей эти документы в более широкий контекст. «Документами» обычно называют любые исторические свидетельства: не только письменные тексты, но и артефакты, рисунки, статистическую информацию, предания, существующие в устной форме, постройки и природное окружение, и многое другое - все, что сохранилось и является свидетельством прошлого. «Вторичная литература» - это все последующие интерпретации прошлого, основанные на свидетельствах, содержащихся в первичных документах. Различие между первичными и вторичными источниками является одним из наиважнейших для исторической науки. Провести различие между ними гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, так как ответ на вопрос о том, является ли документ первичным или вторичным, сильно зависит от того, какие критерии определения мы выбираем. Таким образом, профессиональный историк четко различает первичные и вторичные источники, тщательно и беспристрастно анализирует их, вносит вклад в длящуюся научную и публичную дискуссию о том, что эти источники могут поведать нам о прошлом. В самом общем смысле, в этом и состоит практика исторического исследования.

Проявление уважения к историческим документам также означает, что мы предоставляем свободу действий последующим поколениям историков . Еще и поэтому для профессиональной деятельности историков так важен научный аппарат (аннотации, библиографии), а также соответствующие институты хранения, такие как библиотеки, архивы и музеи. Они имеют большое значение по многим причинам. Во-первых, у других историков появляется возможность пошагово проследить аргументацию и удостовериться, что эти шаги подкреплены историческими источниками. При помощи научного аппарата можно определить качество исторических доказательств; достаточно ли исторических документов было использовано или каких-то документов не достает; из-за чего может быть подвергнута сомнению вся данная интерпретация. Профессиональные историки заинтересованы в том, чтобы иметь возможность определять область применения и достоверность своих собственных аргументов, когда они пытаются убеждать кого-то извне в том, что их аргументы верны, так как они понимают, что гораздо важнее не любой ценой одерживать верх в дискуссии, а сохранить доверие. В конце концов, цепочка доказательств, приведенная в какой-либо исторической работе, становится отправной точкой для дальнейших исследований по той же самой теме, таким образом, внеся свой вклад в нашу общую способность задавать новые вопросы о прошлом и на них ответствовать. По этим причинам историки горды тем, что они крайне аккуратно используют и документируют источники. Чем небрежнее составлен научный аппарат, тем труднее другим историкам доверять таким исследованиям.

Тщательно составленная библиография, комментарии, музейные каталоги, базы данных и другие составляющие научного аппарата имеют решающее значение для того, чтобы задокументировать как первичные источники, так и вторичные. Заниматься историей честно означает отдавать должное работам других историков. Выдавать чужую работу за свою значит заниматься плагиатом, а это неприемлемо. Плагиат - это нарушение неприкосновенности исторических документов: он делает невозможным указание на вторичные источники, имеющие отношение к определенной линии рассуждений. Плагиат - разновидность мошенничества, обман доверия, а именно на доверии основывается вся профессия историка.

Мы еще вернемся к этому в данных «Стандартах».

Один из основных принципов профессии историка, который может показаться неисторикам нелогичным, - это крайне широко распространенное с XIX века (если не универсальное) убеждение, что заниматься историей честно - это не значит придерживаться нейтральной точки зрения или не иметь ее . Любая работа по истории выражает определенное узкое видение прошлого. Историки считают так не потому, что они полагают, будто все интерпретации одинаково правомерны, или будто о прошлом ничего нельзя утверждать наверняка, или будто факты не имеют значения. Совсем наоборот. Не было бы смысла заниматься историей, если бы эти утверждения были правдой; а ведь основная предпосылка исторической науки состоит в следующем: с определенными оговорками мы в самом деле можем познать прошлое, придать смысл минувшему, которое существует в настоящем только в виде сохранившихся следов. Но мы отдаем себе отчет: самое природа нашей дисциплины такова, что любое знание принадлежит определенному времени и пространству, любая интерпретация выражает определенную точку зрения и ни один смертный не может приблизиться к абсолютному знанию. Поскольку свидетельства о прошлом весьма фрагментарны, абсолютное историческое знание невозможно.

Более того, те люди, жизнь которых мы хотели бы понять, имеют собственное мнение о собственной жизни и жизни своих современников, и это мнение весьма часто расходится с нашим. Отдавать должное их взглядам - значит пытаться смотреть на их мир их глазами, а этого никогда невозможно достичь полностью. Это оказывается особенно очевидно, когда речь идет о противоречивых мнениях или конфликтах прошлого; подобные противоречия должны быть каким-то образом вписаны в более широкий контекст, только тогда можно предполагать, что наше понимание их мира является адекватным. Разнообразные, противоречащие друг другу точки зрения - это и есть историческая истина. Никакой самый объективный или универсальный анализ не может положить конец бесконечному креативному диалогу в рамках прошлого и будущего, а равно и между ними.

Истина каждого историка - это и есть историческая истина. У каждого, кто начинает изучать историю, своя идентичность, свой опыт и свои интересы, тем или иным образом влияющие на постановку вопросов, которые человек ставит перед прошлым, и на поиск ответов. Политические, социальные и религиозные убеждения в сочетании с честностью, самокритичностью и отсутствием предубежденности соответствующим образом определяют содержание наших высказываний на исторические темы. Все дело в том, что вопросы, которые нас интересуют, определяют все, что мы делаем, - тему исследования, исторические свидетельства, которые мы собираем, аргументацию, которую мы выстраиваем, нарратив, который мы создаем. Неизбежным образом разные историки создают разные истории.

По этой причине историки крайне часто не согласны друг с другом. То, что иногда историки имеют довольно-таки значительно различающиеся точки зрения не только на исторические интерпретации, но и на основные факты прошлого, зачастую беспокоит неисториков. И в особенности если они представляют себе историю как коллекционирование достоверно известных фактов, основанное на единых универсальных принципах. Но единые универсальные принципы - это не совсем то, к чему обычно стремится историк. Напротив, мы понимаем, что расхождения в интерпретациях жизненно необходимы для развития исторической науки и являются источником наиболее оригинальных и ценных идей.

Несмотря на то что расхождения в интерпретациях и «неопределенность» могут приводить в замешательство даже и историков, это неотъемлемая составляющая дисциплины. Профессиональные историки признают, что разногласия, возникающие вследствие споров по поводу различий в интерпретациях, в конечном счете углубляют и обогащают историческое знание, так как способствуют возникновению новых вопросов, новых аргументов, новых направлений исследования. Это убеждение лежит в основе некоторых самых важных общих ценностей, определяющих профессиональную деятельность историков. Они убеждены в необходимости ожесточенных дебатов, но они считают их необходимым условием проявления вежливости по отношению друг к другу. Когда они пытаются придать смысл прошедшему, они основываются на своем собственном видении, но в то же время подвергают его критической проверке, сравнивая с концепциями коллег.

Историки всячески приветствуют образование интеллектуальных сообществ, основанных на взаимном уважении и конструктивной критике . Самая большая ценность в таких сообществах - это аргументированный дискурс, продолжающийся диалог между историками, придерживающимися различных точек зрения, в котором они учились бы друг у друга, так как руководствуются общими интересами. Приверженность такому типу дискурса - сочетающему вежливость, критическое отношение, терпимость, открытость новым идеям - и делает возможным плодотворный обмен мнениями, идеями и знанием.

Учитывая все вышесказанное, снова стоит повторить, что большинство вопросов, связанных с профессиональной деятельностью историков, можно решить, обратившись к основным ценностям, краткий обзор которых мы попытались дать в данном разделе.

Историки должны заниматься своим ремеслом честно.
Они должны уважать исторические документы.
Они должны указывать источники, которые они используют.
Они должны отдавать должное работам других ученых.
Им следует уважать иные точки зрения и всячески приветствовать их появление, поскольку они же сами обсуждают их и подвергают критическому анализу.
Им следует помнить, что успех нашей коллективной деятельности зависит от взаимного доверия.
А это доверие нельзя обманывать.

3. Научное сообщество

Научное сообщество, которое занимается поиском информации о прошлом, обменом ею, ее интерпретацией и представлением, - это то, без чего невозможна профессиональная деятельность историка. Специфика подобных видов деятельности обусловлена типом исторических документов, артефактов и других источников информации, способами их сбора и сохранения, которые связаны с соответствующими институтами; это могут быть библиотеки или музеи, правительственные организации или частные компании. Историки стремятся сохранять важные исторические свидетельства, где бы они ни находились. Функционирование научного сообщества также подразумевает свободное распространение исторических знаний по всем каналам коммуникации: книги, статьи, учебные аудитории, выставки, фильмы, сайты, посвященные истории, музеи, аналитические записки, исторические свидетельства и многое другое.

Свободный обмен информацией крайне ценится историками.

Профессиональная честность историка подразумевает знание о возможной предвзятости и готовность следовать надежным методам анализа, какими бы ни оказались результаты . Следует подробно документировать свои находки и быть готовыми предъявлять свои источники, свидетельства и данные, включая любые записи, получавшиеся в ходе интервью. Не следует искажать данные исторических источников. Необходимо представлять полученные данные максимально точно и не пренебрегать данными, которые противоречат собственным интерпретациям. Не следует заниматься плагиатом. Необходимо противиться ошибочным толкованиям исторических свидетельств, а также попыткам не замечать или скрывать таковые.

Историкам следует выражать признательность за получение любой финансовой и спонсорской помощи или каких-либо уникальных возможностей (например, доступ к исследовательским материалам), за все, что способствует проведению исследований, особенно если подобные привилегии могли бы повлиять на результат их работы. Следует всегда выражать признательность за оказанную помощь коллегам, студентам, ассистентам и всем остальным, отдавать должное всем соратникам.

Историки должны заботиться о сохранности исторических документов и поддерживать институты, которые осуществляют эту важнейшую деятельность. Историки способствуют тому, чтобы у всех был свободный и открытый доступ к архивам, библиотекам и музейным коллекциям везде, где только возможно. Следует старательно избегать любых действий, которые бы затрудняли такой доступ будущим поколениям историков. Конечно, существуют законные ограничения доступа к некоторым источникам по соображениям национальной безопасности, по причине неприкосновенности прав собственности или невмешательства в частную жизнь. Тем не менее, профессиональный интерес историков состоит в том, чтобы выступать против излишних ограничений там, где это уместно.

Историки, как правило, соглашаются с наличием ограничений на использование ряда источников. Определенные типы исследований, некоторые формы занятости и некоторые способы сбора данных (например, устные интервью) могут подразумевать обязательства относительно использования результатов исследований. И такие обязательства следует исполнять. Нужно уважать конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентами, студентами, работодателями - со всеми, с кем установлены профессиональные отношения. Насколько это возможно, следует также стремиться к тому, чтобы служить профессиональным интересам историков: способствовать открытию доступа к историческим свидетельствам и стимулировать их публичное обсуждение. Необходимо определить требования по конфиденциальности еще до начала исследования и привлекать общественное внимание к тем из них, что могут негативно сказываться на результатах исследования.

4. Плагиат

Слово «плагиат» имеет латинское происхождение: plagiaries , похититель, и plagiare , красть. Заниматься плагиатом - значит использовать чужие работы и выдавать их за свои, что является серьезным нарушением этики научного сообщества. Это существенно подрывает доверие к ученому, который прибегает к плагиату, и может наносить непоправимый ущерб карьере.

Кроме вреда, который плагиат причиняет поискам истины, это также нарушение авторских прав автора или издательств. Таким образом, расследование может завершиться не только санкциями (такими, как отчисление из учебного заведения, отказ в повышении в должности или увольнение), но и преследованием по закону. На практике, ученые редко обращаются в суд по поводу плагиата, в том числе оттого, что формулировки закона, такие как нарушение авторского права, у же, чем этические стандарты профессиональной деятельности.

Подлинное наказание за плагиат - это резко отрицательное отношение научного сообщества.

Плагиатом также являются более мелкие нарушения, а не только дословное цитирование больших объемов текстов других авторов без указаний источника. Плагиатом считаются также и незначительные заимствования без указания источника, касающиеся конкретных значимых результатов и интерпретаций других исследователей. Конечно, историческое знание имеет кумулятивный характер, и потому в некоторых ситуациях (как то: создание учебников, энциклопедий, определенные виды публичных презентаций знаний) требования к ссылкам на источники отличны от тех, которые предъявляются к собственно научным трудам. Когда какое-то знание получает широкое распространение, оно перестает соотноситься с определенным лицом. На вопрос о персональной принадлежности такого знания ответить уже не так легко. Но даже при написании учебников историкам следует отдавать должное источникам, в которых описываются недавние открытия и приводятся новые интерпретации, еще не ставшие общепринятыми в профессии. Таким же образом, хотя некоторые виды работы историков не подразумевают авторства (например, фильмы и выставки), следует всегда отдавать должное ученым, занимающимся такого рода деятельностью.

Итак, существует множество видов плагиата. Самый бесспорный случай - использование фрагмента чужих текстов без кавычек и ссылок. Сложнее заметить присвоение концептов или использование данных, которые можно обнаружить в недавних публикациях, или наличие ссылок на заимствованную работу в начале текста и дальнейшее ее использование без ссылок. Заимствование непроверенных ссылок на первоисточники из вторичных работ без ссылок на них также должно считаться неприемлемым.

Все эти действия суть проявление незаслуженного неуважения по отношению к достижениям других ученых.

В любой ситуации лучший способ избежать обвинения в плагиате - всегда открыто, исчерпывающе и великодушно признавать чужие научные достижения .

Все, кто входит в сообщество исследователей, будь то любители или профессионалы, студенты или авторитетные исследователи, обязаны бороться с надувательством. Эти обязательства особенно важны для преподавателей вузов. Последние должны проявлять строгость при формировании понимания этики научного сообщества у юных историков. Таким образом, на преподавателей возлагается обязанность на семинарах обсуждать в том числе и принципы научной честности .

По завершении университета каждый историк может полагаться в основном на собственную бдительность и самокритику. В течение всей жизни ни один ученый не перестает предъявлять к своим работам требование оригинальности и задаваться вопросом о том, насколько они заслуживают доверия со стороны остальных.

Первый способ избежать плагиата - вырабатывать в себе такие профессиональные навыки, которые не дадут ученому впасть в плагиат. Обычно обвиняемый в плагиате утверждает, что был «введен в заблуждение тем, что в работе, которой он воспользовался, небрежно выполнены ссылки»; это можно принять в качестве оправдания, только если у данной работы есть другие недостатки.

Второй способ связан с полномочиями организаций. Любая организация, в состав которой входят ученые, обязана определить, при помощи каких процедур будет обеспечиваться следование этическим стандартам. Любая организация, предоставляющая работу историкам, берет на себя ответственность за то, как ее сотрудники следуют принципам академической честности и поддерживают свою научную репутацию. Это относимо к правительственным организациям, к частным корпорациям, к издательствам и к публичным институциям, таким как музеи и библиотеки.

Как правило, организация, в которой работает историк, обвиненный в плагиате, сама занимается расследованием и применяет определенные санкции, если обвинения подтверждены. Тяжесть наказания за нарушение профессиональной этики может варьироваться в зависимости от серьезности нарушения, и соблюдение правовой процедуры - абсолютная необходимость. В случае постоянных нарушений может стать уместным публичное обсуждение или даже прекращение профессиональной деятельности; в отдельных случаях может потребоваться дисциплинарное взыскание.

Все историки несут ответственность за следование высоким стандартам интеллектуальной честности. Рецензирование рукописей, написание рецензий на книги, оценка достижений коллег при приеме на работу, продвижении по службе, получении постоянной должности - все это подразумевает оценку честности и надежности историка, его умения использовать первичные и вторичные источники. Научная деятельность процветает в атмосфере открытости и объективизма, что подразумевает внимательнейшее отслеживание махинаций и их публичное обсуждение.

5. Обучение

Обучение имеет большое значение для профессиональной деятельности историка. Оно может производиться повсюду: не только в аудиториях, но и в музеях, при помощи интернет-сайтов, кинодокументалистики, учебников, газетных статей. В самом общем смысле обучение означает передачу исторических знаний людям, которые таковыми не обладают. Где бы ни происходило обучение - в университетской аудитории или в публичных сферах, оно подразумевает решение наиважнейшей задачи: сделать так, чтобы прошлое осталось в живой памяти настоящего.

Качественное обучение - это тщательность и строгость в передаче фактической информации и стремление поместить данную информацию в более широкий контекст с целью придать ей смысл. Быть честным в обучении означает представлять конкурирующие интерпретации беспристрастно. Именно данным образом достигается одна из наиболее важных целей обучения - вызвать интерес у тех, кто впервые сталкивается с той или иной исторической проблемой, показав, что история - это процесс живого исследования, а не безынициативный сбор несомненных фактов .

Политические, социальные и религиозные убеждения преподавателя, конечно, накладывают определенный отпечаток на его работу, но право преподавателя иметь такие убеждения и высказывать их не должно вести к фальсификациям, неверным интерпретациям, сокрытию доказательств или к постоянному использованию материала, не имеющего отношения к предмету курса. Более того, преподавателю следует быть готовым к тому, что студенты или другие представители их круга могут быть не согласны с его интерпретациями или точкой зрения. Студенты обязаны осознавать, что возможны различные истолкования. В рамках изучения конкретной исторической темы всегда следует стремиться к свободному выражению различных обоснованных мнений. Преподаватель должен оценивать работу студентов исключительно по существу.

При составлении различных исторических курсов и учебников, а также в случае представления результатов исторических исследований широкой публике необходимо учитывать разнообразие человеческого опыта. К тому же, историческая точность требует повышенного внимания к сходствам и различиям индивидов и культурных сообществ. Необходимо учитывать более широкий глобальный и исторический контекст, в который вписываются сообщества. Американская историческая ассоциация известна тем, что побуждает тех, кто организует образовательную и публичную деятельность, связанную с историей, противостоять проявлениям агрессии и дискриминации в стенах университетов, в публичной сфере. Она побуждает администрацию вузов к решительным высказываниям против всех подобных проявлений. В то же время ассоциация не одобряет попытки ограничивать свободное выражение мнений. Мы порицаем нарушения Первой поправки, которая провозглашает право на свободу слова, так же как притеснения и очернение, которым люди временами подвергаются за отстаивание своих прав.

6. История и публичная сфера

Поскольку интерпретация прошлого настолько немаловажна для демократических дискуссий, для проявлений гражданственности в публичной сфере, у историков всегда есть возможность обсудить результаты профессиональных работ в свете проблем и противоречий современности, включая те разногласия, которые касаются событий прошлого. Одно из преимуществ исторической профессии - в том, что всегда есть возможность делиться своими догадками и толкованиями с широкой публикой, где бы мы ни работали. Мы должны всячески эксплуатировать эту возможность, и организации, в которых действуют историки, должны признавать важность подобного аспекта нашего дела. Историков не следует подвергать институциональным или профессиональным взысканиям за убеждения и связанную с ними деятельность, а они, в свою очередь, не должны выступать от имени организаций, когда на то не уполномочены.

Заниматься историей в публичной сфере - серьезнейший вызов, потому что, когда историки коммуницируют с широкой общественностью, они обязаны предоставлять ей не только какую-то конкретную интерпретацию или голые факты, а наилучший пример практик исторического исследования как такового. Это значит, что они должны с неизбежностью балансировать между собственным желанием представлять ту или иную точку зрения и обязанностью придерживаться стандартов, общих ценностей, лежащих в основе их общепрофессионального авторитета. Эта задача особенно сложна для тех работающих в публичном пространстве историков, кому приходится в повседневной деятельности сталкиваться с целым рядом уровней анализа, а также для историков, работающих в общественных организациях.

В ходе публичного обсуждения сложных исторических проблем многие технические детали, связанные с ними, неизбежным образом преобразуются и упрощаются ; в то же время возникают новые сложности и различия мнений. Для историка вполне естественно делиться своими взглядами с публикой. Однако следует стремиться еще и к тому, чтобы продемонстрировать, каким образом «профессиональные историки» выстраивают аргументацию на основе исторических свидетельств, в результате чего возникает беспристрастная, учитывающая множество нюансов, ответственно выстроенная интерпретация прошлого . Желание заработать как можно больше очков не должно приводить к тому, что историк некорректно интерпретирует исторические документы или неверно применяет методы, используемые для их истолкования в исторической профессии.

Историки, работающие в правительственных, корпоративных и некоммерческих организациях, так же как и те, кто время от времени оказывается на виду у широкой публики (в качестве советников политиков, экспертов, интеллектуалов, консультантов, свидетелей, журналистов или комментаторов), могут столкнуться с выбором между профессионализмом и политическими симпатиями. Им может понадобиться совет других опытных профессионалов. Будучи историками, они должны сознавать всю сложность своей дисциплины, разнообразие исторических интерпретаций, пределы, возможности собственной точки зрения, а также дисциплины как таковой. Учитывая это, историкам следует использовать источники, включая работы других ученых, самым аккуратным образом и всегда быть в состоянии объяснить, какие методы, почему были использованы в исследовании; эксплицировать основные предпосылки, связи между историческими свидетельствами и интерпретацией, а также альтернативными интерпретациями предмета исследования.

8. Репутация и доверие

Историки обязаны составлять списки своих достижений безукоризненно и честно в любых ситуациях. Они должны точно указывать свою квалификацию в резюме, заявках и общедоступных источниках информации. Следует проявлять одну и ту же строгость и честность и при описании своих достижений, и при работе с историческими документами.

Статус книги, статьи или любой другой публикации, находящейся в печати, также является важной информацией для кадровых служб университетов, аттестационных комиссий, комиссий по приему в какое-либо научное сообщество. И тем не менее не существует какой-то общепринятой терминологии для публикаций, готовящихся к выходу, из-за чего их статус не всегда понятен. Американская историческая ассоциация предлагает следующую терминологию:

- «В печати» (In press ): рукопись полностью готова к публикации, автор закончил работу над ней, и она находится в издательстве или в редакции журнала. Это последняя стадия подготовки к печати.

- «Готовится к публикации» (Forthcoming ): завершенная рукопись, которую приняли к публикации в издательстве или журнале.

- «Подписан контракт с…» (Under contract to … ): издательство заключило с автором договор об издании книги, но окончательный вариант еще не представлен на рассмотрение.

- «Находится на рассмотрении» (Submitted или Under consideration ): книга или статья отправлена в издательство или журнал, но еще не принята к публикации.

Не следует указывать в резюме степени и награды, которые вам не присуждали; работу, которую вы не выполняли; статьи или книги, которые вы не писали, или иным образом вводить в заблуждение относительно своей творческой или профессиональной деятельности.

Историкам следует принимать во внимание возможные конфликты интересов , которые могут возникать при исполнении ими профессионального долга.

Конфликт интересов возникает, когда личные интересы или склонности исследователя мешают (или кажется, что мешают) ему действовать в соответствии с профессиональными обязанностями.

Историки часто сталкиваются с такими ситуациями, когда участвуют в процедурах оценки работы коллег, например в рассмотрении заявок на гранты, в рецензировании рукописей, в обзоре вариантов программ ежегодных конференций или в избрании победителей конкурсов. Следует внимательно следить за тем, чтобы по возможности не принимать решений, вызывающих конфликт интересов или его видимость . Желательно также избегать ситуаций, благодаря которым можно получить финансовую выгоду ценой пренебрежения исполнением профессионального долга, даже если это только та же видимость . Следует отказаться от участия в процедурах оценки чьих-то достижений, если вы чувствуете себя обязанным этому человеку, враждебно настроены по отношению к нему или конкурируете с ним.

В настоящих «Стандартах профессиональной деятельности» предлагается общий обзор основных ценностей и практик профессии историка .

Поскольку ни один документ такого рода не может претендовать на то, чтобы быть всеобъемлющим, Американская историческая ассоциация обычно вносит поправки в «Стандарты», только если возникают новые вопросы достаточно общего характера, когда включение такого вопроса в формальные стандарты представляется оправданным.

Для получения дополнительной информации по вопросам, связанным с этикой и практикой исторических исследований, следует обратиться к другим декларациям и документам Американской исторической ассоциации, в том числе к «Стандартам практики исторического исследования» и другим рекомендациям, доступным на сайте ассоциации.

Ценные замечания можно почерпнуть из документов некоторых других исторических ассоциаций, например в «Этических рекомендациях» (Ethics Guidelines) Национального совета по общественной истории; или в «Стандартах профессиональной деятельности и этики» (Statement of Professional Standards and Ethics ) Американской ассоциации отечественной и региональной истории; в «Рекомендациях по оценке качества» (Evaluation Guidelines ) Ассоциации устной истории; в «Принципах и стандартах федеральных исторических программ» (Principles and Standards for Federal Historical Programs ) Исторического общества при Федеральном правительстве и др.

Мы призываем всех историков выполнять свои профессиональные обязанности с предельной серьезностью, следить за соблюдением честности и открытости и придерживаться высоких стандартов профессии историка.

Публикуется в сокращении

Стандартный вариант для всех, получивших высшее образование – идти в ученые. Но подходящий не каждому: во-первых, нужно желание и умение заниматься научной работой, а во-вторых, светлый мир науки по части грызни за место под солнцем может дать фору любому театральному террариуму. Но если вы готовы к трудностям и жаждете учиться и учить – почему бы нет?

Однако здесь есть очень любопытная палка о двух концах, касающаяся выбора научной специализации. Большинство историков ещё со студенчества разрабатывают близкие в географическом аспекте темы – родная страна, а еще лучше, регион, а то и даже город. В этом есть железная логика: литература на русском языке, доступность источников, возможность выезда «в поля», родственность менталитетов. Но – увы – очень невыгодно с точки зрения зарубежных стажировок: ну кому в той же Сорбонне будет интересно, например, исследование о семейном положении членов казачьих отрядов во время похода Ермака? А вот работу о геноциде «адских колонн» во время Вандейского мятежа французские университеты оторвут с руками и с автором – только кто осмелится взяться за такой труд, обитая, к примеру, в Новосибирске? Потребуются фундаментальное изучение языка, запрос на доступ к источникам, погружение в социокультурные особенности времени и страны… Не каждый выдержит такое.

Зарплаты ученых-историков сильно не отличаются от средней у гуманитариев. Защищенные кандидатские и докторские гарантируют от 20 до 50 тысяч рублей, но не стоит забывать о , которые очень популярны в последнее время. Правда, в случае с грантами, всё опять упирается в тематику научных работ – есть направления, по которым конференции и грантовые конкурсы проводятся чуть ли не каждые полгода, а есть и те, что уже лет десять как поросли плесенью.

Преподаватель в вузе

Вариант для тех, кто не хочет покидать alma mater, но при этом не видит себя профессором или ректором вуза. Хотя и совершенно зря. Зарплата у неостепененных преподавателей так себе, а вот за корочки, удостоверения о повышении квалификации, дополнительную нагрузку и административный статус можно получать уже очень и очень неплохо.

В идеале можно выбрать себе курс по душе. А если по душе не получается (например, часы уже заняты, и приходится читать то, что дали), то всегда можно создать спецкурс по любимой теме – заодно и придут те студенты, которым это действительно интересно, а не потому, что зачет сдавать.

Если не озаботиться защитой диссертации, то больше 5-10 тысяч рублей не получить (а то и меньше, потому что сотрудников без степени на полную ставку стараются не брать), диссертация увеличит эту сумму до 20-40 тысяч, а если присовокупить руководство кафедрой или замдеканство, то можно рассчитывать и на 50-80 тысяч рублей.

Учитель в школе

Всем, кто думает, что этот вариант самый простой и легкий – читать детям краткое изложение того, чему пять лет учился, да еще и с подмогой-учебником? – советую подумать ещё раз десять. А потом еще десять раз переподумать. Во-первых, мест для выпускников-историков в школах не так уж и много, и большинство из них прочно заняты уже лет двадцать. И как вы считаете, кому отдадут предпочтение – молодому да зеленому или опытному и тертому? Во-вторых, далеко не всё, что изучали в университете, стоит рассказывать детям. Хоть вы и являетесь поклонником опричнины или исследовали особенности новой хронологии Фоменко, но в школе это не только никому не нужно, а категорически противопоказано. От вас потребуется лишь подготовить детей к экзаменам, которые проводятся по четкой школьной программе – так что будьте добры заинтересовывать их исключительно в ее рамках, не вдаваясь в политические рассуждения и не смакуя натурализм.

Здесь провинциального учителя ждет зарплата в 10-15 тысяч рублей, столичного – 25-35, тот же, кому повезет попасть в частную гимназию или лицей, может получать и 40-50 тысяч.

Сотрудник музея

Здесь придется, во-первых, выдержать жестокую конкуренцию со стороны музеологов и культурологов, во-вторых, обнаружить, что полученные знания подходят не везде – и в итоге параллельно с работой перелопачивать горы новой информации. Облегчить этот тернистый путь можно, если обратить внимание на такие музеи, как краеведческий («голодные игры» с конкурирующими выпускниками будут обязательно, слишком уж лакомый кусок, но оно того стоит), городского быта, воинской славы и прочие историко-ориентированные. Не стоит рассчитывать на картинные галереи, музеи современного искусства, литературные, естественно-научные и подобные им. Даже если и сможете туда попасть, вам вряд ли удастся развернуться в полную силу и применить усвоенные знания.

Сразу хорошую должность вы не получите, так что стоит рассчитывать на экскурсовода (8-13 тысяч рублей), методиста (15-25 тысяч) или менеджера и сценариста проектов, где можно использовать свои знания в области истории повседневности – устраивать тематические чаепития или балы (15-30 тысяч). Потом можете дорасти или до хранителя фондов (требуется опыт работы в музее, 20-40 тысяч рублей), а то и до самого директора (30-70 тысяч рублей)! Зарплата зависит от окупаемости музея и его статуса.

Археолог

Лавры Индианы Джонса вам не светят, не обольщайтесь. Во-первых, судя по методам, тот больше смахивает на «черного копателя», а во-вторых, в Индии и Египте свои археологи найдутся. Вас же ждет изучение местных захоронений или исследование остатков материальной культуры максимум в соседней области. Это тоже интересно и даже напоминает детективное расследование – но о грудах золотых украшений и мистических свитках придётся забыть. Зато – вспомнить о физической форме (махать лопатой на солнцепеке – та еще нагрузка на организм), коммуникабельности (это только в кино археологические экспедиции состоят на 99% из закадычных друзей и на 1% из алчного и жаждущего власти интригана, на самом же деле подбираются совершенно разные люди) и умении ориентироваться в сложных ситуациях (внезапно пошел ливень, свежий раскоп в опасности, а брезентовый тент никак не найти – будете закрывать грудью или быстро-быстро махать руками?).

Владелец клуба исторической реконструкции, исторического танца, салона антиквариата

Неплохой вариант для тех, кто чувствует в себе бизнес-жилку. В крайнем случае, можно скооперироваться с товарищем, у которого эта самая жилка есть. От вас понадобятся знания (а может быть, и умения, чтобы сэкономить на дизайнере и отделочниках), чтобы создать аутентичную атмосферу, а потом её поддерживать. Проведение тематических мероприятий, чтение лекций, мастер-классы, например, по украшению краснофигурных и чернофигурных ваз или ковке кольчуги – все это будет выгодно отличать клуб или салон от десятка подобных.

По поводу зарплаты тут сказать нечего – как потопаешь, так и полопаешь.

Консультант

Здесь много вариантов и, самое главное, возможностей. Историк может стать консультантом на кино- или телестудии, в издательстве, игровой индустрии, рекламном агентстве. Особенно, учитывая, как в последнее время популярны исторические или псевдоисторические сериалы и РПГ, а также книги о попаданцах.

Но, как и в случае с ученым, многое зависит от сферы научных интересов. Например, спросом всегда будут пользоваться специалисты по Великой Отечественной и чуть меньше – по Второй Мировой в целом. Вряд ли нарасхват окажутся исследователи палеолита или раннехристианской Византии. А далее всё зависит от сиюминутной моды, хотя спрос на эпоху «хруста французской булки», кажется, не стихает уже третий год. Чем более популярна и даже «попсова» тематика, тем больше шансов, что вы пригодитесь.

Даже если у вас нет литературного дара, вы можете попытать счастья в писательстве. Во-первых, исторический научпоп всегда пользовался спросом – достаточно вспомнить известные серии по культуре повседневности и беллетризованные биографии исторических личностей (да и великую ЖЗЛ). Это можно сравнить с написанием диплома – только более живым языком и не особо заботясь о цитировании источников.

Во-вторых, в массовый проект, умеющий внятно описывать исторические реалии, выгоднее для «рабовладельца», чем самостоятельное перелопачивание сомнительных интернет-источников. Легче отредактировать корявый, но исторически верный текст, чем изучать материал, который больше никогда не понадобится.

Поисковик

Это те ребята, благодаря которым в новостях появляются сообщения: «Еще один солдат Великой Отечественной вернулся домой». Тяжелая, чаще всего на чистом энтузиазме, время- и силозатратная (многие поисковики совмещают с основной деятельностью), но очень благородная работа. Требования по физподготовке, коммуникабельности и быстроте реакции – такие же, как к археологу. Но есть еще что-то неуловимое – то ли моральная чистоплотность (не превратиться в «черного археолога»), то ли глубокое уважение ребят к тем, кого они ищут (и не погоня за наградами, грамотами и премиями), в общем что-то, что делает скромных поисковиков настоящими современными героями.

Специализация на истории ХХ века (особенно политической) – верный способ завести себе полезные знакомства в политической сфере и, чем черт не шутит, туда же и податься. В любом случае, хороший историк разбирается в причинах политических и социальных конфликтов и может просчитать варианты развития общества, основываясь на исторических прецедентах и поправке на изменение менталитета.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается "Повесть временных лет", где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. "Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно", — писал Н.Г. Чернышевский.

Профессиограмма "Историк"

Наименование профессии историк
Доминирующий способ мышления адаптация — анализ
Дополнительные способы мышления приложение — регуляция; креативность &? гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровень гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область история
Межличностное взаимодействие частое по типу "напротив"
Доминирующий интерес исследовательский
Дополнительный интерес конвенциональный; артистический
Условия работы в помещении; сидячий
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии "Историк":

  • изучение основных исторических событий жизни человечества;
  • изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
  • изучение закономерностей развития общества;
  • установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
  • сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
  • исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
  • оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
  • постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
  • разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
  • участие в археологических раскопках.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
  • гибкость и самостоятельность мышления;
  • хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
  • высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
  • способность воспринимать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
  • наблюдательность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • настойчивость;
  • терпеливость, усидчивость;
  • любознательность;
  • эрудированность, широкий кругозор.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность, рассеянность;
  • неорганизованность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • ограниченность кругозора;
  • отсутствие склонности к работе с документами;
  • отсутствие целеустремленности.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • государственные архивы;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
?