Этика раздел философии. Этика как философская наука

Введение

Этика - это раздел философии, изучающий феномен морали. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Даже решительно отказываясь от моральной оценки собственных действий, полагая моральные ограничения незаконной помехой собственной свободе, человек самим отказом считать с моралью определённым образом соотносит с ней своё поведение.

Было бы справедливо начать с определения морали. Хотя у каждого человека есть в сознании некоторое представление о морали, именно в рамках этики оно раскрывается в отчетливое понятие.

В самой основе этики заложена предпосылка о возможности исследовать мораль как реально существующий феномен, иначе этика была бы вынуждена ограничиться культурологическим описанием нравов исторически складывающихся человеческих общностей, и тогда фактически оказалась бы частью этнографии. Такая этика изучала бы, как принято поступать в тех или иных культурных сообществах, а не то, как должно поступать, то есть она была бы описательной, а не нормативной наукой. Однако вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, соответствующим неким глубинным законам человеческого бытия.

Когда мы говорим, что некое природное явление должно произойти, это значит, что оно произойдёт в силу природных законов, предопределяющих его наступление. Когда мы говорим о должном в сфере человеческих поступков, то имеем в виду соответствие данного поступка непреложным законам морали. Тот факт, что человек волен нарушить моральный закон, поступить вопреки требованиям морали, никак не отменяет абсолютизм этих требований. Разумеется, в жизни возникают этически сложные ситуации морального выбора, которые не так просто оценить, но было бы принципиально неправильно пытаться приспособить моральный закон к конкретным житейским ситуациям.

Этика учит разбираться в природе морального закона и понимать моральные аспекты человеческого поведения. И всё же предметом этики является не моральный закон как некоторая сущность, находящаяся вне человека и стоящая над ним. Предметом этики является сам человек, но не человек, каким он есть здесь и теперь, но каким он должен быть в свете морального закона.

Моральные нормы требуют от человека возрастать в своей человеческой сущности, становиться всё более человеком. Человек по своей природе есть моральное существо, и понять природу человека нельзя без постижения природы морального закона. Тем самым этику правомерно считать частью антропологии - науки о человеке.

Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? - Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.

Этика не остаётся бесстрастной, нейтральной по отношению к реальной борьбе нравственных ценностей, позиций в обществе. Она не только объясняет нравственность, но и учит нравственности. В той мере, в какой этика учит морали, она, оставаясь наукой, становится одновременно элементом морального сознания класса, общества.

§ 1. История этики

Этика (греч. «ethiká», от «ethikós» - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, «ethos» - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В восточной и античной мысли этика была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Афористическая форма таких нравоучений восходила к устной традиции, закреплявшей уже в позднеродовом обществе практически полезное для социального целого (общины, племени) в поведении отдельного индивида. Положения этики выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в том числе человека, что было связано с космологическим характером восточной и античной философии. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении "вечного закона природы" "человеческим установлениям" (Лао-цзы в Древнем Китае, Гесиод в Древней Греции и др.). Даже обращение к духовному миру личности (Будда, Сократ) приводило не к выделению этики в самостоятельную теорию, а к нравственному осмыслению философского мироучения в целом.

В особую дисциплину «этика» была выделена Аристотелем (384 - 322 до н.э.). Он ввёл и сам термин - в название работ "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика", который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Хотя центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores - мн.число) - латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль», а в русском языке «нравственность».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность»- разные слова, но один термин. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развёрнутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Этика как разновидность духовно - теоретической деятельности постепенно отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс. Она становится способом теоретического рассмотрения нравственных практических проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: « что есть добро и зло», « как следует жить и почему», « к чему следует стремиться и чего избегать», « в чём состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл»? Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

Для того чтобы научить человека, как следует жить и поступать, к чему стремиться и во что верить, этика должна была решить теоретические вопросы о происхождении и сущности морали нравственности, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. А для ответа на эти вопросы необходимо было понять, что такое человек и общество, что представляет собой мир, в котором живёт человек, как он устроен, как он развивается и как человек осознаёт себя в этом мире.

мораль совесть этика нравственность

§ 2. Особенности функционирования морали

Мораль (лат. « moralis» - нравственный, от « mos», множественное число «mores» - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.

Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены, в конечном счёте объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития. Но способы непосредственной детерминации действий человека, в которых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.

Человек руководствуется представление о добре и поступает, как должно. Для формирования такой способности нужна личность, более или менее свободная, и некая человеческая общность, внутри которой и образуются нравственные связи.

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Её иное назначение - соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли высший смысл, последняя цель. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат. Даже в тех деформированных случаях, когда жизнь рассматривается как бессмысленная суета, самой этой суетливости придаётся обязывающее, нравственно - императивное значение («живи одним днём», «лови мгновение» и т.п.); бессмысленность становится своего рода смыслом. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Правильней сказать: цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщённом виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравственной нормы - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определённых частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Из такого понимания морали вытекает ряд её особенностей как действенного фактора жизнедеятельности человека и общества. Во первых, она выступает как практическое, деятельное сознание. В морали идеальное и реальное совпадают, образуют неразрывное целое. Мораль есть идеальное, которое вместе с тем есть реальное начало сознательной жизни человека. Л.Н. Толстой эту мысль выразил так: « Подобно тому, как нельзя двигаться без того, чтобы это движение не было движением в определённом направлении, нельзя жить без того, чтобы жизнь не имела какого - либо смысла». Смысл жизни, совпадающий с самим сознанием жизни, и есть мораль.

Нравственные утверждения необходимо воспринимать в их обязывающем значении. Их можно считать нравственными и принимать в их прямом значении только тогда, когда тот, кто формулирует эти утверждения, формулирует их для того, чтобы примерить на самом себе. Истинность морали совпадает с её действенностью. Мораль - такая игра, в которой человек ставит на кон самого себя.

Во- вторых, мораль не замкнута на какую - то особую сферу или особый аспект человеческой и общественной жизни - скажем, на трудовые отношения, на сексуальные отношения, на жизненные пограничные ситуации и т.д. Она охватывает все многообразие человеческого бытия. Мораль вездесуща, имеет право голоса везде и всюду, где человек действует как человек, как свободное разумное существо.

В- третьих, будучи предельным основанием человеческого бытия, мораль существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование нельзя противопоставлять бытию. Оно есть особая - сугубо человеческая - форма бытия. В долженствовании фиксируется не тот момент, что мораль никогда не может осуществиться. В нём фиксируется непрерывность усилий по её осуществлению. Долженствование и есть специфический способ существования морали. Оно означает необходимость постоянного морального бодрствования. Иначе говоря, мораль потому существует в форме долженствования, что ни в какой другой форме не может обрести реальность та цель, на которую нацелена мораль.

В - четвёртых, мораль не может уместиться в каком бы то ни было содержательно конкретном, позитивном требовании, она не может уместиться также в их совокупности, сколь бы полной эта совокупность ни была. Поскольку мораль рассматривает жизнь человека как конечного существа в перспективе бесконечного совершенства, сама эта перспектива также является бесконечной, то её требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удалённость от цели. Поэтому моральные требования в собственном смысле как требования, претендующие на абсолютность, безусловность, могут быть только негативными. Состоявшаяся мораль, пусть даже в форме требований, есть логическое противоречие, наподобие сосчитанной бесконечности. Отождествить мораль с позитивным требованием - всё равно, что назвать число, которым завершается бесконечный ряд чисел.

§ 3. Структура морали

Явления, которые мы относим к нравственным, крайне разнородные. Это поступки и поведение как отдельных людей, так и их групп; нравственные отношения между людьми; нравственное отношение человека ко всему окружающему; психологические свойства индивидов, их «моральный характер»; нравственные мотивы, побуждения, воля; ценности; правила и требования к поведению - нормы; понятия чести, достоинства и долга и так далее. Из чего только ни «сделана» мораль! И всё это не просто различные компоненты, но явления разного порядка, потому систематизировать их сложно. Представим лишь некоторые её варианты.

.Сам способ освещения морали определяет видимую её структуру. Различные подходы раскрывают различные её стороны:

а) биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

б) психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

в) социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;

г) нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

д) личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания;

е) философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Очень простой вариант структуры морали был намечен ещё в древности. Ведь нравственность - это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой - поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Итого, элементов три: сознание, деятельность и отношения, связывающие их.

Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека, он должен приобрести нравственные качества: благоразумие, щедрость, доброжелательность и прочее. Выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Также обычно человек определяет для себя, некоторые нравственные принципы. Такие, например, как коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом.

Свои принципы надо постоянно проверять на гуманность, сверять их с идеалами. Идеал - это конечная цель, к которой направлено нравственное развитие, либо это образ нравственно совершенной личности, обозначение всего «морально высшего».

По отношению ко всем этим уровням морального сознания верховным регулятором служат понятия о высших ценностях морали. К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье. Ценностные понятия составляют основу нашей моральной ориентации.

Итак, компоненты морали связываются между собой прихотливыми способами. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во всё новые структуры. Мораль рождена движением общества и личности, потому именно в своих функциях она раскрывается по - настоящему.

§ 4 . Предпосылки нравственности

Человек вышел в процессе эволюции из животного мира и, уж во всяком случае, является живым существом. Потому закономерен вопрос: есть ли в биологии человека нечто, способствующее нравственности, или нечто, препятствующее ей? И есть ли нравственность у других живых существ?

С одной стороны, в природе идет борьба за существование отнюдь не по законам морали, а по « закону джунглей» - кто сильный, тот и прав. Такими качествами отличаются отдельные виды, но можно ли считать это зачатками нравственности?

Ведь вопрос не в том, что делает животное, а почему оно так поступает. Известно, что животным движет инстинкт, совокупность врожденных и приобретенных стереотипов поведения. Они совершают по преимуществу биологически полезные действия, иногда сотрудничая, а иногда пожирая друг друга. Нормы поведения биологических видов не меняются от поколения к поколению.

У зверей мы не видим пороков, т.е. безнравственности, а значит, и мораль им неведома. Животные живут так, как живут, а не так, как должно жить. Человек же сам решает, что считать добром. Стремление к этому добру и становится подлинной причиной его поступка, моральная причина не подталкивает, а манит человека. Так что нравственность - это нечто иное, чем « природная доброта».

На вопрос, какое влияние на нравственность оказывает собственная телесная природа человека, мыслители прошлого, как водится, давали два противоположных ответа. Первый: человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия. Второй: человек от природы зол, и нравственность существует для ограничения и подавления его природных пороков. Однако оба ответа не вполне удовлетворительны.

Если в генах у нас заложено добро, то почему оно не реализуется само по себе, как цвет волос, а вменяется в обязанность? А между тем даже о добром человеке говорят, что он стремится к добру, не ограничивается своей добротой природой, а продолжает совершенствоваться. Значит, морали мало быть просто хорошим, надо быть лучше того, каким ты родился. Если добро врождённо, то разным людям его отпущено не поровну.

Мораль, состоящая из запретов, позволяла бы нам уживаться, но никак не совершенствоваться. Когда есть только запреты, но нет стимулов, вся система регуляции поведения становится неэффективной, ибо в ней невозможно развитие. Все поступали бы « как все» - и только. Кроме того, представлять мораль в виде ограничителя нашей свободы, в виде подавляющей силы несправедливо. Ведь где, как не в морали, человек руководствуется только теми идеями, которые сам себе избрал, которые всем сердцем приемлет.

Телесная форма небезразлична для наших взаимоотношений, но внешность человека имеет относительную связь с его нравственным обликом. Если нам кажется, что у кого - то что - то « на лице написано», то это, скорее, мораль облагораживает грубые черты или, наоборот, отсутствие доброты искажает самое прекрасное лицо. Даже темперамент, которым мы наделены от природы, всегда можно направить во благо.

Складывается впечатление, что биологическая природа существенно на характер нравственности не влияет. Во всяком случае, биология не объясняет её. Так же, как существование наследственных факторов не снимает ответственности за наш собственный образ мыслей и действий. Если мы, по Дарвину, и произошли от обезьяны, то выражение « ведёт себя, как обезьяна» сполна показывает, что не следует выводить человеческую нравственность из обычаев « бандерлогов».

§ 5. Принципы ЭТИКИ

Поразительна общность моральной интуиции, на которую все опираются и которую все хотят каким - то образом выразить, объяснить и связать с иными пластами реальности, лежащими вне сфере морального.

Это глубинное единство человеческой морали сказалось на том, что кроме общей моральной интуиции все этические системы так или иначе, явно или неявно, вырабатывают или используют некие очевидные общие принципы. Эти принципы формулируются в понятиях морального блага и моральной ценности. В известном смысле эти принципы в совокупности подводят итог всему написанному выше.

а) Принцип нередуцируемости морального блага: это благо нельзя ни определить через иные сущности, ни свести к достижению иных (внеморальных) благ.

В частности, это значит, что моральное благо не может состоять в получении натурального блага. Редукция морального блага к частной ценности опасна тем, что субъект морали может стремлением к этой ценности оправдывать нарушение моральных запретов, поскольку отказываться от морального блага есть безусловное зло. Частичная моральная ценность в случае такой редукции (то есть когда её принимают за моральное благо) оказывается соблазном.

В морали есть не только запреты, но и позитивные моральные ценности (милостыня, помощь больным или находящимся в опасности, самопожертвование и т.д.), но эти ценности не могут безусловно квалифицироваться как моральное благо, ибо теряют свою моральную ценность в том случае, когда требуют применения дурных средств (нарушения моральных запретов).

в) Принцип возрастания субъекта морали: моральное благо нельзя обрести сразу на всю жизнь в результате одного поступка.

Стремление к моральному благу - это путь духовного возрастания.

г) Принцип поступка, совершаемого «здесь и сейчас»: моральное благо обретается или утрачивается в поступке, на который человек решается в конкретной ситуации морального выбора, ставящего перед ним суровую альтернативу между добром или злом.

Этим моральное благо похоже на счастье, которое человек ощущает в какие - то конкретные моменты жизни, но, как учили ещё эллинские мудрецы, никого нельзя назвать счастливым, пока он не прожил свою жизнь до конца.

Возможно, счастье - это собирание по крохам счастливых мгновений, которыми пропитывается жизнь.

Каждый раз идёт речь о выборе между моральными благом и отказом от него (то есть злом), а не о выборе плана, предусматривающего те или иные средства для достижения цели. Тем самым моральная проблема «цель и средства» снимается.

Эта связь обретения морального блага с конкретным актом выбора радикально решает вопрос о том, может ли моральная цель оправдать дурные средства. Если до выбора морального блага человек решается предварительно выбрать дурные средства, то он утрачивает моральное благо уже в этом выборе. Этим он не облегчает, а скорее затрудняет себе дальнейший хороший выбор. Когда человек делает дурной выбор (выбирает зло) ради благой цели, он заблуждается.

д) Принцип диктата совести: моральное поведение требует внимательно следовать предупреждения совести о возникающих соблазнах и учитывать уроки, которые несут угрызения совести.

е) Принцип осторожности: не делать ничего такого, в чём можно предвидеть нарушение моральных запретов. Этот принцип отрицает принцип пробабилизма (действие разрешается, если оно имеет шансы оказаться морально допустимым).

ж) Принцип рефлексивности морали: моральные суждения субъекта должны относиться только к собственным помыслам независимо от морального качества поведения окружающих людей.

Фактически моральные ценности и образцы моральных суждений человек черпает в своем культурном окружении. Поэтому дурное окружение несёт в себе моральную опасность, формируя моральное сознание субъекта, ещё не достигшего необходимой автономии - способности идти против естественного потока событий, не давать себе распуститься и следовать естественным влечениям.

з) Принцип взаимопонимания: отношения с людьми следует строить прежде всего на признании их человеческого достоинства, которое влечёт необходимость достичь взаимопонимания.

Для этого нужно самому стремиться понять другого, даже в условиях резкой неприязни к нему. Никому не дано права выносить моральный вердикт в отношении других, никому не дано морального право не замечать «неудобных» для себя людей.

Достичь мира и тем более приязни не всегда в наших силах, но это ещё не повод « в упор не видеть» тех, с кем нас сталкивает жизнь. Это и есть проявление фанатизма как отказа обращать внимание на неприятную или неудобную реальность. Мораль требует стараться быть реалистом: учитывать одновременно абсолютизм и категоричность моральных требований и конкретные особенности ситуации, в которые нас погружает жизнь.

и) Принцип конвертирования утилитарных ценностей: достижение утилитарного благо не для себя, но для другого имеет моральную ценность.

Альтруистическое отношение к прагматическим ценностям как бы «конвертирует» их в моральную заслугу. Сделать полезное или приятное для самого себя - это не моральный (в лучшем случае, допустимый поступок). Но сделать то же самое для другого - значит внести в это действие моральное содержание.

к) Принцип дурного прецедента: нарушение морали не только есть зло само по себе, но и дурно как создание прецедента, показывающего возможность нарушения.

Разрушение системы моральных ориентиров является более опасным, чем любое конкретное моральное зло.


Заключение

Итак, у современного общества слова «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во - первых, это изучение очень важного для осознания всего происходящего в сфере морали и для понимания того, что происходит с нами и с нашим обществом. Во - вторых, это определённый способ человеческих поступков, их осуждения или одобрения. В - третьих, это основной акцент влияющий на саморазвития, что приводит к достижению личных целей. Действительно, этику интересуют вопросы поведения человека и отношений между людьми.

Список литературы

1.Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. - Этика: Учеб. пособие для студентов вуза. - 3-е изд., ипр. -Мн.: 2000.

Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. - Этика: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

Шрейдер Ю.А. - Этика. Введение в предмет. Учеб. Пособие для высших учеб. Заведений. - М.1998.

Известно, что этика как систематизированное научное знание берет свое начало еще со времен Аристотеля. К разработке ее основных проблем приобщались великие мыслители разных эпох и народов на протяжении более двух тысяч лет - Конфуций, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, Августин Блаженный, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Спиноза, Гельвеций, Гегель и многие других.

Большая роль в развитии предмета этики принадлежит И. Канту. Он обосновал специфику нравственных проблем, исходя из самой морали. Кант считал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью других проявлений культуры (психологии, религии и т.д.), поскольку принципы морали заложены в нашем уме. Мораль развивается по своим собственным законам, поэтому, считал Кант, моральностная поведение основывается только на уважении к моральной закона. Но человек по своей природе несовершенна. Она не всегда действует в соответствии с требованиями, которые заложены в моральной законе. Предмет этики формируется иначе, чем предмет других наук. Этика не является знанием о том, "что было и есть" в сфере нравственных отношений между людьми. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иначе говоря, этика - это наука не о сущем, а о должном .

Мораль является важной составляющей в функционировании общества, социальной группы, жизнедеятельности человека. Она пронизывает не только сферу разума человека, но и сферу чувств. В осуществлении моральной жизни большую роль играют нравственнее чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Будучи сложным образованием, мораль исследуется не только этикой, но и другими науками. Так, важная роль в изучении моральной чувств принадлежит психологии. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, которые позволяют выявлять механизмы изменения нравственных ценностей в определенном социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретно научных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали любого аспекта (воспитательного, психологического и т.д.). Этика же, будучи философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.

Начальные, очень давние попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей происходили одновременно со становлением философии, то есть в своих истоках и на ранних этапах становления этика была слита с философией, поэтому вопрос о ее генеза тесно связано с проблемой происхождения философии. Не прибегая к сфере теоретических и практических универсале (крупнейших обобщений, описывающих определенное состояние мира и человеческого мироотношения в целом), мы не в состоянии не только выяснить моральное качество любого человеческого поступка, но и определить его принципиальное отношение к области морали в целом. Отсюда и следует, что этика, по крайней мере в своей сущностной основе может быть только философской наукой.

Мораль предстает перед нами как практически-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения противопоставления Добра и Зла. Что это значит?

Во-первых, мораль представляет собой, поскольку является предметом изучения этики, концентрированное выражение именно практического, активно-преобразовательного отношения человека к жизни. Истоками морали, ее духовным источником является сфера человеческой свободы, по Канту, практического разума. Поэтому этику прежде всего интересует измерение должного, того, что должно быть (как вести себя? Что нужно делать? Как делать? ...).

В практической направленности, которая присуща морали, выделяют две отличные формы - оптативной и императивную есть (желаемый и приказной способы глагола). Для современности наиболее привычной является императивная форма, классическим выразителем и теоретиком которой является

И. Кант. Именно ему принадлежит учение о основополагающий моральный долг - категорический императив. Оптативной же мораль представляет учение Аристотеля. Данная мораль ориентирует нас на поиск и реализацию блага, счастья, совершенства и др. Такая духовно практическая способность человека называется фронвзис.

Во-вторых, мы должны говорить о оцинюванисть моральных явлений, о возможности оценки как сущностной черты морали, потому что только тогда, когда возникает потребность оценивать поведение человека как добру или злу, ответственную или безответственную, справедливую или нет, мораль вступает в свои права.

В-третьих, мораль осмысливается как особое отношение человека к действительности, как определенная форма мироотношения. Благодаря чему становится более очевидным философский характер этики как науки.

Четвертым из существенных моментов является то, что все вышеупомянутое приобретает морального качества только тогда, когда попадает в сферу противостояния Добра и Зла, то есть моральными являются только те императивы, те стремления, оценки и отношения к действительности, которые выражают это противостояние, аккумулируют в себе его напряжение.

Таким образом, в сферу этики попадает широкий круг духовных поисков человека, свободного ограничения ею своих субъективных потенций ради высших смысложизненных ценностей, составляет философскую, духовную специфику этического взгляда на мир. Этика является смысловым центром многих философских систем, сочетая философское знание с практикой жизни. Ее поэтому и считали практической философией, она должна научить не только правильно мыслить, но и правильно жить, то есть должна способствовать трансформации произведенных канонов совершенной поведения в человеческом бытии.

Тема: Предмет этики и её категории.

1. Связь этики с философией и другими предметами.

2. Этика как раздел теории и практики.

1. Этика – область философского знания, в которой изучаются проблемы морали, нравственности, поведения, и образа жизни человека. Этику часто называют практикой философии. Как самостоятельная дисциплина, этика сформировалась в конце 18 начало 19 века.

Первые упоминания об этике и попытки систематизировать эти знания предприняли еще в античности. У Аристотеля, этике были посвящены 3 сочинения: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

Слово этика произошло от понятия «этическое», которое в свое время от слова «этнос». Этнос означает народ, нация.

Этика соприкасается с целым рядом гуманитарных дисциплин.

Психология – опирается на этические нормы при формировании необходимых умственных и емоционально-волевых качеств.

Педагогика – в разделе воспитания опирается на данные в этике.

Совместно с этикой и психологией, педагогика решает проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.

Этика на стыке с социологией решает вопросы нормативного поведения человека в обществе и регуляция поведения и его формирования.

На стыке с экологией решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность является результатом человека, т.к. именно на нём лежит ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, и её критическое состояние.

Теоретическое – базируется на философии и религии.

Практическую этику часто называют нормативной этикой.

^ Нормативная этика – это кодекс или свод правил норм поведения, которым должен подчиняться индивид.

Этику часто называют наукой о морали. Этика, как раздел философии познания, систематизирует принципы морали и нравственности, систематизирует правила поведения выработанные многими поколениями людей. Предметом этики явл. не знания, а поступки людей.

Исходным пунктом этики явл. опыт общественной жизни, поэтому в этике нельзя достичь точности, что свойственно математикам, химикам, физикам.

Этика выполняет 2 функции – это познавательную (гносеологическая) и нормативную этику.

Для этики важны два таких понятия нравственность и мораль.

Мораль - в переводе с лат. «Mores» означает нравы. Мораль опирается на нравы, существующие в том или ином обществе.

Нравы – это обычаи принятые людьми и отражающие содержательную, видимую сторону поведения человека.

Гегель всегда проводил различие между понятиями моральность и нравственность. Мораль для Гегеля – это сфера реальной свободы связанная с самосознанием и направленности к добру и свободе. Нравственность для него это сфера практической свободы, возвышающаяся над субъективным мнением и желанием. Непосредственным проявлением нравственности по Гегелю явл. семья, так же гражданское общество и государство.

Мораль можно определить как социально сформированную совокупности норм и правил, систему, которая регулирует сознание и поведение людей в конкретном обществе, и их взаимоотношения.

В систему моральной регуляции входит:

1. Нормы – это предписанные правила поведения, объединенные в кодекс.

2. Ценности (добро, справедливость, честь).

3. Принципы это универсальные формы поведения людей, которые чётко формируют взгляды, эти взгляды могут быть связаны с идеологией и выражать интересы, как одного человека, так и социума.

Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизнедеятельности человека.

Разделяют такие понятия как девиантное поведение – нарушение норм поведения. Делинквентное – это нарушение закона.

Нравственность – отражает прежде всего глубинные установки сознания индивида включающие в себя интуитивно нравственные переживания. Нравственные убеждения могут не совпадать с общепринятой моральностью тогда человек сам регулирует свои моральные поступки. Нравственность соблюдается без принуждения из вне.

Категории – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности. Особенностью категории этики является то, что они выражены словами обыденного языка. Предмет этики тесно взаимосвязан с жизнедеятельностью людей. Система этических категорий опирается на определённые представления:

1) Идеалы – это высшие образцы и конечная цель.

2) Ценности – это нравственно значимые представления.

3) Нормы – это требования к человеку и указания им границ дозволенного.

1. Добро и зло

2. Добродетель.

3. Справедливость.

5. Совесть

6. Достоинство

8. Свобода

9. Счастье

Тема: Етичні погдляди Східу та Античності.

1. Этические учения Древнего Китая.

3. Етичні погляди Платона.

4. Етичні погляди Аристотеля. Д.З.

1. Основные понятия по Древ. Китаю: Конфуцианство, даосизм, человеколюбие (жень), золотое правило нравственности, благородный муж «совершенно мудрый», этика ритуалов (ли), лигизм.

Для древнекитайской культуры характерен культ традиции. Авторитет придания, противодействие любым инновациям. В качестве первичного ядра, выступают этические нормы и морали, а вторичные качества – это религия. В Китае существует культ неба, который господствовал в Древнем Китае и сохранился в настоящее время. Императоры – «Сыновья неба», а Китай – это поднебесье.

Концепция поднебесного это предопределения или мандата. Главенствующее значение этического компонента в комплексе представления о мире имело для китайской культуры далеко идущие последствия. Место мифических героев занимают делигилизованые образы мудрых правителей прошлого чьё величие и мудрость самым тесным образом связано с их добродетелями. Место культа великих богов, занял культ реальных предков.

В своей высшей точке вытеснения религии и мифологии, этика ритуальной нормы достигли в конфуцианстве. В центре его взглядов это взаимоотношение между людьми и проблема воспитания, он строит своё учение о нравственности опираясь на культ традиций и ритуалов. Ритуал (ли) – становится высшим этическим символом. Правитель руководит подданными по средствам ли.

Даосизм – основатель Лао Цз.

Даосизм – этический идеал «совершенно мудрый» (Шень - Жень). «Совершенно мудрый» - это человек выше земных грехов и выполняющий добродетель.

Человеколюбие – это почтительное отношение к родителям, уважение к старшим, уважение к старшим братьям и сёстрам, милосердие, любовь к людям, нежелание зла людям. Конфуций выработал золотое правило нравственности – не делай другим того, чего не пожелаешь себе.

Правило золотой середины – это умение в своём поведении находить середину между не здержаностью и осторожностью.

Моральным образцом человека, должно являться – благородный муж (цзюнь- цзы) он выступает по долгу и закону, требователен к себе а не другим, живёт в согласи с людьми, но не следует за ними, ему легко услужить но трудно доставить радость, так как радуется он лишь должному, и он готов идти на смерть ради человека и долга. Благородный муж должен бояться трёх вещей:

1. Веление неба.

2. Великих людей.

3. Слова совершенно мудрых.

Образец благородного мужа противопоставлен простому человеку лишенному всех указанных моральных качеств. Благородный муж это не только этическое, но и политическое понятие. Благородный муж это человек знатного происхождения и составляет основу элиты.

В конфуцианстве этика соединяет традиционные и гуманистические правила. Нравственность оценивается по следующим проявлениям:

1. Следует ли человек ритуалам.

2. Соблюдает ли все обряды.

3. Поведение как внешнее, так и внутреннее.

Моизм – это направление которое противостоит конфуцианству. Конфуцианство – это любовь к ближнему, любовь к дальнему, всеообщяя любовь. Монизм распространял любовь между государствами, тем самым пытались предотвратить войны.

Легизм – он так же противостоит конфуцианству. Большое значение легизм уделяет внимание административным кодексам, что на практике переходило в культ жесткого закона с суровым законодательством. Совесть стала заменяться страхом.

Истинный добродетель ведет своё происхождение от наказаний. Доброта и человеколюбие – мать проступков, так считали легизты.

Подчинение государству должно быть по принципу «сыновья почтительность».

Конфуцианское ли (этика ритуалов) – становиться основой, на которой держится общество и государство.

2. Этические учения Древней Индии.

Будда – царевич Ситхар Гаутаму. Будда в переводе, означает знающий, просвещенный. Время правления Будды 6 век до н.э.

Будда познал два возможных жизненных пути. Путь наслаждения жизнью (гедонизм), умиротворение страстей (ничего не желать Аскетизм).

Будда не был удовлетворен ни одним из этих путей, и нашел третий путь – Средний путь. В своих учениях Будда опирается на индийские, философские мысли – упанишады. Он использует традиционные для индийской философии понятия. Основные из них это - сансара, нирвана, карма.

Сансара – обреченность всех живых существ на постоянное перерождение, мирское бытие представляется как цепь переходов из одного существования в другое. т.е. переселение душ из одного тела в другое. Каким именно будет новое перерождение в более высоком или более низком существовании определяется – «законом кармы», «законом воздания». В буддизме карма понимается как нравственный закон ответственности человека за совершенные ими поступки. Каждое новое рождение – это страдание. Блаженство состоит в том, что бы вырваться из круговорота рождения и смерти, тогда наступает мокша. В буддизме это нирвана. Мокша – освобождение. В этическом плане буддизм противостоит гедонизму. Гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и полноте жизни. Буддисты считают, что счастье состоит, в уничтожении условий создающих егозим, невежество, ведущих к обновленному существованию.

Джайнизмы – последователи джайна (победитель). Джайнисты так же верят в цепочку перерождений. Они считают, что во вселенной нет ничего мертвого, она наполнена душами, помимо душ присутствуют и материи. Карма соединяет душу и тело. Для достижения освобождения, низшая материя должна быть подчинена высшему духу. Когда душа освобождается от груза материи тянущей её в низ, она поднимается к вершине вселенной, где прибывает освобождение.

Путь к свободе радикальное преобразование внутренней сущности человека. Мораль необходима, что бы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятствовать образованию новой кармы.

Путь в нирвану лежит через три жемчужины.

1. Вера в Джину.

2.Познание его учения.

3. Правильное поведение основывается на добродетелях:

1)Ахимса – не причинение вреда ничему живому.

2) Милосердие и правдивость речи.

3)Честное поведение.

4) Воздержанность в словах, мыслях и делах.

5) Самоотречение от всех (живых) земных благ.

Этика джайнизма подчеркивает значение веры и дела, рекомендуется применять (брать на себя) носильные обязательства. Требования к монахам аскетизм – достижение высшей степени кротости, непреклонности, подвижничества, отрешенности, целомудрия. И именно такой монах способен достичь освобождения и спасения. Этическая система джейнистов строже системы буддистов.

Характеризуя этическую сторону Древней Индии можно отметить высокую духовность направленность на преобразование внутреннего мира человека.

3. Этика Платона.

Платон 5-4 век до.н.э. основная позиция Платона в этическом смысле и в смысле мировоззрения: мир создан и одушевлён Богом. Платон признает иерархию Богов. У каждого из которых, отмечается своя сфера деятельности, круговращение мира ведёт верховный Бог. Части космоса поделены между другими богами. Боги наблюдают за делами людей и для этого существуют божественные законы. Земные люди наделены душами и в зависимости от образа жизни к концу жизни, боги забирают души. Люди которые ведут правильный образ жизни попадают в рай, не правильный в ад.

Правосудие верховных богов несёт каждый человек. Таким образом Платон выделяет идею воздания, возмездия в воспитательных целях.

У Платона космическая душа связана с этикой поведения человека, то есть душа создана Богом, мир одушевлен Богом и душа отождествляет сущность жизни.

Душа согласно Плотину это нечто первичное, возникшее прежде других тел и тело находиться в подчинении души, так как душа возникла раньше.

Душа состоит из трёх частей:

1.Разумной (причина намерений, суждений, и пониманий)

2. Страстная (это лидерство, воля, наслаждение, гнев)

3. Вожделеющая (влечение, к еде к питью, и соитию)

Платон считал, что в человеке нужно воспитывать такие качества как мужества и рассудительность – называют добродетелям, как согласованность чувств и разумов, каждый человек должен следовать золотому и священному руководству разума.

При этом в каждом человеке находится противоположной совести чувства: удовольствия и страдания. Споры и страдания рождают страх, а ожидания – удовольствия и отвагу. И над всем этим стоит разум решающий что человеку лучше, что хуже.

Под воспитание Платон понимает тот путь, который с детства ведет к добродетели. Самое ценное воспитание было относящиеся к душе, затем прекрасное качество тела и потом блага относящиеся к имуществу и достатку. Негативные качества - заносчивость и несправедливость.

^ Желанный образ жизни по Платону.

Жизнь должна быть мужественная, здоровая, разумная. А противоположность правильной жизни – безрассудность, трусливость, разумная жизнь, нездоровая жизнь.

В правильной жизни, по его мнению, не надо стремиться исключительно к наслаждениям, не избегать страдания, и учиться их преодолевать. Надо довольствоваться чем-то средним, поддерживая радостное состояние духа. В своих произведениях Платон рекомендует рассматривать воспитания и обучения людей, как дело государственного значения. Он считает необходимо формировать смешанный разумный и мужественный нрав.

Тема : Этические взгляды Средневековья и эпохи Возрождения.

1. Этика христианства.

2. Этика православия (Плотин)

3. Этические взгляды Аврелия Августина, Ф. Аквинского – Д/з

4. Этика эпохи Возрождения.

1. Этика христианства изложена в Библии состоящая из двух книг: «Ветхого завета» и «Нового»

«Ветхий завет » - взят от иудаизма примерно 7-2 век до н.э.

«Новый завет» - 7 - 5 век до н.э. в нём собрана ранняя христианская литература 1-2 век где излагаются собственные взгляды Иисуса Христа, который выступает как реформатор религиозного учения иудеев. Этические принципы излагаются в общих частях Библии, между ними можно найти ряд противоречий и имеет смысл рассматривать их по отдельности.

Учения изложенные Моисеем в двух религиях можно читать и в иудаизме и в христианстве.

Декалог – это внутренняя целостная система в которой нормы взаимоотношений между людьми прямовытекают и зависят от норм взаимоотношений с Богом. Любовь рассматривается в контексте познания Бога, то есть любовь через Бога. Могущество Бога это его беспосредность, это гарантия справедливости.

То что Бог является главным контролирующим как религиозно так и морально, то что он покарает любое отступление любого человека от приписанной нормы. Любое отступление не остается безнаказанным.

Декалог вошёл в христианско – европейскую культуру, как самостоятельный кодекс.

1. Не убивай.

2. Не кради.

3. Не прелюбодействуй.

4. Не лжесвидетельствуй.

Этические взгляды воспринимаются как данные от Бога и в их изложении участвует Бог – отец и Бог – сын. Золотое правило иудаиско – христианской этики: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел что бы поступали с тобой». Это правило является золотым правилом и составляет учение как иудаистов так и христиан. Моральные учения составляют основу исповедей Христа и одно из его правил: Люби дальнего, как ближнего своего. Эти правила близки к конфуцианству а так же легизму и буддизму.

2. Этические взгляды Плотина

Плотин явл. крупнейшим представителем неоплатонизма, это течение которое рассматривает переход Античности к Среднековью.

Концепция Плотина строится на принципах характерных для Античности. Он считает: Античная философия закладывает основу христианского мировоззрения в этике.

Плотин различает 2 вида добродетелей:

1. Общественная или признаваемые обществом добродетели (здравомыслие, справедливость и мужество, воздержаность – может быть как телом воздержание от страсти, так и от материальных благ).

Подленный мудрец по Плотину должен воздержаться от всех земних благ.

2. Воспитание человека в обществе – духовное самоудовлетворение.

Восприниманию свого духовного совершенства (адекватно) мешает наше тело, а прежде всего забота о нём. Человек находится во власти пустой суеты и ложных нравственных тривог. Нужно по мере сил отторгаться от всякого постороннего шума и сохранить в чистоте силу восприятия души. Необходимо сконцентрироваться на внутренних этических переживаниях – это не обходимо для принятия божественного присутствия. В этом и сосотоит задача добродетеля по Плотину.

Основной мудростью по Плотину явл. воссоединение с Богом.

Мудрец живёт на предельно возможной для него высоте, уделяя низшим уровням внимания, лиш необходимое для сохранения жизни.

«Что бы получить урожай надо не молиться, а возделывать почву»

«Если пренебрегать своїм здоровцем, будеш болеть»

Самая великая сила по Плотину – это умение извлечь пользу из зла.

Этика как философская наука. Этические понятия и нормы

Э тика (греч. ethiká, от ethikós - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав) - философская наука, объектом изучения которой являетсямораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его сочинения так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным образом с точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Он видел связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается в гражданах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами государства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель образовал существительное ethice (этика) от прилагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал особую область исследования – «практическую» философию, которая была призвана ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была оценивать любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла, справедливости, долга и т. д.

В русском языке сфера этического более всего ассоциируется с понятиями «нравы», «нравственность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля понятия «нравственность», «нравственный человек» ассоциируются со словами «добро», «благонравный», «добронравный», «добродетельный». В данном случае речь идет о характеристике человека, живущего по законам правды, справедливости, соизмеряющего свои поступки с совестью, долгом, общечеловеческими заповедями, сердцем.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Этические направления в XIX веке

В этике XIX века можно выделить две традиции в трактовке этических проблем:

I. Социологизм - понимает мораль как по преимуществу социальное явление, порождаемое общественными отношениями . Примером такого подхода к нравственным явлениям может служить учение К. Маркса . Согласно немецкому философу, основой общественной жизни является общественное производство, способ которого определяет отношения собственности, на основе которых складываются все другие общественные отношения, в том числе нравственные.
А поскольку производительные силы и производственные отношения исторически изменяются, то и мораль не вечна, а исторически и классово относительна. Способом изменения нравственных отношений в социуме считалось революционное изменение отношений собственности.

II. Иррационализм , представленный, в частности, «философией жизни», исходит из того, что стихия жизни не подвластна человеку и его разуму, но именно она является первичной основой бытия. Данная философская позиция послужила предпосылкой двух самобытных, но существенно различных этических построений.

В произведении «Мир как воля и представление» немецкий философ А.Шопенгауэр обозначил свою исходную позицию в главе
«О ничтожестве и горестях жизни». Мировая воля-к-жизни проявляется в человеке как ненасытные желания, а это неминуемо ведет к страданию. Люди должны быть несчастны, и они несчастны. В такой ситуации возможны две линии поведения:

    некоторые люди стремятся преодолеть свое страдание путем созерцания чужого, они яростно вгрызаются в жизнь, надеясь все-таки удовлетворить свои желания, от чего их воля-к-жизни возрастает и страдания возобновляются на новом витке;

    в других же людях рождается сострадание сначала к себе, а затем и к другим; в этом сострадании - основа нравственности.

В трактовке другого немецкого философа - Ф.Ницше - жизнь не мучает человека, а дает ему первобытную радость бытия. В людях жизненная мощь проявляется как ненасытная воля-к-власти (не только политической, но власти в широком всепоглощающем смысле).

С этой позиции Ницше подверг критике всю традиционную мораль (христианскую и буржуазную): она выступает ограничителем для воли-к-власти, является формой слабости и порождена людьми худшего сорта. Для доказательства выдвинутого тезиса Ницше исследует происхождение морали и находит, что изначально моральным называлось все то, что исходило от высших, сильных, благородных сословий, а безнравственным называлось все плебейское. Со временем христианство и цивилизация исказили естественный порядок вещей, насадили «мораль послушания», ведущую человечество к упадку. Эта «мораль слабых» должна быть отброшена и ее место занятьаристократическая мораль сверхчеловека . Трактовки последней в культуре ХХ века оказались весьма различны: от фашистской до неохристианской (например, у Н.А.Бердяева).

Некоторые учения в этике ХХ века

Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.

I. Экзистенциализм («философия существования») выдвинул теоретический тезис: существование предшествует сущности . Применительно к бытию человека это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не бывает завершенной.

Для Альбера Камю , французского писателя и философа, исходной стала тема абсурдности человеческого бытия, всесторонне рассмотренная в эссе «Миф о Сизифе». Абсурдны катастрофы этого мира, но не менее абсурдно наше повседневное, обыденное существование. При таких обстоятельствах человек закономерно должен задаться вопросом о том, не следует ли покончить с собой. Ответ Камю на этот вопрос отрицательный: самоубийство только увеличивает абсурдность происходящего. Наше положение в мире подобно положению Сизифа, катающего тяжелый камень жизни без надежды когда-либо достичь результата. Пока Сизиф проклинает богов, принудивших его к этому бессмысленному труду, и надеется, что ситуация изменится, боги смеются над ним. Надо достичь абсолютной ясности в понимании своей участи и перестать надеяться, тогда катание камня станет делом самого Сизифа, оно наполнится смыслом, благодаря его собственному усилию, он изменит отношение своего сознания к происходящему. Судьба человека, как и Сизифа, трагична, он должен этически мужественно ее принять и вопреки всему лично настаивать на том, что моральные ценности (в частности, смысл жизни) возможны.

Ж.П.Сартр полагал, что человек в принципе ведет неподлинное существование , он «заброшен в мир», чуждый его сокровенным чаяниям. В неподлинном мире подлинность существования человек обретает лишь, совершая выбор . Однако все традиционные опоры морального выбора (семья, религия, общество) утратили свое значение, индивид оказался «брошенным в свободу». Именно «граничные ситуации» (ситуации на грани жизни и смерти) наиболее ясно выявляют наше подлинное «я». Выбор в них совершается абсолютно индивидуально, на свой страх и риск, без гарантий морального одобрения. Абсолютно свободный человек несет всю ответственность за свои поступки и их последствия. Такая глобальная ответственность делает человеческое существование полным Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая поступки, избранные в качестве нравственных, человек не может надеяться на успех, и все-таки должен их совершать, чтобы обрести подлинность существования.

II. «Этика ненасилия». Всякая этика считает отказ от насилия необходимым, специфика «этики ненасилия» в ХХ веке в том, что это не только теория, но и социальная практика . Примером соединения теории и практики ненасилия является деятельность М.Ганди по освобождению Индии от британского колониализма и борьба М.Л.Кинга за права негров в США.

Поскольку насилие порождает ответное насилие, оно является заведомо неэффективным методом решения каких бы то ни было проблем. Ненасилие - это не пассивность, а особые ненасильственные действия (сидячие забастовки, марши, голодовки, распространение листовок и выступления в СМИ для популяризации своей позиции - сторонники ненасилия выработали десятки подобных методов). К осуществлению подобных действий способны только нравственно сильные и мужественные люди, способные, благодаря вере в свою правоту, не отвечать ударом на удар. Мотивом ненасилия является любовь к врагам и вера в их лучшие моральные качества. Врагов следует убедить в неправоте, неэффективности и безнравственности силовых методов и достичь с ними компромисса. «Этика ненасилия» считает моральность не слабостью, а силой человека, способностью достигать целей. Изучение истории этической учений должно привести к пониманию преемственности их внутренних смыслов, а также помочь человеку самоопределиться в фундаментальных этических вопросах.

Философия эпохи Возрождения

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

3. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат.homo – «человек»), объектом которых является человек. Специфический аспект, изучаемый этикой – это отношения и общение человека. Занимая определенное место в систем гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. В каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования умственных и эмоционально-волевых качеств. Психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляция личности. Совместно с этикой и психологией педагогика решает проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже говорилось этика – философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время – например, в учениях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта – она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношения человека и мира, то этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе.

Этика имеет особые методы исследования своего предмета – такие, например, как изучение общественного мнения или историческая реконструкция нравов не только (и не столько) по документам, сколько по художественным произведениям. Поэтому особо следует отметить связь этики и морали с эстетикой и художественным творчеством. На протяжении всей истории развития общества в обычаях и традициях фиксировалось не мало элементов художественно-образного осмысления бытия людей. А в определённых видах и формах искусства кодировались различного рода нравственные ценности. Этическое освоение действительности человеком неотделимо от его художественно-преобразовательной трудовой деятельности. В истории этики многие философы моральное добро отождествляли с прекрасным, утверждая: «прекрасное не может быть безнравственным».



4. Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем".

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства". Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются : 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

5. Мораль - это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или классом к человеку в его повседневной жизни.

Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегулирование личности и само регуляция социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. И пусть они не носят непосредственно практического значения, они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом ежедневно, и только когда ценности нашей жизни постигает кризис, вновь и вновь задаемся вопросом: зачем живем? Таким образом, задача морали - придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу;

в) познавательная. В морали есть знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в ценностях. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех или иных, которые отвечают его потребностям и интересам;

г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения основ этики в привычку.

Но нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями, т.е. учит его поступать как должно, сохраняя при этом свою автономию.

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Функции морали

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества,моральные измерения личности

Руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая, мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

6. Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.

Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности . Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.

Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность., мужество и честь.