Специализация учреждения. Чем отличается специальность от профессии: суть понятий, их характеристика и отличия

Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа - поступлением в От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание - не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.

Направление подготовки в вузе - что это такое?

Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:

  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
  • 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».

Профили направлений и специализаций в университетах

Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.

К примеру, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в вузе следующим образом:

  • Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
  • Математическая методика в информационных технологиях.
  • Прикладная информатика в химии.
  • Моделирование и математические методы в экономике.
  • Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:

  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство промышленных зданий».
  • «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Городское строительство и хозяйство».
  • «Экспертиза недвижимости и управление».
  • «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».

Как правильно выбрать будущую профессию?

Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.

На данном этапе важно не ошибиться с направлением подготовки и профилем, соответственно. Зачастую неразборчивых абитуриентов часто с толку сбивает и то, что специальности обладают практически идентичными названиями, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В итоге студенты приобретают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а значит, на выходе из вуза они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».

Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.

Основные отличия специальности от профильного направления

Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже - вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.

Как правило, университеты, которые обучают технологов или биологов, строителей и инженеров, не производят набор студентов на кардинально отличающиеся от базисных направления подготовки.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель - подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными - повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.

Деятельность институтов, академий и университетов, проверенных десятилетиями, основывается на их стержневой профильности. Принимая решение о поступлении в непрофильное учебное учреждение, потенциальный студент серьезно рискует получить образование недостаточно высокого уровня. Правильный выбор профессиональной программы и специальности - шанс воплотить свою мечту и стать тем, кем хотелось еще со времен школьной скамьи.

Специализация производства - это выделение участков, цехов, пред­приятий по выработке определенных видов продукции, которые по свое­му типу являются массовыми или крупносерийными. Известно, что на основе разделения труда происходит дифференци­ация его отдельных видов, а их концентрация порождает массовое повторение операций и процессов, т. е. массовое или специализиро­ванное производство. Таким образом, с одной стороны, специализация производства является следствием общественного разделения труда, а с другой - результатом концентрации однородного производства.

В промышленности специализацию различают по видам : террито­риальную, отрасли, предприятия, цехов, отделений, производственных участков.

Глубокая территориальная специализация производства затрудня­ет использование в межсезонный период основных производственных объектов и ограничивает возможности для комбинирования различных производств.

Специализация отрасли характеризует разделение существующих и создание новых отраслей с особым производственным аппаратом, технологическим процессом и специализированными кадрами.

Специализация предприятия означает сосредоточение его произ­водственной деятельности на выпуске однородной продукции или продукции ограниченного ассортимента.

Специализация внутри предприятия выражается в разделении тру­да между цехами, участками, рабочими местами. Она получила развитие во многих отраслях пищевой промышленности.

Специализация производства в промышленности осуществляется в основном в трех формах : предметная (потоварная), технологическая (по-стадийная), функционально-подетальная.

Предметная специализация основных цехов обычно сочетается тес­ными технологическими связями как между собой, так и с вспомогатель­ными цехами, а также и с кооперированием между предприятиями в от­ношении поставок тары, этикеток и т. д., что способствует более полно­му использованию производственной мощности предприятия, но и одновременно вызывает повышенные запасы оборотных средств, про­блемы в денежных расчетах, колебание показателей оценки рыночной устойчивости; использование только стоимостных показателей при оценке эффективности производства.

Предметная (потоварная) специализация - это сосредоточение произ­водства на выработке однородных готовых изделий. Она развивается в основном под действием двух факторов:территориальной специализации и роста плотности населения.

Технологическая (постадийная) – выражается в разделении технологического процесса и обособлении по этому признаку самостоятельных производств. Это позволяет рационально размещать предприятия, сокращает нерациональные перевозки, ведет к уменьшению потерь сырья.

Функционально-подетальная форма находит место при производстве упаковки, запчастей, изготовлении инструментов, ремонте оборудования.

Выбор экономически наиболее целесообразного технологического варианта предопределяет размер этого производства. В свою очередь предполагаемый объем производства продукта требует и соответствующего технологического варианта. С точки зрения достижения лучших экономических результатов технологический вариант должен быть также наиболее прогрессивным.

Эффективность специализации проявляется главным образом в снижении себестоимости за счет повышения технического уровня производства и качества продукции, производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Специализация создает условия для организации непрерывного производства, способствует созданию высокоэффективной техники и технологии; обеспечивает более полное использование действующего оборудования.

На специализированных предприятиях с массовым характером производства его технический уровень значительно выше, чем на комбинированных.

В условиях специализации производства предъявляются более высокие требования к уровню квалификации кадров, поскольку производственный процесс насыщен сложной и многообразной техникой, умелое использование которой требует от работников глубоких и обширных технических знаний.

Условно-годовой экономический эффект (Эуг) можно определить по формуле:

Эуг = [(Сс - Сн)+(Зс - Зн)] х В,

где: Сс, Сн - полная себестоимость единицы продукции до и после проведения спе­циализации, руб.;

Зс, Зн - транспортные расходы по доставке сырья и готовой продукции до ипосле проведения специализации, руб.;

В - годовой объем продукции, тыс. т. Годовой экономический эффект (Эг) от развития специализации расчитывается по формуле:

Эг = (Сс -Сн) + (3с – 3н) – Ен х КАП} х В,

где: Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; КАП - удельные капитальные вложения, необходимые для проведения мероп­риятий по специализации.

Коэффициент специализации (Ксп) отрасли (предприятия) определя­ется по выражению:

Ксп = Всп / Во х 100

где: Всп - количество (стоимость) специализированной продукции; В0 - количество (стоимость) всей выпущенной продукции.

Кроме того, общими показателями уровня специализации также мо­гут быть коэффициенты:

    специализации, рассчитываемый отношением выпуска профильной продукции к общему выпуску продукции;

    широты, определяемый отношением коэффициента специализации к количеству однородных групп, видов, типов продукции;

    серийности как средний объем группы продукции.

В области специализации употребляются термины «однородная» «профильная» продукция. Однородность продукции - это изделия технологически сходные между собой; профильная продукция - понятие более широкое и относится к предприятиям, отраслям.

Показатели уров­ня специализации, применяемые в многопродуктовых отраслях:

1. Удельный вес основной продукции в общем объеме производства:

Уо = Вос/Вобщ

где В0 - объем выпуска основной продукции предприятия;

Вобщ - общий объем выпускаемой продукции.

2. Коэффициент широты специализации:

Кш.с. = Усп / Н

где Усп - удельный вес продукции, производимой на специализированных

линиях, в общем объеме производства;

Н - число видов изделий, изготовляемых на специализированных линиях.

3. Уровень специализации по основной продукции:

Ко = Во / Вобщ

где В0 - стоимость основной продукции;

Вобщ - стоимость всей продукции.

4. Уровень специализации по профилирующему направлению:

Кпр = Впр / Вобщ

где Впр - объем производства профилирующего направления;

Вобщ - общий объем производства.

Пытаясь дать вразумительный ответ на вопрос о том, чем отличается специальность от профессии, даже взрослые люди нередко заходят в тупик, находя в памяти только какие-нибудь общие понятия с нечеткой формулировкой.

Детям и подросткам эти термины, конечно, также знакомы, ведь они являются частью лексикона практически каждого человека. Однако чтобы правильно и уместно использовать эти слова в речи, следует понимать их суть, а также то, чем отличается профессия от специальности.

Что представляет собой профессия

Говоря о профессии, люди обычно подразумевают какой-либо род занятий или вид трудовой деятельности, осуществление которой невозможно без приобретения знаний, квалификаций или практической подготовки.

При этом овладеть профессией можно обучаясь в соответствующем заведении или в результате обширного практического опыта. Исходя из определенных сходств в результатах и получаемых знаниях или наличия общей сферы применения, профессии объединены в несколько категорий:

  • Технические.
  • Экономические.
  • Педагогические.
  • Медицинские.
  • Строительные.

Чтобы понять, чем отличается профессия от специальности и должности, нужно дать определения этим терминам.

Специальность: определение, понятие, особенности

В отличие от профессии, специальность может быть присвоена только тому человеку, который прошел необходимое обучение, освоил законодательно утвержденную программу (навыки, умения, знания) и получил документ, подтверждающий этот факт (диплом, свидетельство). При этом полученные знания могут относиться к нескольким видам профессий. Специальность – это более узкое понятие.

Возвращаясь к указанной выше классификации, можно более иллюстративно объяснить, чем отличается специальность от профессии. Примеры специальностей, входящих в технические профессии: инженер, конструктор, архитектор, веб-программист, автомеханик и другие. Общим для них становится углубленное изучение физики, математики, информатики и прочих точных наук. Наряду с этим автомеханик и архитектор получают совершенно разные знания в рамках своих специальностей.

Должностью называют место в конкретной компании, ее структурную единицу. Должность указана в штатном расписании и предназначена для замещения физическим лицом с подходящей квалификацией.

Следовать за мечтой

Выбирая профессию и специальность, люди руководствуются самыми разными мотивами. Зачастую ответственность возлагают на юных выпускников, которые должны определить сферу своей будущей трудовой деятельности. Здесь важно не растеряться перед обилием (или, наоборот, скудностью) вариантов и выбрать именно то занятие, которое будет приносить радость и удовлетворение наряду с достойной оплатой. Конечно, есть соблазн предоставить решение родителям или еще кому-нибудь, однако вряд ли они смогут сопоставить предпочтения другого человека с его потребностями, способностями и потенциалом. Часто в таких случаях выбор делается из экономических соображений.

Получить адекватную помощь в профориентировании можно, обратившись к соответствующему психологу. Такие специалисты применяют различные игровые методики, тесты и консультации. Затем, анализируя полученные данные, они выдают свои рекомендации.

Безусловно, стоимость образования и возможности семьи абитуриента – также важный фактор, но он не должен быть определяющим. Существуют различные программы, помогающие получать скидки на обучение. Также есть возможность найти более простое и недорогое учебное заведение в других городах. Еще одним вариантом для получения желаемой профессии становится зачисление в бесплатные колледжи и техникумы.

Так чем отличается специальность от профессии?

Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.

Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).

Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!

Высшее образование представляет собой пусть и не главный, но существенный фактор в профессиональной реализации и построении успешной карьеры. После того как Россия в 2003 году приняла Болонскую конвенцию, возникли трудности в определении понятий, которые объединяет диплом о высшем образовании. Разобраться в важных вопросах поможет эта статья.

Профессия

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому - это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Специальность

Это понятие также латинского происхождения: species означает «род» или «вид». Специальность является составной частью профессии. Например, профессия врача состоит из следующих специальностей: педиатр, хирург, окулист, анестезиолог, акушер и т.п. Профессия юриста включает такие специальности, как следователь, адвокат, прокурор, нотариус, судья и т.п.

Иными словами, специальностью можно назвать узкопрофильную область приложения трудовых сил и профессиональных умений человека.

Квалификация

А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.

Квалификация в сфере трудовых отношений - это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.

Квалификация по диплому - это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.

Специалист, бакалавр, магистр

После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:

  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность - «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность - в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.

Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы - бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае - «Экономика»).

А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».

Определяем, какая квалификация и специальность по диплому

Таким образом, применительно к высшему образованию, квалификация по диплому - это статус выпускника в системе профессионального образования. И если речь о специалитете, то квалификация перекликается с названием специальности: юриспруденция - юрист, экономика - экономист, педагогика - педагог и т.д. Но если человек учился по системе бакалавриат или магистратура, то в дипломе название его квалификации совпадает с присвоенной научной степенью. А диплом о высшем образовании будет содержать формулировку: «Бакалавр (магистр) юриспруденции (экономики, педагогики, лингвистики и т.п.) по направлению «Юриспруденция» и т.д.

Квалификация по диплому - это важная вещь, которую необходимо знать и понимать, поскольку она важна для заполнения документов и правильного позиционирования себя в прочих официальных ситуациях.

Specialis - особый, своеобразный) в образовательной системе - это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень квалификации специалиста, предназначенный для выполнения некоторой работы.

Проводится специализация на старших курсах высших и средних специальных учебных заведений, в средних профессионально-технических училищах - с начала обучения. Узкая специализация обеспечивает более качественное усвоение студентами практических учений и навыков. Но, в то же время, затрудняет изменение специальности и профессии в будущем, так как предполагает более длительный процесс переобучения. Поэтому в советской системе профессионального образования предпочтение отдавалось подготовке специалистов широкого профиля, после чего на её базе осуществлялась более узкая специализация.

Cпециализация в процессе труда - выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологической организации.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Специализация" в других словарях:

    - (specialization) Сосредоточение на поставке определенного типа товаров и услуг, при условии что другие произведут то, чего сам не производишь. Это происходит на всех уровнях: граждане приобретают определенные знания или профессиональную… … Экономический словарь

    специализация - и, ж. spécialisation f., нем. Spezialisation. 1. Приобретение специальных знаний в какой л. области. СИС 1954. 2. Сосредоточение деятельности на каком л. занятии, специальности. СИС 1954. Иван Иванович Зозулков был известным в свое время… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Обособление. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. специализация (лат. specialis особый) 1) приобретение спец. знаний и навыков в какой л. области; 2) сосредоточение деятельности на каком л,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Специализация - 1. В региональном анализе означает преимущественное развитие в регионе характерной для него по тем или иным причинам (вследствие природных условий, традиций населения и др.) отрасли производства. Следовательно, отраслевая… … Экономико-математический словарь

    СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, специализации, мн. нет, жен. Действие по гл. специализировать и специализироваться. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СПЕ ИАЛИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    В биологии, одностороннее развитие организма в результате максимального приспособления его к условиям данной среды, вследствие чего он процветает в данных условиях, но теряет способность эволюционировать в подвергается… … Геологическая энциклопедия

    - (от лат. specialis особый, своеобразный) англ. specialization; нем. Spezialisierung. 1. Функциональная дифференциация ролей между индивидами в данной обществ, системе. 2. Разделение труда на биол., геогр., институциональной, индустриальной,… … Энциклопедия социологии

    СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - англ.specialization нем.Spezialisierung франц.spécialisation см. > … Фитопатологический словарь-справочник

Книги

  • , Райс Эл. О книге Стратегия фокусирования - одна из ключевых маркетинговых стратегий. Она предполагает форму развития бизнеса, подразумевающую выбор одного сегмента в отрасли и удовлетворение…
  • Стратегия фокусирования. Специализация как конкурентное преимущество , Райс Э.. В этой книге предлагается стратегия, которая позволит вашей компании развиваться, увеличивать долю рынка и повышать акционерную стоимость, не жертвуя ключевыми активами, которые понадобятся…