Рабочая программа производственного обучения. Производственное обучение рабочая программа на тему Рабочая программа по производственному обучению

Воротнюк Ольга Евгеньевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГОУ Тульской области "Болоховский машиностроительный техникум" (отделение г.Липки)
Населённый пункт: город Липки, Тульская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: учебная программа производственного обучения по профессии "повар"
Дата публикации: 13.01.2016
Раздел: среднее профессиональное

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Болоховский машиностроительный техникум» (отделение г. Липки) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Профессия: повар Срок обучения: 2 года Мастер п/о: Воротнюк О.Е. г. Липки 2014 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа производственного обучения разработана в соответствии с примерной программой профессиональной подготовки по профессии «Повар» (Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Повар» - Институт развития профессионального образования Москва, 2005 г., одобренного Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебно-программной документации протокол №3 от «7» октября 2005г). Рабочая программа производственного обучения реализуется для профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии «Повар» с целью приобретения профессиональных компетенций для работы на предприятиях общественного питания для лиц с незаконченным общим образованием, с получением основного общего образования. В соответствии с учебным планом государственного образовательного учреждения «Болоховский машиностроительный техникум» (отделение г. Липки), на производственное обучение по профессии «Повар» отводится 300 часов на втором курсе. Содержание программы позволяет обучающимся овладеть практическим опытом работы в бригадах с разделением труда на предприятиях с современным оборудованием различной формы собственности. Программа производственного обучения профе ссии « П о ва р » отрабатывается в конкретных производственных условиях (учебно- производственных мастерских). Данная программа предполагает проведение уроков производственного обучения с использованием элементов новых педагогических технологий, таких как ИКТ, личностно-ориентированные, элементов деловой игры, конкурса, уроки- экскурсии на предприятие. Текущий конт роль обуч ающихся о суще ствля ет ся на у р о к а х производственного обучения в различных формах: в форме самоконтроля, самостоятельной работы, контрольной работы по теме, дифференцированного зачета за полугодие. Итоговая аттестация выпускников проводится в форме квалификационного экзамена, включающего в себя практическую квалификационную работу и защиты письменной квалификационной работы в пределах квалификационных требований в соответствии с учебным планом по профессии «Повар». Производственное обучение имеет тесные межпредметные связи с дисциплинами профессионального цикла «Кулинария», «Оборудование
предприятий общественного питания», «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены», «Товароведение пищевых продуктов», «Основы калькуляции и учета». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЪЕМ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Обучающиеся должны уметь:  соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии;  оказывать самопомощь и первую помощь при несчастных случаях, пользоваться индивидуальным пакетом и аптечкой первой помощи;  соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления;  выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство;  правильно организовать рабочее место;  пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания;  пользоваться нормативно технической документацией;  рассчитывать количество сырья по нормативам;  пользоваться весоизмерительным оборудованием;  осуществлять органолептическую оценку качества сырья, полу- фабрикатов и готовой продукции;  правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров;  соблюдать технологический процесс механической кулинарной обработки;  производить расчеты на определение отходов при механической кулинарной обработке;  приготавливать полуфабрикаты для варки, припускания, жарки и т.д.;  рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии;  приготавливать блюда и кулинарные изделия с соблюдением технологического процесса;  порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса;  правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания.
Содержание рабочей программы производственного обучения

Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего трудового распорядка. Ознакомление с квалификационными требованиями повара 2-4-го разрядов, программой и порядком проведения производственного обучения. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Требования безопасности труда на рабочих местах. Основные правила электробезопасности. Пожарная безопасность. Причины пожаров, меры предупреждения. Правила пользования средствами пожаротушения. Правила пове- дения при пожаре. Ознакомление с правилами безопасности труда при экс- плуатации каждого вида оборудования, установленного в цехах. Ознакомление со Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.
Тема 2. Механическая кулинарная обработка овощей и грибов
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно-пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; определять качество поступивших овощей и грибов, соблюдать технологический процесс механической кулинарной обработки. - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - производить расчеты на определение отходов при механической кулинарной обработке; - приготавливать полуфабрикаты из овощей, оценивать их качество; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное оборудование предприятий общественного питания. Обучающиеся должны знать: Понятие о технологическом процессе предприятия общественного питания, сырье, полуфабрикатах, готовой продукции. Значение овощей в питании, их пищевая ценность. Правила обработки овощей с сохранением витаминов, цвета и пищевых веществ. Оборудование и инструменты, используемые для обработки овощей. Последовательность операций обработки овощей. Промывка овощей. Прием и взвешивание: его назначение и цель; сортировка овощей, ее назначение, виды. Промывка овощей (ручная и машинная), ее характеристика; особенности промывки картофеля, корнеплодов, капусты, плодовых и листовых овощей и зеленого лука; Очистка овощей, ее назначение, способы (ручная и механическая), их характеристика; особенности очистки картофеля, корнеплодов, капустных, луковых, плодовых и листовых овощей в зависимости от кулинарного использования.
Нарезка овощей, ее значение; способы нарезки (ручная и механическая), их характеристика; значение правильной нарезки; кулинарное использование овощей различных форм нарезки для приготовления блюд. Последовательность обработки овощей для фарширования (кабачков, баклажан помидоров, огурцов, перца, репы). Обработка квашеных (соленых), сушеных и мороженых овощей. Обработка сульфитированного картофеля. Отходы при механической кулинар- ной обработке овощей, количество, использование, меры по снижению. Полуфабрикаты из овощей, ассортимент, технология приготовления, кулинарное использование, требования к качеству, условия и сроки хранения. Обработка грибов, поступающих на предприятия общественного питания, ее последовательность, кулинарное использование грибов, требования к качеству, условия и сроки хранения.
Тема 3. Механическая кулинарная обработка рыбы и нерыбных продуктов

моря
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно - пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества поступающего сырья и полуфабрикатов; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - правильно эксплуатировать механическое, холодильное оборудование предприятий общественного питания; - обрабатывать рыбу и нерыбные продукты моря; - приготавливать полуфабрикаты для варки, припускания, жарки; -приготавливать котлетную массу из рыбы и полуфабрикаты из котлетной массы из рыбы; -производить расчеты на определение отходов при обработке рыбы, пользоваться нормативно технической документацией. Обучающиеся должны знать: Оборудование, инвентарь и инструменты для обработки рыбы и нерыбных продуктов моря. Последовательность операций механической кулинарной обработки рыбы. Способы оттаивания мороженой рыбы. Способы вымачивания соленой рыбы. Об- работка чешуйчатой, бесчешуйчатой рыбы, рыбы осетровых пород. Обработка сельди и кильки. Особенности обработки некоторых видов рыб (камбалы, наваги и других). Основные виды нарезки рыбы в зависимости от назначения. Приготовление полуфабрикатов из рыбы: в целом виде, тушками, порционными натуральными и панированными кусками. Порядок приготовления полуфабрикатов для варки, припускания, жарки.
Панирование, его назначение; способы панирования, их характеристика. Приго- товление льезона, красной и белой панировок. Котлетная масса из рыбы, рецептура, технология приготовления, требования к качеству. Полуфабрикаты из котлетной массы из рыбы: котлеты, биточки, зразы, тефтели, рулет, технология приготовления. Отходы при механической кулинарной обработке рыбы, количество, использование, меры по снижению. Нерыбные продукты моря, их характеристика, обработка, кулинарное использование, требования к качеству. Требования к качеству рыбных полуфабрикатов. Условия и сроки их хранения.
Тема 4. Механическая кулинарная обработка мяса, мясопродуктов и

сельскохозяйственной птицы
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья, определять качество поступающего сырья и полуфабрикатов; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - правильно эксплуатировать механическое, холодильное оборудование предприятий общественного питания; - приготавливать полуфабрикаты; - приготавливать рубленую массу и полуфабрикаты из нее; -приготавливать котлетную массу и полуфабрикаты из нее; -обрабатывать мясные субпродукты; - обрабатывать сельскохозяйственную птицу. Обучающиеся должны знать: Оборудование, инструменты и инвентарь для обработки мяса и сельскохозяйственной птицы. Последовательность операций механической кулинарной обработки мяса. Оттаивание мороженого мяса. Кулинарный разруб туш крупного рогатого скота; кулинарное назначение отдельных частей туши. Кулинарный разруб туш мелкого рогатого скота, кулинарное назначение отдельных частей туш. Виды полуфабрикатов. Назначение. Полуфабрикаты из мяса крупного рогатого скота, их характеристика, кулинарное назначение. Полуфабрикаты из баранины и свинины, их характеристика, кулинарное назначение. Приготовление рубленой массы и полуфабрикатов из нее. Приготовление котлетной массы и полуфабрикатов из нее. Обработка мясных субпродуктов. Обработка сельскохозяйственной птицы, виды заправки тушек, полуфабрикаты
из сельскохозяйственной птицы, технология их приготовления. Обработка субпродуктов сельскохозяйственной птицы, их использование. Требование к качеству полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы.
Тема 5. Приготовление супов
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; - правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать супы в соответствии с технологическим процессом; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков. -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение первых блюд в питании; классификация супов. Технология приготовления бульонов, их разновидности. Бульон костный, мясокостный, куриный. Технология приготовления заправочных супов, их классификация. Общие правила приготовления. Приготовление щей. Приготовление борщей. Приготовление картофельных супов. Приготовление супа – лапши. Супы из концентратов, их разновидности, технология приготовления, требования к качеству. Правила подачи супов, условия и сроки хранения.
Тема 6. Приготовление соусов
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место;
- соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; - правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать соусы с соблюдением технологического процесса. - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков. -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение соусов в питании. Их классификация. Посуда, инвентарь, применяемые для приготовления соусов. Приготовление бульонов для соусов. Пассерование муки, виды пассеровок, их назначение. Соус красный основной и его производные. Рецептура, технология приготовления, использование. Соус белый основной и его производные. Рецептура, технология приготовления, использование. Соус сметанный и его производные. Рецептура, технология приготовления, ис- пользование. Соус молочный и его производные. Рецептура, технология приготовления, ис- пользование. Соусы на сливочном масле. Рецептура, технология приготовления, использование. Соусы на растительном масле и уксусе. Рецептура, технология приготовления, использование. Сладкие соусы. Рецептура, технология приготовления, использование. Требования к качеству соусов, условия и сроки хранения.
Тема 7. Приготовление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья;
- правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; - правильно эксплуатировать холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать блюда и гарниры из круп, бобовых и макаронных изделий с соблюдением технологического процесса; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков. -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение блюд из круп, бобовых и макаронных изделий в питании. Посуда, применяемая при приготовлении этих блюд. Подготовка круп к варке и варка их. Общие правила варки каш; виды каш; при- готовление каш различной консистенции. Приготовление блюд из вязких каш (котлеты, биточки, пудинг рисовый, крупеник); рецептуры, технология приготовления. Блюда из концентратов, особенности их приготовления. Варка бобовых, особенности их варки, использование. Приготовление блюд из бобовых (фасоль в соусе). Варка макаронных изделий, способы варки, блюда из макаронных изделий (макароны с сыром, яйцом, жиром, томатом, макаронник, лапшевник), рецептуры, технология приготовления, отпуск. Требования к качеству блюд из круп, бобовых и макаронных изделий, использо- вание и сроки хранения.
Тема 8. Приготовление блюд и гарниров из овощей
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам;
- пользоваться весоизмерительным оборудованием; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать блюда и гарниры из овощей с соблюдением технологического процесса; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков. -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение овощных блюд в питании. Посуда, применяемая при приготовлении этих блюд. Классификация овощных блюд по способу тепловой обработки (отварные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные), их характеристика. Блюда и гарниры из вареных и припущенных овощей (картофельное пюре, овощи, припущенные в молочном соусе); рецептуры, технология приготовления, отпуск блюд, использование гарниров. Блюда и гарниры из жареных овощей (картофель жаренный основным способом, картофель, жаренный во фритюре, кабачки, помидоры, баклажаны жареные); рецептуры, технология приготовления, отпуск блюд, использование гарниров. Блюда и гарниры из тушеных овощей (тушёная капуста, рагу из овощей) рецептуры, технология приготовления, отпуск блюд, использование гарниров. Блюда из овощных масс (Картофельный рулет. Картофельная запеканка, морковная, капустная запеканка), рецептуры, технология приготовления, подача блюд.. Фаршированные запеченные блюда (овощные голубцы, фаршированные перец и кабачки); рецептуры, технология приготовления, подача блюд. Требования к качеству блюд и гарниров из овощей, условия и сроки хранения.
Тема 9. Приготовление холодных блюд и закусок
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно-пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием;
-правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать бутерброды, салаты, холодные блюда и закуски из овощей, рыбы, мяса с соблюдением технологического процесса; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков; -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение холодных блюд и закусок в питании. Санитарно-гигиенические требо- вания к обработке продуктов для холодных блюд. Посуда для подачи блюд. Классификация холодных блюд и закусок по основному продукту и характеру кулинарной обработки. Приготовление бутербродов, их разновидности, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление салатов из сырых (салаты их свежих, солёных огурцов, помидоров, редиса, лука, свежей и квашеной капусты, моркови, редьки), технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление салатов из вареных овощей: салат картофельный, мясной, салат «Столичный», салат рыбный, винегрет овощной, рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление винегрета, свекольной и морковной икры, рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление холодных блюд и закусок из рыбы (килька, хамса с луком, сельдь натуральная, сельдь с гарниром, рыба под маринадом) рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Требования к качеству холодных блюд и закусок, условия и сроки хранения.
Тема 10. Приготовление рыбных блюд
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование
предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать блюда из рыбы с соблюдением технологического процесса; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков. -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение рыбных блюд в питании, классификация их по способу тепловой обра- ботки. Посуда, применяемая при приготовлении рыбных блюд. Правила варки и припускания рыбы. Приготовление блюд из отварной и припущенной рыбы, (отварная рыба с польским соусом) рецептуры, способы подачи. Способы жарки рыбы. Приготовление блюд из жареной рыбы (рыба, жаренная основным способом, жаренная по-ленинградски, жаренная в тесте) рецептуры, способы подачи. Особенности запекания рыбы. Приготовление блюд из запеченной рыбы (рыба, запечённая по-русски; под молочным или сметанным соусом, рецептуры, способы подачи. Блюда из рыбной котлетной массы (зразы рубленые, зразы донские, рыбные тефтели, тельное), рецептуры, технология приготовления, способы подачи. Блюда из нерыбных морепродуктов (кальмары, креветки отварные и жареные), рецептуры, технология приготовления, способы подачи. Требования к качеству блюд, условия и сроки хранения, оформление и отпуск.
Тема 11. Приготовление мясных блюд
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать блюда из мяса, мясных продуктов и сельскохозяйственной птицы
с соблюдением технологического процесса; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков; -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Значение мясных блюд в питании, классификация их по способу тепловой обра- ботки. Варка мясных продуктов, особенности варки различных мясных продуктов. Блюда из отварного мяса, (мясо отварное с гарниром, сосиски, сардельки с гарниром); рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление мяса жаренного порционными кусками (бифштекс, филе, лангет, антрекот, эскалоп) и порционными кусками в панировке. Приготовление мяса жаренного мелкими кусками (бефстроганов, поджарка, шашлык). Приготовление мяса тушеного и шпигованного мяса, блюда из тушеного мяса, рецептуры, технология приготовления оформление и отпуск. Приготовление плова, гуляша, азу, рагу. Приготовление запеченных мясных блюд, рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление блюда из рубленой массы (бифштекс с луком и яйцом, картофельная запеканка с мясом, макаронник с мясом). Приготовление котлетной массы (котлеты, биточки, тефтели, зразы, рулеты), рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление блюд из субпродуктов (язык отварной, почки по-русски, печень жаренная, печень по-строгановски), рецептуры, технология приготовления оформление и отпуск. Приготовление блюд из сельскохозяйственной птицы отварные и жареные (куры отварные, жареные, котлеты «по-киевски», котлеты рубленные из кур), рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Требования к качеству блюд из мяса и птицы, условия и сроки хранения.
Тема 12. Приготовление блюд из яиц и творога
Обучающиеся должны уметь: -определять качество поступившего сырья, приготавливать блюда из яиц и творога с соблюдением технологического процесса. - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания;
- рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать блюда из яиц и творога с соблюдением технологического процесса; -определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков; -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового спроса. Обучающиеся должны знать: Варка яиц и ее разновидности (варка яиц крутую, всмятку, «в мешочек». Использование вареных яиц. Приготовление блюд из яиц (яичница – глазунья натуральная, яичница с гарниром), рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление блюд из творога (творог с молоком, сметаной, сахаром, вареники с творогом, вареники ленивые, пудинг, сырники, запеканка), рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Требования к качеству блюд из яиц и творога.
Тема 13. Приготовление сладких блюд и горячих напитков
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии; - приготавливать сладкие блюда и горячие напитки; с соблюдением технологического процесса; - определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков; -порционировать (комплектовать) блюда и осуществлять раздачу блюд массового
спроса. Обучающиеся должны знать: Значение сладких блюд и напитков в питании. Посуда, применяемая при приго- товлении и подаче блюд. Классификация блюд. Приготовление холодных сладких блюд (компоты из свежих плодов и ягод и сухофруктов, кисели, желе, муссы) ассортимент, рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Приготовление горячих сладких блюд («Яблоки в тесте жареные», «Пудинг сухарный» , рецептуры, технология приготовления оформление и отпуск. Приготовление и отпуск блюд из концентратов. Приготовление горячих напитков (чай сахаром, с лимоном, кофе натуральный, кофе с молоком, какао); рецептуры, технология приготовления, оформление и отпуск. Требования к качеству сладких блюд и напитков, условия и сроки хранения.
Тема 14. Приготовление теста и изделий из него
Учащиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности на предприятии; - правильно организовать рабочее место; - соблюдать правила личной гигиены, предотвращать пищевые отравления; выполнять санитарные требования; соблюдать санитарно- пищевое законодательство; - осуществлять органолептическую оценку качества сырья; - правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров; - пользоваться Сборником рецептур блюд мучных кондитерских изделий; - рассчитывать количество сырья по нормативам; - пользоваться весоизмерительным оборудованием; -правильно эксплуатировать механическое, холодильное, тепловое оборудование предприятий общественного питания; -определять качество приготовляемой пищи, предупреждение и устранение возможных недостатков; -порционировать изделия; - приготавливать дрожжевое тесто и изделия из него; - приготавливать бездрожжевое тесто и изделия из него; - определять возможные недостатки готовых изделий из теста и причины их вызывающие. Обучающиеся должны знать: Характеристика дрожжевого и бездрожжевого теста, сырье, процессы, происходящие при замесе теста, значение обминки теста. Дрожжевое безопарное тесто, сырье, рецептура, способы замеса, брожение, определение готовности теста. Дрожжевое опарное тесто, сырье, рецептура, технология приготовления. Бездрожжевое тесто. Требования к качеству теста. Выпечка, режим выпечки изделий в формах и на листах, продолжительность,
определение готовности. Охлаждение изделий, режим, допустимые отклонения в весе штучных изделий. Приготовление изделий из дрожжевого теста рецептуры, особенности изготовления.
Тематическое планирование
№ темы Наименование темы Количество часов
2 курс

1 полугодие

102
1
Вводное занятие

6
2 Механическая кулинарная обработка овощей и грибов. 18 3 Механическая кулинарная обработка рыбы и нерыбных морепродуктов. 18 4 Механическая кулинарная обработка мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы. 24 5 Приготовление супов. 30
Дифференцированный зачет
6
2 полугодие

198
6 Приготовление соусов. 12 7 Приготовление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. 24 8 Приготовление блюд и гарниров из овощей. 24 9 Приготовление холодных блюд и закусок. 24 10 Приготовление рыбных блюд. 24 11 Приготовление мясных блюд. 24 12 Приготовление блюд из яиц и творога. 24 13 Приготовление сладких блюд и горячих напитков. 18 14 Приготовление теста и изделий из него. 18
Дифференцированный зачет

Итого

Литература:
1. Анфимова Н.А., «Кулинария», Москва, «Академия», 2012год. 2. Харченко Л. Г., «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий», Москва, «Академия», 2011год. 3. Матюхина З. П., «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии», Москва, 2011год. 4. Золин В.П., «Технологическое оборудование предприятий общественного питания», Москва, «Академия», 2011год. 5. Козлова С. Н., «Кулинарная характеристика блюд», «Академия» 2012год. 6. Андросов В.П., «Производственное обучение профессии «Повар», в 4-х частях, «Академия» 2012год. 7. Бутейкис Н.Г., «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» учебник для НПО, 2012год. 8. Лутошкина Г.Г., «Гигиена и санитария общественного питания», Москва, издательский центр «Академия», 2012 год.

В состав учебно-производственной документации по производственному обучению профессии входят: программа производственного обучения и Перечень учебно-производственных работ (УПР), технологические и инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы по профессии (операционные и комплексные), план производственной деятельности ученической группы на месяц, техническая документация (правила эксплуатации оборудования), ряд других документов.

Рабочая программа производственного обучения разрабатывается на основе регионального компонента Государственного образовательного стандарта по профессии и примерной программы производственного обучения, утверждается программа руководителем учебного заведения. Производственное обучение учащихся является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения а также овладение системой профессио­нальных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональ­ной деятельности. Производственное обучение, как и было указано, организуется в соответствии с государственным образовательным стандартом в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и включает следующие этапы :

Производственное обучение в учебных мастерских для получения первичных профессиональных умений и навыков;

Производственное обучение;

Практику предвыпускную для овладения первоначальным профессиональным опытом.

Программа производственного обучения раскрывает дидактически обоснованное содержание и последовательность процесса овладения учащимися всеми видами профессиональной деятельности в соответствии с Государственными требова­ниями для данной профессии на всех этапах производственного обучения. Программа производственного обучения предусматривает обеспечение:

Готовности выпускника к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационной характеристикой;

Последовательное расширение круга формируемых умений и навыков и их усложнение по мере перехода от одного этапа производственного обучения к другому;

Неразрывную связь производственного обучения с теоретическим.

При разработке программы производственного обучения необходимо реализовать следующие основные требования :

Возрастание уровня требований к профессиональной подготовке
специалиста по этапам и видам практики;


Учет знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения, а также умений и навыков, приобретенных на практических занятиях;

Соответствие содержания производственного обучения состоянию и развитию науки, техники и технологии производства.

Структура рабочей программы производственного обучения профессии и содержание ее раздело

Рабочая программа производственного обучения содержит следующее:

1. Титульный лист.

1 . Титульный лист содержит :

Наименование образовательного учреждения;

Наименование профессии;

Место и год издания.

На оборотной стороне титульного листа указывается дата рассмотрения и утверждения, сведения об авторе и рецензентах.

2. Пояснительная записка содержит:

2.1. Цель и задачи производственного обучения
и его этапов, требования к профессиональной готовности учащихся по
итогам производственного обучения, указание межпредметных связей практической подготовки с теоретическим обучением.

Указываются основные виды деятельности (профессиональные функции), которыми должен овладеть специалист в соответствии с Го­сударственными требованиями, и требования к качеству их выполнения (степень сложности выполненных работ, самостоятельность выполне­ния, требования к умению организовывать рабочее место, самоконтро­лю, анализу и самооценке собственной деятельности, владению про­фессиональными навыками).

2.2.Распределение времени, отводимого на производственное обучение по этапам в соответствии с Государственными требованиями.

2.3. Базы производственного обучения (предвыпускной практики).

Общие требования к подбору баз практик:

Оснащенность современным оборудованием;

Наличие квалифицированного персонала;

Близкое, по возможности, территориальное расположение базовых
предприятий;

2.4. Организация производственного обучения:

Его планирование в образовательном учреждении и необходимая
документация (рабочая программа производственного обучения, график чередования ТО и ПО, договоры с предпри­ятиями, планы предприятий по подготовке и проведению ПО, приказы о распределении учащихся по объектам производственного обучения);

Особенности организации каждого этапа производственного обучения;

Требования к руководству практикантами на каждом этапе ПО;

Указания о соблюдении техники безопасности и производственной
санитарии.

2.5. Контроль работы практикантов и отчетность по каждому этапу
производственного обучения.

Указать примерные формы отчетности, дать рекомендации по орга­низации текущего и итогового контроля прохождения производственного обучения.

Программа производственного обучения - это документ, определяющий содержание производственного обучения по определенной профессии и специальности, круг умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Программа производственного обучения разрабатывается на основе Государственного стандарта начального профессионального обучения (НПО), применительно к соответствующей профессии и специальности.

Программа производственного обучения разрабатывается на блочно-модульной основе и включает, как правило, профессиональные и специальные блоки, отражающие федеральные и региональные компоненты содержания обучения.

Любая образовательная программа имеет:

а) Пояснительную записку, в которой определены основные цели, структурная модель изучения данного предмета, минимальный объем знаний и умений. Даны методические указания по организации учебного процесса;

б) Сводный учебный план, в котором все содержание дисциплины разбито на разделы и подразделы с указанием количества часов на их изучение по всем курсам;

в) Перечень знаний и умений формируемых у учащихся;

г) Тематический план для каждого курса, в котором указываются подразделы и логическая последовательность тем, а также количество часов на их изучение.

Сводный учебный план и тематический могут быть совмещены;

д) Для всех классов в соответствии с тематическим планом приведено краткое содержание каждой темы, в котором перечислены основные изучаемые понятия, приведен примерный перечень практических работ и упражнений, обозначены рекомендуемые программой объекты труда.

Согласно государственному образовательному стандарту программы могут быть трех уровней:

1) федеральные (типовые);

2) региональные (примерные);

3) рабочие.

Программы 2 и 3 уровней разрабатываются с учетом федеральных, но могут иметь свои регионально-местные особенности, для реализации которых разрешается изменение 10-30 процентов базового федерального минимума.

Региональные программы разрабатываются под руководством Главного управления образования администрации региона (области).

Местные программы разрабатываются педагогами образовательных учреждений. Существует два варианта корректировки учебных программ:

Фрагмент рабочей программы

Тема 11. Оштукатуривание колонн и пилястр

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

Ознакомление с приемами подготовки к работе и уходу за инструментами, приспособлениями и инвентарем.

Провешивание колонн и устройства марок и маяков. Крепление шаблонов для кольцевых маяков.

Оштукатуривание четырехгранных колонн (пилонов). Навешивание правил по отвесу и оштукатуривание по очереди всех граней колонны. Заделка повреждений после снятия правил. Отделка углов.

Оштукатуривание круглых колонн постоянного сечения и сужающихся. Разравнивание раствора рейкой - шаблоном по кольцевым маякам. Навешивание правил и протягивание раствора шаблонами с профилем части окружности.

Оштукатуривание пилястр. Навешивание реек и вытягивание пилястр шаблонами. Оштукатуривание сильно выступающих пилястр по навешенным правилам. Натирка лузговых и усеночных углов.

Проверка качества выполнения работ в соответствии с требованиями СНиП.

Разбивка тем:

1. Виды колонн.

2. Провешивание колонн и пилястр.

3. Устройство маяков на колоннах и пилястрах.

4. Технологический процесс оштукатуривания гладких четырёхгранных колонн.

5. Оштукатуривание круглых гладких колонн и многогранных.

6. Особенности оштукатуривания ниш.

7. Требования к качеству работ при оштукатуривании колонн, пилястр и ниш.

8. Применяемые инструменты и приспособления

Программа предназначена для профессиональной подготовки по профессии штукатур, маляр строительный выпускников школ 8 вида.

Программа полезна мастерам производственного обучения, занимающихся с коррекционными группами.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: ШТУКАТУР, МАЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ.

Содержание рабочей программы производственного обучения

1. Пояснительная записка

Настоящий учебный план образовательного учреждения начального профессионального образования ГОУ НПО «Профессиональное училище №34» предназначен для профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ 8 вида по профессии штукатур, маляр строительный согласно перечню профессиональной подготовки, утверждённому Приказом Министерства образования и науки от 1 апреля 2011г. № 1440. Маляр строительный 00066, Штукатур 19727.

Учебный план разработан на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО) 270802.10 Мастер отделочных строительных работ утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 16 апреля 2010 г.

2. Тематический план производственного обучения

Наименование темы

Количество часов

Вводное занятие

Техника безопасности и пожарная безопасность

Экскурсия на строительство

ПМ. Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций

Подготовка различных поверхностей под отделку

ПМ. Выполнение штукатурных работ

Выполнение работ по простому оштукатуриванию поверхностей и ремонту штукатурки

Выполнение работ средней сложности по оштукатуриванию поверхности и ремонту штукатурки

ПМ. Выполнение облицовочных работ плитками и плитами, ПМ. Выполнение облицовочных работ синтетическими материалами

Выполнение простых работ по облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными и другими плитками

ПМ. Выполнение малярных работ

Выполнение простых работ по окрашиванию, и ремонту поверхностей

Выполнение работ средней сложности по окрашиванию и ремонту поверхностей

Тема №1. Вводное занятие

Инструктирование по мерам безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности на строительство. Знакомство с характером работы строительных организаций, рабочим местам.

Тема № 2 Подготовка различных поверхностей под отделку

Подготовка поверхности под штукатурку согласно задания. Набивка драни на стены. Очистка стен и потолка от пыли. Очистка потолка от набела. Очистка стен от красочного состава.

Тема № 3,4 Выполнение простых работ и средней сложности по оштукатуриванию поверхности и ремонту штукатурки.

Приготовление штукатурных растворов с различными составляющими, нанесение растворов на поверхность различным инструментом и способами. Заравнивание и затирка. Оштукатуривание углов, откосов, ниш, оконных и дверных проёмов, колонн. Контроль качества выполненных работ.

Выполнение замешивания растворов в растворсмесителях, подача растворов растворонасосами к местам оштукатуривания.

Организация рабочего места согласно задания. Выполнение ремонтных работ штукатурки. Заделывание трещин, отшелушенных мест, ремонт нарушений в тягах. Ремонт штукатурки колонн, балок, наличников, карнизов, оконных и дверных проёмов, лестничных проёмов.

Контроль качества выполненных работ.

Тема № 5 Выполнение простых работ по облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными и другими плитками.

Организация рабочего места согласно полученного задания.

Выполнение подготовки поверхности к облицовке. Выполнение провешивания различных поверхностей. Облицовка стен глазурованной плиткой на цементном растворе, на мастимке. Выполнение диагональной настилки керамической плитки. Настилка полов из плиток. Выполнение ремонта плиточных полов и облицованных поверхностей.

Добавлен на сайт:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана в соответствии с СТ0 37.371.09012-2009 «Система менеджмента качества. Подготовка, переподготовка и повышение компетентности кадров. Организация работы», ГОСТ 12.0.004-99 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по и проверке знаний требований охраны труда работников организаций» и предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии «правильщик на машинах».

В неё включены: квалификационная характери­стика, учебный план, тематические планы и программы по специальной технологии и производствен­ному обучению для подготовки рабочих на 2-ой разря­д, билеты.

В разделе «повышение квалификации», учитывая специфику производства и возможные вариа­тивные сроки обучения, даны только квалификационные характеристики, учебный и тематический планы специаль­ной технологии и производственного обучения на 3-й, 4-й разряды, билеты.

Продолжительность обучения новых рабочих уста­новлена 4 месяца, в соответствии с действующим Переч­нем профессий профессиональной подготовки рабочих кадров (Приказ Минобразования № 3477 от 29.10.01 г.). Продолжительность обучения при повышении ква­лификации рабочих определяется с уче­том сложности изучаемого материала и уровня квалифика­ции обучаемых. Содержание труда рабочих, а также требования к знаниям и умениям при повышении квалификации, являют­ся дополнением к аналогичным материалам предшествую­щего уровня квалификации обучаемых.

Обучение может осуществляться, как групповым, так и индивидуальным методами.

Квалификационные характеристики составлены в соответствии с Единым тарифно-квалификационным спра­вочником работ и профессий рабочих. Выпуск 2 Раздел "Кузнечно-прессовые и термические работы» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 №45 (с изменениями и дополнениями)

В тематические планы изучаемого предмета могут вноситься изменения и дополнения, с учётом специфики предприятия, в пределах часов, установленных программой.

Производственное обучение проводится на рабочих местах предприятия.

Мастер (инструктор) производственного обучения должен обучать рабочих эффективной безопасной организации труда, использованию новой техники и передовых технологий на рабочем месте, детально рассматривать с ними пути повышения произ­водительности труда и меры экономии материалов и энергии.

В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения всех требований безопасности труда. В этих целях преподаватель теоретического и мастер (инструктор) производственного обуче­ния, помимо изучения общих требований безопасности труда, которые необходимо со­блюдать в каждом конкретном случае, обращает внимание на соблюдение правил безопасности при работе на конкретном оборудовании.

К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими ус­ловиями и нормами, установленными на предприятии.

К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи квалификационного экзамена и зачета по безопасности труда. Квалификационные экзамены проводятся в соответствии с СТО 37.371.09012-2009.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

рабочих на 2-й разряд.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия – Правильщик на машинах

Квалификация - 2-й разряд

Срок обучения – 4 месяца

1-й разряд

Характеристика работ. Участие совместно с правильщиком более высокой квалификации в кантовании и перемещении выправляемых заготовок, деталей и изделий в качестве первого подручного при выполнении операции по правке на прессах усилием до 75 кН (75 тс) и в качестве второго подручного при правке крупных заготовок и деталей на прессах усилием свыше 750 до 2500 кН (свыше 75 до 250 тс).

Должен знать: устройство обслуживаемых прессов, вальцов и других правильных машин; назначение и условия применения наиболее распространенных простых приспособлений; правила подачи заготовок, деталей и изделий под пресс или вальцы; правила снятия и складирования их; условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте.

2-й разряд

Характеристика работ. Правка в холодном и горячем состоянии под линейку и угольник простых и средней сложности деталей из листового, пруткового и сортового металла на вальцах, ролико-правильных и других машинах и прессах усилием до 750 кН (75 тс). Правка калибровочного металла на правильно-отрезном автомате и трубок на трубоправильном станке. Участие в правке профилей листов, полос, труб, прутков и других изделий из цветных металлов и сплавов на различном правильном оборудовании. Наладка прессов и установка приспособлений под руководством правильщика более высокой квалификации. Участие в правке крупных заготовок и деталей на прессах усилием свыше 750 до 2500 кН (свыше 75 до 250 тс) в качестве первого подручного. Управление правильными машинами.

Должен знать: принцип работы обслуживаемых прессов, вальцов и других правильных машин; назначение и условия применения специальных приспособлений, подъемных механизмов и контрольно-измерительных инструментов; свойства, деформацию и изменения структуры листового и сортового металла при правке; маркировку сталей; технические условия правки деталей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Правильщик на машинах,2 разряд

Срок обучения -4 месяца

Курс. Предмет.

Кол-во часов

Теоретическое обучение.

Экономический курс

Общетехнический курс.

Электротехника.

Материаловедение.

Чтение чертежей и схем.

Автоматизация производства на основе электронной вычислительной техники.

Охрана труда, в том числе: оказание первой доврачебной помощи, гигиена труда, медицинские осмотры.

Специальный курс:

Практическое обучение.

Производственное обучение.

Вводное занятие

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Обслуживание правильного оборудования и нагревательных устройств

Обучение правке металла в холодном и горячем состоянии

Самостоятельное выполнение работ правильщика на машинах

Консультации.

Квалификационный экзамен.

Примечание: при обучения рабочего по смежной (второй) профессии допускается производить обучение только по предмету «Специальный курс» с «Практическим обучением» и с добавлением отдельных тем по теоретическому обучению, по которым рабочий не был обучен по основной профессии.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС.

1.1.1. Тематический план и программа предмета «Основы экономических знаний, организации и стимулирования труда рабочих».

Тематический план.

ПРОГРАММА

Тема 1. Основные статьи законодательства о труде.

Общие положения. Коллективный договор, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, гарантии и компенсации, трудовая дисциплина.

Тема 2. Нормирование труда.

Прогрессивные формы организации и стимулирования труда. Нормирование труда (основные понятия и положения). Устранение потерь рабочего времени, аттестация рабочих, их рационализация, расширение зон обслуживания и совмещение профессий.

Формы оплаты труда, материальное и моральное стимулирование.

Принципы организации производственных бригад, основные направления их совершенствования. Бригадные и индивидуальные формы организации труда на заводе. Положение о производственной бригаде, совете бригады. Организация бригадной формы оплаты труда.

Основные направления научной организации труда.

Дисциплина труда и ее роль в организации трудовых процессов.

Тема 3. Экономические категории, критерии, показатели.

Повышение эффективности производства - основное направление работы предприятия. Производительность труда, как главный показатель эффективности производства.

Основные и оборотные фонды предприятия, фондоотдача.

Себестоимость продукции, как синтетический обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия.

Увеличение прибыли является окончательной целью снижения себестоимости выпускаемой продукции. Рентабельность продукции предприятия.

Понятие цены. Правильный уровень цены, как возможность возмещения расходов и получение определенной прибыли.

Сущность понятия «инфляция».

Акционерное общество, акция и курс акции, органы управления акционерным обществом, дивиденды.

Краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия.

1.2. Тематический план и программа предмета «Система менеджмента качества».

Тематический план.

Международные системы качества.

История возникновения, цели и задачи.

Требования к системе менеджмента качества,

установленные ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Процессный подход – основа система менеджмента качества.

Принципы менеджмента качества.

Обязательные документированные процедуры СМК.

Руководство по качеству.

Политика в области качества и обязательства администрации.

Сертифицированная система менеджмента качества - постоянное улучшение, перспектива развития.

Итого:

ПРОГРАММА

Обучение провести по Программе предмета «Система менеджмента качества», утвержденной Представителем руководства по СМК – начальником ОТК

1.3. ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ КУРС.

1.3.1. Программа предмета «Электротехника».

Использование электроэнергии на производстве и в быту. Понятие об электрическом токе. Тепловое действие тока. Короткое замыкание и меры защиты. Электромагнитная индукция, принцип действия генератора и трансформатора. Создание многофазными токами вращающегося магнитного поля и принцип действия асинхронного двигателя.

Общие сведения об электроприводе. Электродвигатели и пускорегулирующая аппаратура, применяемая на обслуживаемом оборудовании. Электродвигатели, применяемые на подъемниках и в электроинструментах. Правила пуска и остановки электродвигателей.

Виды светильников, правила их расположения, установки и крепления при производстве работ. Прожекторное освещение. Основные правила электробезопасности и электрозащиты.

Порядок ведения работ вблизи электроустановок. Классификация электрических устройств и помещений по степени электробезопасности и безопасное напряжение.

Пути рационального использования и экономии электроэнергии.

1.3.2. Программа предмета «Материаловедение».

Задачи предмета. Значение металлов в промышленности. Содержание предмета и его роль в формировании профессиональных знаний и квалификации рабочего. Основные сведения о строении металлов и из теории сплавов. Свойства металлов. Чугуны. Стали. Цветные металлы и их сплавы. Термическая и химико-термическая обработка металлов и их сплавов. Твердые сплавы и минерало-керамические материалы. Защита металлов от коррозии. Неметаллические материалы. Пластмассы. Пути повышения эффективности использования конструкционных материалов.

1.3.3. Чтение чертежей и схем

Значение чертежей в технике и производстве. Значение графической грамотности для квалифицированного рабочего.

Понятие об эскизе, чертеже. Действующие ГОСТы на составление и оформление чертежей и другой технической документации.

Форматы чертежей. Линии чертежа. Обозначение размеров и предельных отклонений. Обозначение, оформление и надписи на чертежах. Чертежные шрифты. Понятие о масштабах.

Понятие о проекциях. Центральное и параллельное проецирование. Проецирующие лучи. Оси проекций. Наглядное изображение точки. Проекция отрезка прямой.

Понятие об аксонометрических проекциях, их виды. Изображение плоских фигур в аксонометрических проекциях (треугольника, прямоугольника и окружности).

Проекции геометрических тел.

Понятие о рабочем чертеже и его назначении в производстве. Общие требования и оформление рабочих чертежей. Разрезы и сечения. Основные виды и плоскости проекций. Название и нумерация основных видов, их расположение.

Планы, их построение и вычерчивание. Разрезы простые и сложные (по ломаной линии). Штриховка в разрезах и сечениях. Разрезы полные и местные.

Сечения. Сечения сложные и вынесенные. Обозначение линий сечения.

Особенности строительных чертежей, их виды и содержание.

Технический проект и рабочие чертежи. Нанесение размеров на строительных чертежах. Понятие о проекте производства работ. Состав графической части проекта производства работ. Чтение рабочих чертежей и технологических карт.

1.3.5. Программа предмета «Общие сведения о технической механике».

Основные законы динамики. Сила инерции. Понятие об ударе твердых тел. Основные элементы зубчатого колеса. Передаточные отношения многозвенных зубчатых передач. Зубчатые, червячные и цепные передачи, их конструкции и область применения. Методы измерения вращающегося момента и мощности. Понятие о статической балансировке вращающихся деталей. Принцип работы фрикционных и ременных передач.

1.3.6. Автоматизация производства на основе электронной вычислительной техники.

Ознакомление рабочих с обобщенной структурой системы автоматического управления производством, возможностями и принципами использования управляющих электронных вычислительных машин, исполнительных механизмов и устройств, связанных с ЭВМ.

Понятие о системах управления производством с применением ЭВМ. Применение ЭВМ в автоматизации производственных систем и процессов (содержание темы уточняется и дополняется преподавателем в соответствии со спецификой отрасли, предприятия и получаемой профессии).

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС

1.4.1. Программа предмета «Требования охраны труда при ведении работ».

Основные причины травматизма при производстве работ правильщика на машинах.

Вредные и опасные физические производственные факторы при ведении работ.

Средства индивидуальной защиты. Требования к средствам индивидуальной защиты правильщика на машинах.

Нормы обеспечения, порядок выдачи, хранение, пользование спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

Меры личной безопасности правильщика на машинах при проведении подготовительных работ.

Требования охраны труда при ведении работ правильщика на машинах.

Правила технической эксплуатации оборудования и требования безопасности труда.

Требования охраны труда перед началом работы, во время работы и по окончании работы правильщика на машинах.

Действия работников при возникновении аварийных ситуаций. Порядок оповещения и оказания доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае. Сохранение обстановки. Ответственность за нарушение охраны труда.

Меры пожарной безопасности. Основные причины возникновения пожара. Правила пользования средствами пожаротушения. Действия при пожаре. Ответственность работника за нарушение Правил пожарной безопасности.

Требования электробезопасности при работе на оборудовании. Меры защиты от поражения электрическим током.

Предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей (разовое, постоянное, в течение рабочей смены).

1.4.2. Тематический план и программа по предмету «Оборудование и технология выполнения работ по профессии».

Тематический план

правильщик на машинах.

2 разряда

Программа

Тема 1. Вводное занятие.

Ознакомление с целью и задачами обучения, с требованиями, предъявляемыми к правильщику на машинах, организацией учебного процесса, квалификационной характеристикой. Порядок выполнения пробной работы и проведения квалификационного экзамена.

Значение профессии, перспективы развития. Трудовая, производственная и технологическая дисциплина.

Тема 2. Основные сведения о производстве и организации рабочего места.

Организация производства. Повышение технического уровня производства. Состав подразделений завода. Условия для бесперебойной работы производственного участка.

Безопасная организация рабочего места. Осмотр до начала работ рабочего места: достаточность освещения, наличие средств пожаротушения, отсутствие посторонних предметов, которые могут мешать работе. Требования безопасности при работе правильщика на машинах. Планировка и оснащение рабочего места правильщика на машинах

Проверка безопасности, удобства рабочего места.

Мероприятия по поддержанию в чистоте и безопасности рабочего места во время работы. Порядок уборки рабочего места до передачи смены.

Тема 3 Нагрев металла и нагревательные устройства

Нагрев металла. Режим нагрева. Влияние нагрева и охлаждения на качество правки. Нагревательные устройства. Пламенные нагревательные печи, их производительность. Электрические печи. Правила работы у печей и ухода за ними.

Тема 4 Оборудование, инструмент и приспособления для правки.

Основное правильное оборудование. Техническая характеристика. Основные части, узлы, механизмы. Определение производительности. Виды ремонта. Приспособления, применяемые при правке. Рабочий инструмент. Измерительный инструмент.

Тема 5. Технологический процесс правки.

Понятие о технологическом процессе правки. Понятие о деформации. Виды правки. Правка тонколистового проката. Правка профильного проката. Правка простых деталей. Допустимые отклонения размеров Необходимость термической обработки после правки.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тематический план

ПРОГРАММА

Тема 1. Вводное занятие

Ознакомление со структурой и характеристикой рабо­ты предприятия. Ознакомление с работой служб предпри­ятия. Экономические показатели работы предприятия.

Ознакомление обучающихся со структурой цеха, рабочим местом правильщика на машинах, оборудованием и видом выполняемых работ.

Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка, условиями труда, формами организации труда, режимами работы.

Инструктаж по охране труда и безопасности (проводится по каждому виду работ) и пожарной безопасности. Обучение пользованию средствами индивидуальной защиты.

Тема 2. Обучение безопасны методам и приемам выполнения работ.

Тема 3. Обслуживание правильного оборудования и нагревательных устройств

Ознакомление с оборудованием для нагрева металла и правилами его обслуживания. Ознакомление с инструментом и приспособлениями. Осмотр оборудования перед началом работы. Включение и остановка оборудования. Наблюдение за работой оборудования и обслуживание его во время работы. Упражнение в зачаливании грузов и транспортировке на правку. Участие в текущем ремонте.

Расстановка обучающихся по рабочим местам.

Тема 4. Обучение правке металла в холодном и горячем состоянии

Подбор, подготовка и проверка необходимого рабочего и измерительного инструмента. Правка деталей из листового и пруткового материала. Правка простых деталей. Контовка и передвижение металла при правке. Транспортировка и укладка выправленных деталей.

Тема 5. Обучение приемам, операциям и видам работ, выполняемым правильщиком на машинах

Кантование и перемещение выправляемых заготовок, деталей и изделий при правке на прессах. Правка в холодном и горячем состоянии под линейку и угольник простых и средней сложности деталей из листового, пруткового и сортового металла на вальцах, ролико-правильных и др. машинах. Правка калибровочного металл и трубок. Правка профилей листов, полос, труб. Наладка прессов и установка приспособлений. Управление правильными машинами.

Тема 5. Самостоятельное выполнение работ правильщиком металла на машинах, соответствующих 2 р-ду

Освоение всех видов работ, входящих в круг обязанностей правильщика на машинах 2-го разряда. Овладение навыками в объеме требований квалификационной характеристики.

Все работы выполняются обучающимися самостоятельно под наблюдением инструктора производственного обучения. Особое внимание при этом должно уделяться качеству выполняемых работ и соблюдению требований правил безопасности труда.

Квалификационная (пробная) работа.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ

по профессии «правильщик на машинах»

3-й разряд

Характеристика работ. Правка в холодном и горячем состоянии по линейке и угольнику сложных деталей из листового и профильного металла до и после термической обработки на вальцах, правильных станках и прессах усилием свыше 750 до 2500 кН (свыше 75 до 250 тс). Правка и обрубка заусенцев отливок из ковкого чугуна после термообработки на прессах усилием до 750 кН (75 тс). Правка и отрубка заготовок деталей из бунта на правильно-отрезных машинах с обеспечением точности по кривизне свыше 0,2 до 2 мм на длине 1 м. Правка профилей, листов, полос, труб, прутков и других изделий из цветных металлов и сплавов на различном правильном оборудовании. Участие в правке крупных заготовок и деталей на прессах усилием свыше 250 тс в качестве подручного. Наладка оборудования и установка приспособлений для правки деталей. Установление рациональных приемов правки деталей.

Должен знать: устройство и правила наладки обслуживаемых прессов, вальцов и других правильных машин; устройство специальных приспособлений, подъемных механизмов и контрольно-измерительных инструментов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации рабочих по профессии

«правильщик на машинах»

на 3-й,4-й разряды

Срок обучения 2 месяца

Курс. Предмет.

Теоретическое обучение.

Экономический курс.

Основы экономических знаний, организации и стимулирования труда рабочих

Система менеджмента качества (СМК).

Общетехнический курс.

Электротехника.

Материаловедение.

Чтение чертежей и схем.

Допуски, посадки и технические измерения.

Общие сведения о технической механике.

Автоматизация производства на основе электронной вычислительной техники

Охрана труда, пожарная безопасность, в том числе:

оказание первой медицинской помощи, гигиена труда, медицинские осмотры.

Специальный курс:

Требования охраны труда при ведении работ.

Оборудование и технология выполнения работ по профессии.

2.Практическое обучение.

Производственное обучение.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Консультации.

Квалификационный экзамен.

Итого:

Примечание: при обучения рабочего по смежной (второй) профессии допускается производить обучение только по предмету «Специальный курс» с «Практическим обучением» и с добавлением отдельных тем по теоретическому обучению, по которым рабочий не был обучен по основной профессии

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

1.4.2. Тематический план и программа по предмету «Оборудование и технология выполнения работ по профессии»

для повышения квалификации по профессии «правильщик на машинах»

Тематический план

на 3-й,4-й р-ды

Вводное занятие.

Основные сведения о производстве и организации рабочего места, об оборудовании.

Требования охраны труда при ведении работ.

Охрана окружающей среды

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

для повышения квалификации рабочих по профессии

«правильщик на машинах» на 3-ий разряд

Вводное занятие

Примечание: инструктаж по безопасности труда проводится на рабочем месте по каждому виду работ

Приложение 1. Экзаменационные билеты для подготовки рабочих по

профессии «правильщик на машинах»

2-3 разрядов

Приложение 1

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для подготовки рабочих по профессии

«правильщик на машинах»

2-3 разряда

Билет № 1

Дайте определение термина «качество».

Что такое номинальный, действительный и предельный размеры?

Для 3-го р-да:

Что такое акция, курс акций?

Билет № 2

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Основное федеральное законодательство в области обращения с отходами.

Что входит в понятие допуска?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое акционерное общество?

Билет № 3

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Перечислите виды посадок.

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое инфляция, гиперинфляция?

Билет № 4

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Расскажите об опасных свойствах отходов.

Что такое сталь, какие марки сталей вы знаете?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое дивиденд?

Билет № 5

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Каким измерительным инструментом Вы пользуетесь?

Что должен знать правильщик на машинах 2-го разряда?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое трудовой договор?

Билет № 6

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Назовите опасные свойства отходов.

Что такое шероховатость поверхности, как она обозначается?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое коллективный договор?

Билет № 7

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Каким документом установлены требования к системе менеджмента качества?

Что такое латунь, бронза, область их применения?

Для 3-го р-да: Какие работы входят в круг обязанностей правильщика на машинах.

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое закрытое акционерное общество?

Билет № 8

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Экологический ущерб при обращении с отходами.

Что такое масштаб, в каких масштабах выполняются чертежи?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Оборотные средства, их стоимость, использование?

Билет № 9

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Дайте определение термина «Система менеджмента качества» (СМК).

Способы определения твердости металла.

Для 3-го р-да:

Основные средства (фонды), что к ним относится, как исчисляются?

Билет № 10

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Как классифицируются источники загрязнения по дальности распространения?

Понятие о взаимозаменяемости деталей и узлов.

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое амортизация? Амортизационные отчисления?

Билет № 11

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Персональные возможности и ответственность рабочих данной профессии в деле охраны окружающей среды.

Что такое чугун и его виды?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии.

Что такое технологическая карта?

Билет № 12

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

На что ориентирована, в первую очередь, система менеджмента качества?

Понятие о системе вала и отверстия.

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое ликвидность акций?

Билет № 13

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Порядок сбора отходов производства.

Черные и цветные металлы. Значение, область применения.

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое оптовая и розничная цена продукции?

Билет № 14

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

На кого в системе менеджмента качества возлагается ответственность за выполнение работ, влияющих на качество?

Что такое сечение и разрез?

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии.

Что такое прибыль, как исчисляется?

Билет № 15

«правильщик на машинах» 2-3 разряда

Окружающая среда и здоровье человека.

Цветные металлы и сплавы, их свойства и область применения.

Для 3-го р-да:

Требования охраны труда и дополнительные специальные требования безопасности труда по профессии

Что такое производительность и производительность труда?

ЛИТЕРАТУРА

СТО 37.371.09.012-2009 – Стандарт организации. Система менеджмента качества. «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров». Организация работ

Система стандартов безопасности труда «Организация обучения безопасности труда». Общие положения. ГОСТ 12.0.004-90

Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций"

Сборник нормативных документов по Охране труда.

Вышнепольский И.С. Техническое черчение. - М.: Академия, 2000.

Вереина Л.И. Техническая механика. - М.: ИРПО, 2000.

Фетисова Г.П. Материаловедение и технология метал­лов. - М.: Высшая школа, 2000.

Евдокимов Ф.Е. Основы электротехники. - М.: Выс­шая школа, 1999.

Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.- М.: Академия, 2005

Зайцев С.А., Грибанов Д.Д., Толстов А.Н. Контрольно-измерительные приборы и инструменты.

Гуляев А.П. Металловедение

Вальцев, Семенова Е.В. Логистика устранения отходов на предприятии:: зарубежный опыт и ориентиры. для России. Вестник Санкт- Петербургского Университета. Серия Б Экономика 1999г.

Дарулис П.В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. Смоленск. 2000.

Инженерная и экологический менеджмент. М.Логос. 2002.

Опыт работы муниципалитетов и предприятий по утилизации промышленных и бытовых отходов. Материалы научно-практического семинара. Новокузнецк.