Как закрыть доплату за отсутствующего работника начисление. Как произвести расчет доплаты за временно отсутствующего работника

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

При этом размеры такого рода доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

На практике различаются следующие режимы, связанные с исполнением дополнительных обязанностей :

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;
  • выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.

Все эти виды работ допускаются в одной и той же организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для руководителей, специалистов, служащих) понимается выполнение работником наряду со своей основной, обусловленной трудовым договором, работой, дополнительной работы по другой, вакантной должности без освобождения от основной работы в одной и той же организации в одно и то же рабочее время.

Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства, когда с работником заключается отдельный трудовой договор (внутреннего или внешнего штатного совместительства), а обязанности по договору выполняются вне рамок рабочего дня (смены).

Порядок и условия совмещения профессий (должностей) применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (временное заместительство) следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель вправе переводить сотрудника для замещения отсутствующего работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Исходя из приведенных положений, перевод сотрудников на другую работу для выполнения обязанностей временно отсутствующего работника на условиях статьи 74 ТК РФ влечет за собой освобождение их от исполнения обязанностей по основной должности (профессии). Доплата же за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника вводится в тех случаях, когда сотрудник наряду с выполнением трудовых обязанностей по своей основной должности (профессии) в пределах установленной продолжительности рабочего дня привлекается к выполнению обязанностей по должности (профессии) временно отсутствующего работника.

Учитывая положения статьи 423 ТК РФ, при документальном оформлении указанных режимов, а также решении ряда иных вопросов, связанных с введением и изменением доплат за совмещение профессий (должностей), организации вправе руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:

Постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту - Постановление Совмина № 1145 );

Инструкции Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 г. № 53-ВЛ «По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»;

Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 г.).

Однако, учитывая тот факт, что приняты данные нормативные акты были еще задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ, то их положения могут применяться только в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству, а также с учетом сложившейся на сегодняшний день судебной практики.

Введение, изменение и прекращение условий о совмещении профессий (должностей)

Совмещение профессий (должностей) допускается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие).

Совмещение оформляется приказом руководителя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительной работы, размера доплаты и периода, на который она вводится (совмещение может осуществляться в рамках определенного периода времени или без указания срока).

Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение также осуществляется приказом по организации, при этом об изменении условий совмещения работник должен быть предупрежден в письменной форме за два месяца, если только совмещение не вводилось на строго определенное время. Необходимость такого предупреждения обусловлена положениями статьи 72 ТК РФ.

Совмещение вакантных должностей может производиться несколькими сотрудниками. При этом размеры доплат данным сотрудникам рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы они не превышали в суммарном выражении (в рублях) должностного оклада (тарифной ставки) по вакантной должности. В противном случае установление доплат экономически нецелесообразно.

Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем (администрацией организации) исходя из фактически выполняемого объема работ по вакантной должности в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) по основной должности. Если совмещение производится неполное рабочее время (например, неполный месяц из-за болезни) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время.

Пример 1

Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет 5000 рублей.

В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда (должностной оклад в месяц - 4800 руб.), работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по расчетам с работниками по оплате труда в размере 60 процентов от должностного оклада.

Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 8000 руб., в том числе:

  • должностной оклад - 5000 руб.;
  • доплата за замещение - 3000 руб. (5000 руб. x 60%).

Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника оплачена из средств социального страхования, а именно начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ, в связи с чем введение доплаты за замещение не потребует от работодателя дополнительных расходов по оплате труда.

Если же бухгалтер по учету расчетов с работниками по оплате труда направлена в длительную служебную командировку с сохранением за ней среднего заработка, то введение доплаты за замещение потребует от работодателя дополнительных расходов в сумме 3000 руб. за полностью отработанный месяц.

Учет по совмещаемой работе в табеле учета использования рабочего времени не производится, поэтому его целесообразно вести отдельным порядком в структурных подразделениях организации.

Экономически нецелесообразным является распространение совмещения на руководителей предприятий, их заместителей и помощников.

При ухудшении качества продукции, выполненной работы или обслуживания населения, совмещение и доплаты за него могут прекращаться с момента выявления этого ухудшения.

Особенностью заместительства является то обстоятельство, что при таком режиме исполнение обязанностей временно отсутствующих работников называется временным заместительством (для руководящих должностей) или временным замещением (для других). При этом замещающий работник также не освобождается от своей основной работы, а исполнение обязанностей как по своей должности, так и по должности отсутствующего работника, осуществляется без увеличения рабочего дня.

Если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты рекомендуется не производить, так как сами обязанности по таким должностям и их статус подразумевают собой выполнение в отсутствие руководителей их обязанностей.

Допуск, оплата, освобождение от временного замещения производятся аналогично, как и при установлении совмещения профессий. Однако, необходимо отметить, что так как замещение производится невакантной должности (то есть временно отсутствующего работника), то следует определять экономический эффект от данной процедуры. Если замещается должность работника, находящегося на «больничном», оплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то введение замещения с ограничением его тарифной ставкой (должностным окладом) по исполняемой работе не требует от работодателя дополнительных затрат на оплату труда по сравнению с нормальным производственным процессом. В случае же нахождения работника в длительной командировке или в других случаях, когда за ним сохраняется заработная плата в организации, введение замещения потребует дополнительных затрат и вопрос его введения будет зависеть во многом от необходимости (важности, срочности) этого замещения.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Однако учитывая то обстоятельство, что такая схема дополнительной оплаты труда напрямую противоречит положениям статьи 151 ТК РФ, при замещении работнику следует выплачивать именно доплату, а не оплачивать разницу. Впрочем, как возможный вариант размер выплачиваемой доплаты может определяться исходя из определяемой разницы.

Заметим ряд примечательных моментов, касающихся использования системы совмещения профессий (должностей).

Во-первых , уменьшение численности работников в бюджетных учреждениях в результате совмещения профессий (должностей) не может служить основанием для изменения вышестоящими органами установленного организации лимита численности и утвержденного для нее штатного расписания, а также упразднения подразделений, одним из условий создания которых является наличие определенной численности работников.

Согласно Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4) доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы включены в перечень гарантированных выплат компенсационного характера. Это означает ни что иное, как обязательную выплату указанных доплат в бюджетных учреждениях за счет средств бюджетного финансирования.

Во-вторых , за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются предусмотренные действующим законодательством льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещаемым профессиям (должностям). Работникам, которым по основной профессии (должности) указанные выше льготы действующим законодательством не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

При этом продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается пропорционально проработанному времени в условиях, дающих право на этот отпуск.

Применение условий о совмещении профессий (должностей) с учетом судебной практики

В последнее время условия о дополнительной оплате труда при совмещении профессии (должностей) явились предметом рассмотрения многочисленных судебных разбирательств.

В частности, предметом рассмотрения Решения Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2003 г. № ГКПИ 02-1359 явились положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145, которыми работникам из числа руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей запрещено совмещать профессии (должности) других работников.

Учитывая, что в должностные обязанности руководителей и их заместителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц, то положения Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав вышеуказанных категорий работников на совмещение должностей были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.

Однако принятое Верховным Судом Российской Федерации решение было отменено Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № КАС 03-90.

По итогам указанных судебных решений положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на получение доплат за совмещение профессий (должностей) были признаны не действующими с 25 марта 2003 года. Именно с указанной даты данные категории работников вправе претендовать на получение доплат на условиях, установленных статьей 151 ТК РФ.

В качестве объяснений принятых решений Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала на имеющееся у организаций, не финансируемых из бюджета, право по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.

Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления Совмина № 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами.

Положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав на получение доплат за совмещение профессий (должностей) работниками из числа главных специалистов были признаны недействующими Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2003 г. № ГКПИ 03-1072, которое вступило в силу с 5 ноября 2003 года. Следовательно, и главные специалисты вправе требовать получения доплаты за совмещение при наступлении соответствующих условий.

Наряду с этим, действующая в настоящее время редакция подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 не допускает совмещение должностей работниками из числа руководителей предприятий, учреждений, организаций, их заместителей и помощников. Предметом рассмотрения на заседаниях Верховного Суда и его Кассационной коллегии данная категория лиц не являлась, а потому следует считать, что ограничение их прав на совмещение должностей в настоящее время оставлено в силе.

Предметом рассмотрения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (Определение от 11 марта 2003 г. № КАС 03-25) стали положения подпункта «а» абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» в части ограничения прав на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников лицами из числа штатных заместителей или помощников отсутствующих, а также прав главных инженеров на получение такой доплаты за период замещения отсутствующего руководителя.

По итогам рассмотрения права указанных лиц на получение доплаты за замещение были восстановлены с 11 марта 2003 года.

Исходя из вышеизложенного, за исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей указанные выше категории работников вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении № 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем должна выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).

При все этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснения № 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей, и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Отраслевое регулирование вопросов, связанных с введением, изменением и отменой условий о совмещении профессий (должностей)

В организациях текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации, на которые распространяется действие Отраслевого соглашения на 2005-2007 годы (зарегистрировано в Роструде 11 марта 2005 г., регистрационный номер 14/04-06), конкретный размер устанавливаемой работнику доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется коллективным договором, но должен составлять не менее 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии.

В Министерстве обороны Российской Федерации доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в соответствии с пунктом 4 раздела IX приложения № 1 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» (в редакции изменений и дополнений).

Доплаты устанавливаются работникам, выполняющим в одной и той же воинской части наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника. На установление доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей отсутствующего работника используется экономия фонда заработной платы.

Руководителям учреждений, предприятий и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, служб, их заместителям и помощникам доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производятся. При этом следует признать, что такого рода положения приказа Министра обороны несколько противоречат действующему законодательству (см. предыдущую главу публикации).

Мастерам и начальникам участков доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производятся на общих основаниях.

Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат. При этом совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может производиться при условии, если это экономически целесообразно, не ведет к ухудшению качества выполняемых работ по основной и совмещаемой работе и обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности) работника с таким расчетом, чтобы сумма доплат (с начислениями) не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой вакантной профессии (должности).

Работникам, которым по основной профессии (должности) действующим законодательством не предусмотрены льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания), а по совмещаемой профессии (должности) они предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Среднему медицинскому (в том числе главным медицинским сестрам), фармацевтическому (в том числе начальникам (заведующим) аптек, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей), младшему медицинскому персоналу за совмещение профессий (должностей) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) устанавливается доплата без ограничения ее предельными размерами (пункт 25 раздела IV приложения № 4 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130).

При этом врачи и провизоры могут совмещать должности (профессии) среднего медицинского, фармацевтического, младшего медицинского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) и размерами доплат за совмещение. Совмещение врачами и провизорами одной специальности и квалификации других врачебных (провизорских) должностей допускается в исключительных случаях по перечням военно-медицинских учреждений (подразделений) и врачебных должностей, утверждаемым Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что выполнение врачами и средним медицинским персоналом, а также провизорами и фармацевтами (с режимом работы более одной смены) военно-медицинских учреждений (подразделений) обязанностей временно отсутствующих других врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.), оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.

В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

При формировании фондов заработной платы на очередной год организации Минобороны России должны учитывать, что доплаты за совмещение профессий (должностей) в подсчет фонда не включаются, так как совмещение может иметь место только при наличии вакантных должностей, которые учитываются при расчетах планового фонда заработной платы.

В учреждениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков размер выплачиваемой работникам доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника определяется в соответствии с приказом ФСКН России от 13 июля 2004 г. № 210, - до 100 процентов от оклада (тарифной ставки) отсутствующих работников.

В таком же порядке размер доплаты определяется в бюджетных учреждениях, подведомственных Государственной фельдъегерской службе (см. приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. № 75).

Работникам таможенных органов (оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетных учреждений) размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации, которая утверждена приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082.

Доплата устанавливается в размере до 100 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, в соответствии с порядком, установленным в приложении № 5 к указанной Инструкции.

Согласно данному приложению под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь и т.п.) понимается временное замещение, то есть исполнение обязанностей по не вакантной должности в отличие от совмещения профессий (замещающий работник не должен являться штатным заместителем или помощником отсутствующего работника).

Под совмещением профессий (должностей) в свою очередь подразумевается выполнение работником с его согласия наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой, вакантной (не одноименной) должности, или профессии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены).

Расширение зон обслуживания означает повышение занятости (загруженности) работника путем увеличения числа обслуживаемых им объектов, убираемой площади и т.п. по сравнению с установленной нормой.

Увеличение объема выполняемых работ связано с выполнением дополнительных работ сверх нормативного объема, предусмотренного для данной профессии (должности) работника.

Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ устанавливается исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой профессии (должности) с таким расчетом, чтобы сумма доплаты не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).

В таможенных органах доплаты не производятся руководителям подразделений, их заместителям и помощникам, начальникам отделов, служб, их заместителям и помощникам, а также в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах затрат и обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника, например, по должности «секретарь-машинистка» или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе).

Порядок дополнительной оплаты труда за совмещение профессий (должностей) лиц из числа федеральных государственных служащих разъяснен в письме ГТК России от 2 декабря 2002 г. № 01-06/47498 «О доплате федеральным государственным служащим за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего) таможенного органа».

Возможность установления ежемесячной доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника государственному служащему подтверждена в письме Минтруда России от 14 октября 2002 г. № 4628-6. Конкретный размер указанной доплаты определяется по соглашению сторон трудового договора.

Государственному служащему, исполняющему обязанности по должности временно отсутствующего сотрудника или вышестоящей должности временно отсутствующего государственного служащего, наряду с денежным содержанием (с учетом всех установленных выплат по основной должности), выплачивается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Размер доплаты определяется исходя из разницы между фактическим окладом, установленным по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего), и окладом по основной должности государственного служащего, рассчитанной с учетом надбавок за особые условия государственной службы, за выслугу лет и премии по результатам работы, установленных государственному служащему по основной должности на дату начала исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Для расчета применяется следующая формула: Сумма доплаты = (разница в окладах) + (разница в окладах) x % надбавки за особые условия государственной службы + (разница в окладах) x % надбавки за выслугу лет + (разница в окладах) x % премии по результатам работы.

Если например, государственному служащему (должностной оклад по основной должности - 2000 руб., надбавка за особые условия государственной службы - 80 процентов, надбавка за выслугу лет - 20 процентов, премия - 25 процентов), поручается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (оклад по должности - 2500 руб.), то кроме разницы в окладах (500 руб. = 2500 руб. - 2000 руб.) он вправе получить исчисленные на сумму разницы в окладах надбавки и премию (надбавка за особые условия государственной службы и разницы в окладах - 400 руб. (500 руб. x 80%); надбавка за выслугу лет - 100 руб. (500 руб. x 20%); премия - 125 руб. (500 руб. x 25%)). Всего сумма дополнительной оплаты (доплаты) составит 1125 руб.

В учреждениях здравоохранения при установлении доплат за совмещение профессий (должностей) могут быть учтены положения приказа Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. № 700 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Указанным приказом, в частности, утвержден Перечень профессий и должностей работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, на основании которого в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата.

В образовательных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться в отношении мастеров производственного обучения, выполняющих в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника. На это обращено внимание в пункте 4.16 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96.

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам формы, системы и размера оплаты труда. Поэтому доплата за совмещение профессий (должностей), в том числе при замещении временно отсутствующего работника, когда такая обязанность возложена должностной инструкцией работника, должна быть установлена соглашением сторон в каждом конкретном случае. Отсутствие соглашения между работником и работодателем об определении размера доплаты за совмещение профессий (должностей) можно квалифицировать как нарушение трудового законодательства со стороны работодателя. Согласно ст.

Доплата за замещение временно отсутствующего работника

На что обратить внимание Часто возникает вопрос: кто кого может замещать? Ответа на него законодательство не содержит, поэтому в каждом случае следует исходить из интересов и специфики вашей деятельности и квалификации персонала. Например, в небольшой фирме на время отпуска вполне может директор замещать кадры - доплата за совмещение в этом случае ему также должна быть установлена.
А сможет ли секретарь исполнять обязанности начальника отдела - зависит от квалификации как секретаря, так и начальника. В любом случае для возложения на человека обязанностей отсутствующего работника необходимо его письменное согласие.
Работодатель должен издать соответствующий приказ, в котором указать:

  • срок замещения;
  • Ф.И.О.

Как происходит доплата за замещение на время отпуска?

С этой суммы необходимо удержать НДФЛ (13%) и заплатить взносы. Выполнение и оплата временного перевода Случается, что совмещение выполнить невозможно.

В этой ситуации работодатель имеет право освободить работника от его текущих обязанностей и перевести его на рабочее место отпускника. Срок перевода соответствует сроку отпуска отсутствующего работника (ст.


72.2 ТК РФ). Перевод возможен только с письменного согласия работника. В дополнительном соглашении к трудовому договору указывают условия перевода.
После этого издается приказ о переводе. На что обратить внимание при его составлении, вы узнаете из статьи «Приказ о переводе работника на другую должность – образец». После оформления перевода для работника это рабочее место становится основным, и, следовательно, он должен пройти весь инструктаж, как и остальные работники.

Оплата труда при совмещении

Внимание

Под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать выполнение обязанностей другого работника, временно отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой или по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). При этом необходимо отметить, что если работник исполняет обязанности временно отсутствующего работника и при этом освобождается от основной работы, то имеет место не совмещение, а временный перевод на другую работу (ч.


1 ст. 72.2 ТК РФ). В любом случае совмещение профессий (должностей) - это выполнение работником дополнительной работы по другой штатной единице, имеющейся в штатном расписании.

  • юридически значимое действие (перевод, возложение обязанностей в порядке совмещения и т.п.);
  • размер оплаты;
  • согласие работника.

Такой приказ необходим как для правильного начисления оплаты и отнесения ее на себестоимость, так и для возможности привлечения работника к ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей. Имейте в виду, что во всех вышеупомянутых случаях размер доплаты законом не определен и устанавливается по соглашению сторон.
На практике размер доплаты за исполнение обязанностей отсутствующего работника составляет обычно от 10 до 50 процентов его заработной платы, но иногда замещающий сотрудник требует, чтобы ему доплачивали чуть ли не 100%.

Замещение временно отсутствующего работника(2018г)

Важно

Сотрудник компании помимо своей основной работы может: — совмещать профессии или должности, то есть выполнять работу не только по своей, но и по другой профессии (должности) (причем законодательство не ограничивает количество профессий или должностей, по которым может трудиться работник); — выполнять дополнительную работу по такой же профессии или должности, которую он занимает (увеличение объема работ и расширение зон обслуживания); — замещать временно отсутствующего работника (временное заместительство) и выполнять его работу как по такой же, так и по другой профессии (должности), нежели та, которую он занимает. Во всех перечисленных случаях сотрудник выполняет свою работу, обусловленную трудовым договором с ним, и трудится в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.

Какую доплату должен делать работодатель за временно отсутствующего работника

Пример В учреждении установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя (8 ч в день) с двумя выходными (суббота и воскресенье). Норма рабочего времени в августе текущего года - 168 ч. Сотрудник совмещает обязанности по другой должности. Норма рабочего времени отработана им полностью. Письменным соглашением установлено, что за выполнение обязанностей при совмещении начисляется доплата в размере 50% от тарифной ставки (оклада) последнего. Ситуация 1 Сотруднику установлен оклад 15 000 руб. По совмещаемой должности определен оклад в размере 12 000 руб. Заработная плата в этом случае будет состоять из: - должностного оклада - 15 000 руб.; - доплаты за совмещение - 6 000 руб. (12 000 руб. х 50%). Общая сумма заработной платы будет равна 21 000 руб. ((15 000 + 6 000) руб.). Ситуация 2 Сотруднику установлена часовая тарифная ставка в размере 115 руб./ч.
Норма рабочего времени в феврале текущего года - 159 часов. Сотрудник компании Иванов выполняет обязанности временно отсутствующего работника, по другой должности. Норма рабочего времени отработана Ивановым полностью. Письменным соглашением установлено, что за выполнение обязанностей отсутствующего работника начисляется доплата в размере 50% от тарифной ставки (оклада) последнего.

Иванову установлена часовая тарифная ставка в размере 225 руб./ч. По совмещаемой должности установлена тарифная ставка в размере 332 руб./ч.

Заработная плата Иванова за февраль составит: Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника составит: Общая сумма заработной платы Иванова за февраль будет равна: Иванову установлен оклад 36 000 руб. По совмещаемой должности установлен оклад в размере 42 000 руб.

Заработная плата Иванова за февраль составит 36 000 руб.
Прежде всего, следует помнить, что на основании ст. 4 ТК РФ принудительный труд, в том числе и выплата заработной платы не в полном размере, запрещены. На основании ст. 151 ТК РФ работнику, исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна была быть произведена доплата за совмещение профессий (должностей).
В соответствии со ст. 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан, в частности, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Доплата за замещение временно отсутствующего работника от какого оклада

В избранноеОтправить на почту Доплата за замещение на время отпуска является важным аспектом взаимоотношений работника и работодателя, когда речь идет о замене. Есть много способов замещения, и от того, какой выберет работодатель, будет зависеть размер доплаты.

В нашей статье мы рассмотрим, как происходит замещение отпускников. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника Расширение обязанностей или совмещение Выполнение и оплата временного перевода Как оформляется и оплачивается совместительство Прием временного сотрудника Итоги Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника Существует несколько способов замены отпускников:

  • Совмещение.

    Работник совмещает свою работу и работу отпускника (ст. 60.2 ТК РФ).

  • Временный перевод. Работник выполняет только обязанности отпускника (ст. 72.2 ТК РФ).
  • Совместительство.

ТК РФ). Причем уважительной причины не требуется. Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на выплату заработной платы в полном объеме в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором на основании действующих у данного работодателя систем оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В разделе «Должностные обязанности» должностной инструкции трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.п. Если сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под расписку, они являются неотъемлемой частью трудового договора.

В должностных инструкциях отдельных категорий работников может быть предусмотрено, что в период отсутствия другого работника со схожей трудовой функцией они исполняют обязанности отсутствующего. В этой ситуации дополнительный труд не оплачивают. Поскольку должностная инструкция действует в рамках трудового договора и является его неотъемлемой частью, а значит, дополнительных выплат не предусматривает (письма Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 22-2-897, Роструда от 24.05.2011 N 1412-6-1).

Можно ли законно не доплачивать работникам за исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника (на время отпуска, болезни, и т.д.). Достаточно ли будет только прописать такую обязанность в должностных инструкциях. И вообще, возможно ли не доплачивать.

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, нельзя

Требование о доплате непосредственно указано в ст. 60.2 и 151 ТК РФ. Невыполнение данного требования влечет риск привлечения к административной ответственности работодателя по п.6 ст. 5.27 КоАП РФ – выплата заработной платы не в полном размере или по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – формальное неисполнение требований ст. 60.2 и 151 ТК РФ

Действующее трудовое законодательство не допускает ситуаций, когда возложение на работника доп. работы было бы возможно без доплаты (ст. 60.2, 151 ТК РФ)

До марта 2003 г. в соответствии с пп. "а" и абз. 4 п. 1 Постановления, Разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39О порядке оплаты временного заместительства права на получение разницы в окладах (между фактическим окладом отсутствующего работника и окладом замещающего работника) не имели штатные заместители или помощники отсутствующего руководителя, главный инженер (для случаев замещения отсутствующего руководителя организации). После вынесения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 11.03.2003 № КАС03-25 указанные работники были восстановлены в праве на получение доплаты (названные положения Разъяснения признаны недействующими со дня вынесения Определения).

Таким образом, работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя или иного работника организации, доплата должна производиться независимо от занимаемых ими должностей.

Правомерность такого подхода подтверждают и суды: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2016 №№ Ф07-9908/2016, А44-658/2016

При определении размеров доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника следует исходить из того, что они зависят от того, на каких условиях осуществляется заместительство. Если работник исполняет обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, то в соответствии со ст. 151 ТК РФ доплата ему производится в размере, устанавливаемом по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Если исполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется на условиях перевода, то труд работника-заместителя оплачивается по выполняемой работе.

Нельзя вписывать в должностную инструкцию действия, которые относятся к другой трудовой функции, чтобы не оплачивать дополнительную работу (апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2014 г. № 33-6615/2014).

Выполнение работы в пределах основного рабочего времени сотрудника, которая не входит в его трудовые обязанности, можно оформить одним из двух способов:

 как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);

 как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ);

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой по другой должности в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимают выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Поручение доп. работы оформляется по конкретной должности, предусмотренной в штатном расписании и исключительно с письменного на то согласия работника и с установлением доплаты по соглашению сторон (ст. 60.2,151 ТК РФ) .

К аналогичным выводам приходят специалисты Минтруда. См. Письма Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688 и от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Этой же позиции придерживаются и суды.

Так, например, Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в апелляционном определении от 26.03.2015 по делу N 33-4792/2015 указала, что выполнение работником обязанностей в соответствии с условиями дополнительного соглашения нельзя отнести к расширению зоны обслуживания, увеличению объема работы, поскольку штатным расписанием работодателя предусмотрена одна штатная единица по его должности (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.07.2012 N 11-11218/2012).

Кроме того, суды отмечают, что обязательным условием выполнения работником дополнительной работы по другой должности является письменное соглашение сторон трудовых отношений (определения Воронежского областного суда от 10.06.2014 № 33-3117, Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу № 33-11469/2015 и др.). Поэтому без соглашения, в котором будут прописаны условия совмещения, не обойтись.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как оформить временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника другим сотрудником (временное замещение)

Оформление временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника

Документальное оформление временного замещения

Какие документы нужно оформить при установлении сотруднику временного замещения

Прежде чем оформить сотруднику временное замещение профессий (должностей), нужно получить его письменное согласие. Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем укажите:

 работу по должности, ее содержание и объем;

 размер доплаты за временное замещение профессий (должностей);

 срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу.

Такой вывод позволяют сделать часть 2 статьи 57, статьи 60.2, 72, часть 2 статьи 151 Трудового кодекса РФ.

Совет: если организация не может определить момент выхода отсутствующего сотрудника на работу, то в дополнительном соглашении конкретную дату окончания временного замещения не фиксируйте. То есть при указании срока окончания временного исполнения обязанностей укажите: «до выхода отсутствующего сотрудника на работу».

На основании дополнительного соглашения (временном замещении). Типовой формы такого документа в законодательстве не предусмотрено. Поэтому составьте его в произвольной форме.

Доплата за временное замещение

В каком размере положена доплата сотруднику за временное замещение

При временном замещении должности сотруднику дополнительно к его заработку положена доплата.

Иван Шкловец , заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 27.11.2017

Справочник: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Область нарушений:

 публикация вакансий;

 трудовое законодательство;

 охрана труда;

 коллективные переговоры и исполнение коллективных соглашений;

 примирительные процедуры;

 забастовки;

 квоты инвалидам;

 несчастный случай на производстве;

 организация работы водителей;

 проведение спецоценки условий труда своими силами;

 работа с иностранцами;

 выполнение предписаний контролирующих органов;

 прием бывших госслужащих.

О сроках давности

Вид нарушения Наказание , Основание Область нарушения
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ Трудовое законодательство
Должностное лицо, не уполномоченное на это работодателем (например, начальник отдела), фактически допустило к работе сотрудника. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор

Для граждан (недолжностных лиц) – штраф от 3000 до 5000 руб.

ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель ненадлежащим образом оформили трудовой договор, в том числе подменили трудовой договор гражданско-правовым

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, должностные лица или предприниматель не выдали зарплату или выплатили не полностью в установленный срок

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, должностные лица или предприниматель установили зарплату в размере меньше установленного трудовым законодательством

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 3 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ

Для граждан – штраф 5000 руб.

Для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.

Для предпринимателей – штраф от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ

Срок для уплаты административного штрафа за нарушения трудового и миграционного законодательства составляет 60 дней. Отсчет срока начинается со дня вступления в силу постановления о привлечении к ответственности либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ).

Для малых и средних предприятий и предпринимателей, их работников штрафы заменены на административное предупреждение. Такое правило действует, даже если предупреждение не предусмотрено статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом вместо штрафа будет предупреждение, если:

 нарушение совершено впервые;

 нет материального ущерба;

 нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;

 нет вреда или угрозы:
– жизни и здоровью людей;
– животным и растительности, окружающей среде;
– памятникам истории и культуры;
– безопасности России.

Правило не распространяется на правонарушения, которые предусмотрены статьями 14.31–14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8–19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Это следует из части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

К распространению информации относится:

 публикация в печати;

 трансляция по радио и телевидению;

 демонстрация в кинопрограммах и других СМИ;

 распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи;

 аудиовизуальные объявления на досках, в общественных местах;

 распространение в виде печатной продукции (листовки, буклеты, рекламная продукция).

К ограничениям дискриминационного характера в объявлениях о вакансиях относится ограничение прав соискателей или установление их преимуществ в зависимости от следующих факторов:

 пола, расы, цвета кожи, национальности, языка;

 происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения;

 возраста;

 места жительства;

 отношения к религии, убеждений;

 принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или социальным группам;

 других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

Указанная мера ответственности фактически будет применяться с 1 июня 2017 года (ч. 2.1 ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ).

Под средствами индивидуальной защиты в целях привлечения к ответственности по данному основанию следует понимать средства индивидуальной защиты, которые технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» относит ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового или миграционного законодательства составляет один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Замещение работника на время его отпуска или больничного – обычная практика, многие расценивают уход коллеги в отпуск, как необходимость брать на себя дополнительную работу. Но не все руководители считают нужным делать доплату за замещение временно отсутствующего сотрудника, а многие работники мирятся с таким ущемлением своих прав.

Замещение временно отсутствующего работника

Замещение на время отпуска или больничного другого работника во многих компаниях проводится с нарушением прав работников фирмы. Чтобы этого не произошло, необходимо знать порядок проведения такой процедуры и не бояться отстаивать свои права, если потребуется, то и в суде. Работодатель должен нести ответственность за нарушение трудового кодекса.

  1. Замещение временно отсутствующего работника может производиться путем совмещения должностей, увеличения объема работ, расширения круга обязанностей. Дополнительная работа может быть поручена по аналогичной или другой должности.
  2. Работодатель обязан получить согласие работника на временное замещение коллеги. Просто приказать поработать за другого человек, ни один начальник не имеет права. Работник вправе отказаться от замещения коллеги на период отпуска, больничного или другого отсутствия по уважительной причине.
  3. О предельных сроках замещения должностей может говориться в Уставе организации (если это муниципальное предприятие) или в соглашении к трудовому договору. То есть согласие работника на временное выполнение обязанностей другого сотрудника не может быть устным, требуется заключение письменного соглашения. В нем оговаривается объем дополнительной работы, ее характер, а также сроки и размеры оплаты за замещение.

Как оплачивается замещение временно отсутствующего работника?

Вопрос оплаты за замещение другого сотрудника волнует многих, поэтому ему стоит уделить больше внимания. Необходимо различать замещение сотрудника с освобождением от своих обязанностей и совмещение двух должностей. В первом случае оснований для доплаты может и не быть – если работа, выполняемая за другого сотрудника, не является более сложной или замещаемая должность аналогична постоянной должности работника.

В случае совмещения двух должностей на время отсутствия другого сотрудника, доплата должна быть обязательно. Отказ работодателя доплатить за совмещение должностей будет прямым нарушением трудового законодательства.

Временное совмещение должностей должно быть оформлено приказом руководителя. В приказе необходимо указать совмещаемую должность, периода, на который вводится совмещение (возможны фиксированные сроки замещения, возможно совмещение должностей без указания конкретных сроков), объем дополнительной работы и оплата за замещение должности другого работника. Доплата может быть установлена фиксированной суммой, но стороны могут договориться о доплате в процентном отношении к окладу (тарифной ставке).

Уменьшение размера доплаты за совмещение двух должностей или ее полная отмена должны оформлять приказом по организации. Сотрудник об изменении условий замещения временно отсутствующего работника должен быть предупрежден заранее. При этом, предупреждение должно быть письменным. Кроме того, при бессрочном совмещении должностей работник должен быть предупрежден об изменении условий оплаты за 2 месяца.

Подведем итог: замещение должности временно отсутствующего сотрудника может производиться только с письменного согласия работника; при совмещении должностей оплата должна производиться обязательно.