Экономические методы воздействия. Экономические методы управления предприятием 1 экономические методы управления

  • 7. Школа человеческих отношений. Поведенческие науки.
  • 8. Процессный и ситуационный подход.
  • 9. Системный подход в менеджменте.
  • 10. Понятие организации и ее основные элементы. Внутренняя среда организации: понятие, основные элементы.
  • 11.Внешняя среда организации, ее характеристика и значение. Среда прямого и косвенного воздействия.
  • 12. Сущность и система целей организации. Требования, предъявляемые к целям. Таксономия целей.
  • 13. Организационная структура: понятие, основные элементы. Пирамидальные и плоские структуры управления организацией.
  • 14.Виды связей в организации: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, прямые и косвенные, формальные и неформальные.
  • 15. Иерархия и звенность в организации. Распределение прав и обязанностей в организации: два подхода.
  • 16. Факторы, влияющие на организационную структуру организации и требования, предъявляемые к ней.
  • 17.Жизненный цикл организации
  • 18.Иерархические и адаптивные структуры управления.
  • 19. Линейные и линейно-функциональные структуры управления: определение, схема, достоинства и недостатки.
  • 21. Проектные структуры управления: определение, схема, достоинства и недостатки.
  • 23. Новые формы адаптивных структур: венчурные и инновационные. Сетевые структуры: принципы построения, характеристика и виды.
  • 24. Управленческий труд, его виды и особенности. Уровни управления и их характеристика.
  • 25. Делегирование полномочий: понятие, необходимость и последствия. Процесс делегирования полномочий.
  • 26. Методы менеджмента: понятие, функциональное назначение, виды. Требования и ограничения при принятии методов.
  • 28. Экономические методы управления и их характеристика.
  • 30. Управленческие решения (ур): понятие, виды и требования, предъявляемые к ним.
  • 31. Этапы принятия решений и их характеристика. Характеристика среды принятия решений: определенности, неопределенности и риска.
  • 32. Выбор приоритетов при принятии решений: принцип Парето, «анализ abc», принцип Эйзенхауэра.
  • 33. Коллективные методы принятия решений: метод «мозговой атаки», метод «Дельфи».
  • 34. Информация в менеджменте и ее свойства. Классификация информации.
  • 35. Информационные системы (ис): функциональный и системный подходы.
  • 36. Преграды в информационном обмене внутри предприятия.
  • 37. Коммуникации в менеджменте. Виды коммуникаций внутри предприятия и с внешней средой.
  • 38. Процесса коммуникаций и характеристика основных этапов. Препятствия в коммуникациях.
  • 39. Личность менеджера и основные черты характера. Требования к личности менеджера.
  • 40. Менеджер лидер и его основные черты.
  • 41. Власть: понятие и виды. Характеристика основных видов власти.
  • 42. Авторитет и влияние менеджера, и их формы.
  • 43. Понятие стиля руководства. Факторы, определяющие стиль. Три основных стиля руководства.
  • 44. Управленческая решетка менеджера грид. Стили поведения менеджера. Теория «X» и «у» и ее применение в менеджменте.
  • 45. Планирование как функция менеджмента. Цели и принципы планирования Прогнозирование, моделирование и программирование как составляющие планирования.
  • 46.Виды планов и их содержание. Порядок составления плана.
  • 47.Стратегическое планирование (сп): понятие, цели, задачи.
  • 48. Миссия организации и ее составляющие. Факторы, влияющие на формирование миссии.
  • 49.Этапы стратегического планирования и их содержание.
  • 50. Виды стратегий развития фирмы.
  • 51. Организация как функция менеджмента.
  • 52. Построение организационной структуры и определение ее эффективности
  • 53.Мотивация как функция менеджмента: понятие, цели, принципы и функции. Внутренняя и внешняя мотивация.
  • 54.Виды и формы мотивации. Вознаграждение и его роль в системе мотивации.
  • 55.Содержательная теория мотивации: теория а.Маслоу и ее практическое значение.
  • 56. Содержательная теория мотивации: теория д.Мак-Клеланда и ее практическое применение.
  • 57. Содержательная теория мотивации: двухфакторная теория Герцберга и ее практическое применение.
  • 58.Процессуальные теории мотивации: теория ожидания и теория справедливости – их практическое применение
  • 59.Процессуальная теория: модель Портера-Лоулера и ее практическое применение.
  • 60. Контроль как функция менеджмента: понятие контроля и назначение
  • 62. Сущность, природа и группы конфликтов.
  • 63. Основные этапы процесса разрешения конфликта и их характеристика
  • 28. Экономические методы управления и их характеристика.

    Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе. Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента. К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся: удельный вес конкурентоспособной продукции; нормы рентабельности по конкретным видам продукции; оборачиваемость оборотных средств; производительность труда; капиталоотдача инвестиций; фондовооруженность труда; удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы; уровень автоматизации производства и управления и др. Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

    Экономические методы менеджмента, используемые на предприятии:

      Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

      Цены и ценообразование Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

      3. Финансирование. Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

      Кредитование

      Налоговая система

    29. Социально-психологические методы управления и их характеристика .

    Среди социально-психологических и воспитательных методов управления исходными являются выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения всего коллектива в целом. Эта работа должна систематически производиться каждым руководителем как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов – на основе таких способов анализа, как анкетирование, тестирование, хронометрия, наблюдение, опросы, интервью. Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов прямо или косвенно направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих на предприятии. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия. К этой же группе социально-психологических и воспитательных методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. Здесь тоже не следует пренебрегать интересным зарубежным опытом. Переход к экономическому управлению, выдвижение на первый план методов, учитывающих глубокие внутренние интересы работающего, приоритет материального стимулирования не означают отказа от воспитательных методов. Среди них сегодня следует обратить внимание на широкое вовлечение трудящихся в управление, для которого появились невиданные ране возможности. С этим неразрывно связана работа по развитию у всего персонала предприятия демократических навыков управления, гласности, культуры ведения конструктивных дискуссии, смелости критики, терпимости к инакомыслию, поощрению плюрализма мнений.

    Социально-психологические методы управления применяются с целью

    повышения социальной активности сотрудников, опираются на духовные мотивации, с их помощью воздействуют на сознание работников, на социально-этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Они используются для решения следующих задач: Укрепления дисциплины. Оптимального подбора и расстановки кадров; Наиболее оптимального формирования персонала; Регулирование межличностных отношений в коллективе; Повышение эффективности стимулирования деятельности работников; Деятельность социально – психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям: 1. Исследование коллективов и отдельных групп

    2. Социальное проектирование 3. Консультативная деятельность.

    Социально – психологические методы включают в себя разнообразный арсенал способов, приемов, разработанных социальной психологией и другими науками, изучающими человека.

    К ним относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и другие.

    Характеристики социально – экономических методов управления:

    1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте:

    Тестирование; Анкетирование; Интервью; Беседа; Опрос.

    2. Методы исследования, осуществляемые специалистами для решения, как правило, экстренных проблем: Открытое наблюдение; включённое наблюдение; эксперимент. 3. Методы активного обучения: Деловые игры;

    Управленческие ситуации.

    Как уже отмечалось выше, экономические методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления: на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики в целом, микроуровне, т.е. на уровне предприятия (организации) и на уровне отдельного индивидуума, отдельного работника.

    Экономические методы управления на макроуровне выступают как государственное регулирование экономики.

    Государство в современных условиях вынуждено регулировать экономическое развитие страны. Поэтому государство привлекает крупные научные центры и университеты к разработке прогнозов на перспективу (15-20 лет) по наиболее актуальным проблемам. Данные этих прогнозов имеют ориентировочный характер, но они позволяют выработать стратегию государства на перспективу, а в необходимых случаях приступить к разработке и реализации национальных программ, которые в отличие от прогнозов имеют четко выраженную целевую ориентацию, директивный характер, определенность во времени.

    Принимая государственную программу, правительство страны обычно определяет цели и приоритеты экономического развития и стимулирует их достижение с помощью государственных заказов, налоговых льгот, инвестиций, льготного кредитования, дотаций и цен.

    Главным инструментом государственного регулирования можно считать госзаказы, выдаваемые в рамках национальных программ. Они гарантируют, как правило, высокие цены, сбыт продукции, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень прибыли.

    Разработка прогнозов, национальных программ и государственных заказов свидетельствует об использовании элементов планирования на макроуровне.

    Логика планирования предусматривает определение потребностей общества в продукции и услугах, определение ресурсов, необходимых для их производства, и увязку потребностей и ресурсов. Увязка ресурсов и потребностей осуществляется при помощи балансового метода планирования. При помощи этого метода формируются и поддерживаются натурально-вещественные трудовые и финансовые пропорции. Плановый баланс представляет собой обычно экономическую таблицу, в которой показатели сгруппированы в два раздела «ресурсы» и «распределение». Между этими частями баланса должно быть достигнуто равенство. Примером использования балансового метода на макроуровне может служить главный финансовый баланс страны - государственный бюджет, при помощи которого увязываются доходы и расходы государства.

    Наряду с балансовым методом в планировании широко используется нормативный метод. Суть этого метода в обосновании плановых заданий и показателей научно обоснованными нормами и нормативами. Норма - это, как правило, предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели (например, норма расхода сырья на единицу продукции), а норматив характеризует обычно количественную меру связи между показателями плана и является относительной величиной (например, норматив рентабельности).

    Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие нормативов следует четко отличать от понятия нормы. Норма - это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив - это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. В состав нормирующих методов управления входят:

    • нормативы времени, например, затраты времени на единицу товара (услуги), на одного потребителя и т.д.;
    • нормативы численности, например, количество управленцев на определенное число подчиненных;
    • нормативы величины, например, предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м 2 производственных помещений ит.д.;
    • нормативы выработки - объем продукции, производимой за единицу времени при сдельной оплате труда.

    В целом использование норм и нормативов является исключительно важным, и их недооценка может привести к серьезным последствиям.

    Классификацию экономических методов управления можно представить в виде рис. 5.1.

    Применение экономических методов на микроуровне имеет определенные особенности.

    Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия, является коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов хозяйственной деятельности.

    Специфической формой коммерческого расчета для многих государственных предприятий в нашей стране был хозрасчет.

    Хозрасчет - это метод хозяйствования, который предполагает, что государственное предприятие функционирует на основе самоокупаемости и даже получает прибыль от результатов своей деятельности. Хозрасчет предусматривал определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также рентабельную их работу.

    Выделялись различные виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет.

    Самоокупаемость - это безубыточность, т.е. предприятие покрывает свои расходы своими доходами и только.

    Самофинансирование предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и после этого у предприятия еще остается прибыль, достаточная для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива.

    Полный хозрасчет предполагает самофинансирование, а также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства.

    В настоящее время хозрасчет как метод хозяйствования на многих государственных предприятиях в России становится неосуществимым из-за их низкой рентабельности или даже убыточности.

    В условиях рыночной экономики на уровне предприятия широко используются методы, приемы и понятия финансового менеджмента. В частности, такие категории, как прибыль, цена компании, предпринимательский риск и др.

    Рис. 5.1.

    Получение прибыли является одной из основных целей предпринимательской и коммерческой деятельности. Как известно, прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Прибыль служит исходным пунктом определения цены компании.

    Цена компании - комплексный показатель, который характеризует доходность, перспективы и положение фирмы на рынке. Цена компании исчисляется по формуле:

    где РС - цена компании;

    Р - годовая прибыль;

    Я - средняя норма ссудного процента;

    Ц / - балансовая оценка фирмы (компании).

    Таблица 1

    Исходные данные

    • 1 - 42 000;
    • 2 - 10 000; 3 - 6000.

    Предпринимательский риск - это возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий. На уровне фирмы при принятии управленческих решений обычно учитываются три вида предпринимательского риска: производственный, коммерческий и финансовый.

    Производственный риск связан с осуществлением производственной деятельности, т.е. с производством продукции или услуг. К причинам производственного риска относятся возможное снижение предполагаемых объектов производства, рост затрат на выпуск товаров, уплату повышенных налогов и т.п.

    Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг. К основным причинам коммерческого риска можно отнести снижение объема реализации в результате изменения конъюнктуры, повышение закупочных цен, потери товаров в процессе обращения, рост издержек обращения и др.

    Финансовый риск - это риск, возникающий при взаимодействии предприятий с банками.

    Важнейшая роль в экономическом управлении предприятием принадлежит ценам. В условиях современного рынка цена - это не только денежное выражение стоимости, но и экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественного труда, а также отражение количественного соотношения спроса и предложения.

    Использование экономических методов управления (табл. 5.2) в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

    Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных предприятиях оговаривается при заключении контракта при найме на работу.

    При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

    Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система. При этом размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязываются обычно с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом произведенной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т.п.

    В акционерных обществах все большее применение получает практика распространения части акций среди работников предприятий, что должно усиливать заинтересованность персонала в результатах работы предприятия, ибо если предприятие работает рентабельно, то его работники получат дополнительно к заработной плате и премиям часть прибыли в виде дивидендов по имеющимся у них акциям.

    Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.

    Таблица 5.2

    Применение экономических методов на различных уровнях управления

    Наименование группы методов управления

    Специфика

    группы

    Наименование

    подгруппы

    Наименование

    методов

    Экономические методы управления

    Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение

    Экономические методы, применяемые на макроуровне

    Прогнозы: национальные программы, государственные заказы, налоговая политика, ценовая политика, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика

    Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации)

    Планирование: балансовый метод, нормативный метод, аналитический метод, математическое моделирование

    Коммерческий расчет: хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование

    Экономические методы управления, применяемые на от- дельного работника

    Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

    Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)

    Методы управления персоналом (МУП) - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические (рис. 1) .

    Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения» .

    Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организаций. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

    С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя методы управления персоналом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять чёткую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

    В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

    Согласно одной из расширенной трактовки моральные стимулы отождествляются со всей совокупностью этических и нравственных мотивов поведения человека. Однако к области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.

    Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности .

    Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций.

    Основной частью дохода наемного работника является заработная плата, которая по своей структуре неоднородна. Она состоит из двух частей: постоянной и переменной. Иногда этим частям присваивают статус мощного стимула. Однако по оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в течение трех месяцев. Затем человек начинает работать в том же, привычном для него расслабленном режиме.

    Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

    Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.

    Цель премирования – улучшение прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях. Премирование как самостоятельный рычаг решения задач имеет собственный механизм воздействия на заинтересованность работников. Этот механизм слагается из двух частей: из механизма отдельной системы и взаимодействия всех систем премирования.

    Главная характеристика премии как экономической категории – это форма распределения по результату труда, является личным трудовым доходом.

    Премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе.

    Механизм премирования представляет совокупность взаимосвязанных элементов. Обязательными его составляющими являются: показатели премирования, условия его применения, источник и размер премии, круг премируемых работников.

    Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие выплаты, являются основой построения премиальной системы. Они выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, характеризующих работу индивидуального исполнителя, группы исполнителей или персонала в целом.

    2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

    Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект .

    Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

    Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

    Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и. выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации, Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).

    Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права к функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления .

    Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством,- совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

    Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.

    Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ - это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение - это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

    Распорядительное воздействие чаще, чём организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

    3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

    Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

    Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

    Главной направленностью выступают отношения между людьми, выраженные в признательности руководства заслуг работника. Это поощрение материально-неденежными стимулами и социальными отношениями в коллективе.

    Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей. Во-первых, ни один из материально-неденежных стимулов не обладает такой универсальностью, как стимул материально-денежный.Во-вторых, многие материально-неденежные стимулы имеют характер разового действия. Цикл воспроизводства потребности в большинстве случаев продолжителен. Так, имеются материально-неденежные блага, потребность в которых практически ненасыщаема, так как воспроизводится сразу же после акта предыдущего удовлетворения. Потребность в ряде других благ воспроизводится периодически не более чем один раз в год. Третьи блага удовлетворяют потребности, которые воспроизводятся в течении ряда лет. Активность работника получившего конкретный материально-неденежный стимул в дальнейшем может быть поддержана лишь с помощью других стимулов. В противном случае она снижается.

    В-третьих, материально-неденежные стимулы не обладают важным свойством денег – делимостью. В то же время их и в своей совокупности трудно упорядочить в единой функции стимулирования в силу их естественной разнокачественности. Качественное разнообразие удовлетворяемых с их помощью потребностей затрудняет их сравнение между собой и иерархизацию. Теоретически возможно лишь некоторое косвенное, весьма приблизительное упорядочение с помощью других, более универсальных ценностей, такие как деньги, престиж, время.

    В четвертых, материально-неденежные стимулы, по-видимому, больше чем денежные приспособлены в основной массе для использования в подкрепляющей форме организации стимулирования. Их невозможно традиционно связать с определенными видами деятельности, так как каждый из них имеет неодинаковую ценность для разных людей и эта вариация слишком велика, тем более что ценность многих благ не поддается точному измерению и однозначной оценке.

    Использование ряда материальных неденежных благ в качестве стимулов трудовой деятельности требует серьезного нравственного обоснования и в дальнейшем – большой работы по перестройке сознания. В интересах менеджмента создать такую обстановку, при которой человеку во всех смыслах выгодно работать хорошо и невыгодно работать плохо. Такой порядок удовлетворения потребностей вполне соответствующий принципу распределения по труду, представляется более справедливым, чем порядок простой очередности.

    Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека.

    Моральные стимулыэто такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.

    Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом. в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи – средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.

    В управленческом аспекте моральные стимулы выполняют в отношении объектов управления роль сигналов со стороны субъектов о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.

    Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только к поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получает признание и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения, но и на служебном положении и моральном авторитете работника.

    Социологические методы играют, важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

    Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

    Социологические методы исследования, являясь научным инструментарием в работе с персоналом, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем - в ходе диалога с собеседником - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственный деятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи .

    Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

    Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников .

    Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Абульханова К. А., Березина Т. Р. Время личности и время жизни. – СПб.: Питер, 2001. – 486 с.

      Аверин В. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2001. –531 с.

      Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – М.: Юрайт, 2002.– 601 с.

      Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2003. – 549 с.

      Брэддик У. Менеджмент в организации.–М.: ИНФРА-М, 2003. – 515 с.

      Бушмарин И. В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов// Общество и экономика. 2002. №1. С. 44 – 45.

      Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. –М.: Дело ЛТД, 1994.– 442 с.

      Гаузнер Н. Инновационная стратегия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов»// Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 13 – 15.

      Генкин Б.М. Экономика и социология труд.–М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2006. – 454 с.

      Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 2003.– 199 с.

      Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления // менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 45 – 46.

    Экономические методы управления (ЭМУ) – способы и приемы воздействия на людей, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

    Экономические методы управления – конкретный механизм сознательного использования на практике объективных экономических законов.

    Экономические методы управления представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.

    Экономические интересы подразделяются на: 1) интересы государства; 2) интересы коллектива; 3) интересы личности.

    Проблема сочетания интересов всех групп включает решение целого ряда задач: установление рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т. п.

    Две группы экономических методов управления:

    1. Прямой экономический расчет основан на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

    Прямой экономический расчет является плановым и директивным. Под директивностью понимается его обязательность, что придает ему характер закона.

    Назначения метода: важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

    2. Хозяйственный расчет основан на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

    Принципы ЭМУ: 1) системность; 2) комплексность.

    ЭМУ опираются на все рычаги хозяйствования: 1) прибыль; 2) финансы; 3) кредиты; 4) рентабельность; 5) фондоотдачу; 6) заработную плату и т. п.

    Сущность ЭМУ: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

    ЭМУ основываются: на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

    Особенность ЭМУ: 1) управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными; 2) при использовании экономических методов более эффективно функционируют обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля; 3) распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

    АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

    Административные (организационно-административные или организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

    Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных: 1) через административные приказы; 2) на основе заключенных договоров; 3) через распоряжения и требования; 4) уставы и регламенты; 5) правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.

    Особенность административных методов: опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, базирующиеся на принуждение или на возможности принуждения и подробно описывающие операции получения необходимого результата.

    Взаимосвязь административных и экономических методов: административные и экономические методы управления имеют много общего и очень часто дополняют друг друга.

    Сущность социально-психологических методов: с помощью воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать действенный механизм работы.

    Значение методов: воздействуют на потребности и интересы индивида и группы, их иерархию, активизируют исполнительскую, творческую деятельность или общение.

    Социально-психологические методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, сравнений и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей.

    Разновидности социально-психологических методов: 1) убеждение; 2) внушение; 3) «заражение»; 4) демонстрация примеров поведения.

    Взаимосвязь с другими методами: социально-психологические методы управления всегда дополняют административно-командные и экономические методы управления. Разновидности общенаучных методов управления: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, оценка, диалектика, системный и комплексный подходы. Методы конкретных наук, используемых в управлении: 1. Математические методы: сетевая оптимизация, линейное программирование, управление запасами, модель Леонтьева, метод анализа иерархий, методы прогнозирования, методы теории вероятностей, теории игр, теории управления организованными системами и некоторые другие. 2. Используются методы самостоятельных наук: экономики, социологии, психологии, статистики и др. К ним относятся последовательный анализ, метод статистического испытания и др. 3. Методы педагогики, обучения, образования: методы поиска, обработки и анализа информации, освоения материала и представления результатов. К этой категории относятся методы фокус-групп, мозгового штурма (мозговой атаки), кейс-стадии, деловых и ситуационных игр и др.

    ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ». СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЯ

    Принятие решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.

    Признаки управленческого решения: 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.

    Управленческое решение на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа данных о ее состоянии.

    Сущность деятельности по выработке управленческого решения – разработка наилучшего варианта действий по достижению поставленных целей.

    Разработка управленческого решения является видом управленческой деятельности.

    Основные составляющие процесса разработки управленческого решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций управления должна создаваться управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.

    Основные этапы процесса выработки решения:

    1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

    2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения. 3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей. 4. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. 6. Согласование проекта решения с исполнителями. 7. Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей.

    Содержание решения – краткое изложение принятого варианта по достижению цели. Решение должно предусматривать организацию взаимодействия, обеспечения и оперативного контроля процессов реализации решения. Оно должно включать задачи, которые необходимо выполнить исполнителям: на низших уровнях иерархии – это задачи по осуществлению, реализации самого решения, на более высоких уровнях – задачи по осуществлению планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля.

    ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ (1-И ЭТАП)

    1-й этап – мыслительная, творческая деятельность руководителя.

    Вход 1-го этапа – возникшая проблема или поставленная вышестоящим руководителем задача, которую необходимо уяснить. После этого следует выработать предварительное решение на создание процесса выработки решения и группы выработки предложений в решение. Выходы 1 – го этапа:

    Цель и задачи деятельности;

    Цель, задачи и основное содержание по выработке предложений;

    Примерный состав исполнителей (определение круга ответственных лиц, которые будут участвовать в разработке решения);

    Сроки выработки предложений.

    Выходы 1 – го этапа распадаются на две задачи:

    Первая – определения целей и задач предстоящей деятельности;

    Вторая – предварительное решение, основанное на интуиции руководителя, по порядку работы, срокам и составу группы выработки предложений. Сущность 1-го этапа – определение целей и задач будущей деятельности системы и выработки предварительного решения на создание процесса и выработки предложений и управленческой целевой организации – группы выработки предложений.

    Действия, необходимые для определения цели и общего содержания будущей деятельности:

    1. Осмысление задачи (проблемы).

    2. Определение цели, задачи и общего содержания будущей деятельности.

    3. Определение места организации в осуществлении замысла.

    4. Установление видов деятельности жестко регламентированных существующими законами, рекомендациями, нормами и другой документацией.

    5. Выделение задач, требующих творческого решения.

    На основе решения этой задачи руководитель принимает предварительное решение по порядку, срокам и составу группы выработки предложений.

    Задачи руководителя:

    Определить общую структуру процесса выработки решения, его этапы, проанализировать мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы решить эти задачи (осуществить этап выработки решения);

    Учесть условия обстановки, в которых будет осуществляться процесс выработки решения, способствовать созданию максимально благоприятного климата;

    Определить сроки выработки и примерный состав исполнителей, а также создать систему контроля за ходом и качеством выработки решения. Руководитель на 1-м этапе в качестве основного метода использует свой опыт, интуицию, проводя лишь самые необходимые расчеты.

    В целом, на 1-м этапе процесса выработки решения определяются цели и задачи будущей деятельности по достижению цели и принимается решение на управление этим процессом.

    УТОЧНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ И КАЧЕСТВОМ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ (2-И И 3-И ЭТАПЫ)

    Входом 2-го этапа является выход 1-го: 1) цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой должно быть выработано решение, основное содержание предложения; 2) примерный состав исполнителей; 3) сроки выработки предложений.

    Выходом рассматриваемого этапа должен быть: 1) план работы группы выработки предложений и полностью отражающей содержание работы, состав группы и сроки завершения работ; 2) система контроля хода и качества выработки решения, включающая организацию контроля и силы, выполняющая контроль, а также организации, созданные для реализации этого этапа: группа выработки предложений и контроля за ходом и качеством выработки предложений.

    Порядок работы на данном этапе: 1 . Планирование и организация предстоящей деятельности. 2. Установление лиц, ответственных за контрольные мероприятия. 3. Установление сроков проведения контрольных мероприятий.

    Результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого решения руководителя. Особенность этапа: процесс разработки плана выработки решения должен совпадать с процессом выработки решения, однако методы, применяемые на этапах планирования, должны быть другими: так как речь идет только об уточнении, а не о поисках наиболее подходящего варианта. На данном этапе реализуются функции планирования этого процесса и организации, то есть создание реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс и осуществить контроль за ходом и качеством выработки решения.

    Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей (3-й этап):

    1. Осознание цели деятельности, для достижения которой должно быть разработано решение. 2. Установление системы задач, которые необходимо осуществить для достижения цели. 3. Исключение из определенной на 2-м шаге системы задач тех, которые жестко регламентированы руководящей документацией для включения их в список задач, решаемых при реализации третьей функции управления – организации. 4. Сопоставление разработанной подсистемы задач, требующих творческого решения, с поставленной руководителем на 1-м этапе. Если разработанная система будет отличаться от определенной руководителем, то необходимо предоставить аргументированный доклад о новой системе задач для ее утверждения. 5. Создание подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из представленных задач. 6. Установление технологической последовательности осуществления задач и мероприятий.

    Вход 2-го этапа – цель деятельности и основные задачи, которые необходимо осуществить для достижения цели, поставленной руководителем на первом этапе процесса выработки решения.

    Выход – система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

    Экономические методы управления -- это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

    Экономические интересы образуют в обществе систему, которая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Эти противоречия не искусственны, а существуют изначально, объективно.

    Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных коллективов и каждой личности. Без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно эффективное развитие каждого работника.

    Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она включает решение целого ряда задач, например, установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т. д.

    Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития.

    Система экономических методов включает две большие группы: прямой централизованный расчет и хозяйственный расчет.

    Прямой расчет основан на централизованном плановом директивном распределении и перераспределении материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства. Он является плановым и директивным, то есть обязательным, имеет характер закона. Этот метод важен при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных) и в ряде других случаев, в форме субсидий, субвенций и дотаций.

    Хозяйственный расчет основан на использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, соотнесении результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

    Система экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

    Планирование призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда.

    Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений.

    Экономический анализ. Эффективное управление, правильное решение экономических и социальных проблем базируются на глубоком анализе фактического состояния дел. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.

    Экономическое стимулирование. Важнейшим требованием экономического стимулирования является создание для всех подразделений равных экономических условий, обеспечение равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.

    В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких экономических рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рентабельность и т. д. Использование этих рычагов должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без ис стечения) и системным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стимулирования -- создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.

    Единство интересов еще не означает их наиболее рациональное, эффективное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении производственного общественного продукта. Поскольку экономические интересы -- категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влияние: и стимулирующее, и тормозящее. Поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее влияние всех рычагов механизма управления.

    Экономические рычаги можно рассматривать по уровням преимущественного влияния. Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности работника. На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества -- фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т. д.