О петре семененко. Семененко Георгий Петрович — генеральный директор Кировского завода Миллиардер погиб в собственном санатории

С приходом Георгия Семененко к управлению заводом сменился и Состав совета директоров ОАО "Кировский завод". При Петре Семененко в состав Совета директоров входили многие крупные петербургские бизнесмены. На время переходного периода, когда Георгий принимал управление, в Совет директоров вошли его сестра и мать. С 2006 года в совете появились профессиональные независимые директора. Появление независимых профессионалов в Совете Георгий Семененко объясняет своим желанием вести завод к прозрачности. При этом контроль над заводом семья Семененко по-прежнему сохраняет благодаря схеме перекрестного владения акциями.

Георгий возглавил Кировский завод в 2005 году, в 23 года, после трагической гибели отца, руководившего предприятием с 1987 года. Он оставил сыну богатое наслед­ство: чистые активы группы превышали 3,6 млрд рублей.

Как изменилось состояние миллиардера в 2016 году

Основные активы: ОАО "Кировский завод".

Ключевой актив группы "Кировский завод" - металлургический завод "Петросталь", обеспечивавший в лучшие годы 50% совокупного дохода группы, - переживает банкротство. Но за год эксперты повысили оценку благодаря перспективным госзаказам и успеху Петербургского тракторного завода.

Будучи студентом, работал в дочерних обществах ОАО "Кировский завод" слесарем-ремонтником, мастером, директором ЗАО "Инвестиционная финансовая компания "Петросталь-инвест".

По окончании университета занял пост директора по экономике и финансам ООО "Киров-Станкомаш".

С 2003 года - избирался в состав Совета директоров ОАО "Кировский завод".

11 августа 2005 года решением Совета директоров был назначен временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Кировский завод".

ЗАО «Регистроникс» и ЗАО «Атомстройинвест», которым принадлежит меньше 25% ОАО «Кировский завод», пытаются взыскать в пользу предприятия с его гендиректора Георгия Семененко 21,8 млрд руб. убытков. В такую сумму миноритарии оценили 41,28% уставного капитала Кировского завода, проданные в 2005 г. сторонним компаниям по балансовой стоимости. Две инстанции приняли решения в пользу Семененко. 14 июля Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил их решения, признав необоснованным отказ в ходатайстве об определении рыночной стоимости проданных акций, говорится в материалах суда. Дело направлено в суд первой инстанции. Рассмотрение иска назначено на 6 октября.

Свою позицию миноритарии изложили в статье «Цена ошибки», которую 12 апреля 2011 г. опубликовали на своем сайте. Кировский завод и Семененко пытаются признать изложенные в ней сведения порочащими деловую репутацию гендиректора и компании и не соответствующими действительности. Суд первой инстанции 11 августа отказал в рассмотрении иска. Поводом для отказа стало незавершенное первое дело. На прошлой неделе Семененко и Кировский завод подали апелляционную жалобу на это решение. Дата рассмотрения пока не назначена.

Принципиальный спор был именно в том, что Семененко продал акции завода по балансовой стоимости, говорит представитель миноритариев Петр Фролов. Если в ходе повторного разбирательства суд назначит оценку, можно будет доказать ущерб, нанесенный акционерам, надеется он. Многочисленными решениями Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, поддержанными всеми вышестоящими судами вплоть до ВАС РФ, подтверждена законность всех сделок, совершенных с акциями Кировского завода, утверждает представитель предприятия. Суд кассационной инстанции указал на ряд процессуальных нарушений, но никак не оценил позицию истцов и ответчиков, отмечает он. По его словам, ответчики готовы вновь отстаивать свою позицию в первой инстанции.

Хотя положительная практика в пользу миноритариев существует, общая ситуация в судах складывается не в их пользу, говорит партнер юридической компании «Качкин и партнеры» Кирилл Саськов. По его словам, миноритариям придется доказать в суде нарушение корпоративных процедур при принятии решения о сделках и факт убытков с помощью независимой экспертизы. Доказать, что обществу нанесены убытки, достаточно сложно, отмечает юрист.

ОАО «Кировский завод»


Промышленный холдинг. Акционеры: Fraxinius Holdings (18,42%), «Банворад холдингс» (13,94%), Linteris Ventures (11,14%), RMG Holding (7,7%), ООО «Сигма-инвест» (6,41%). Финансовые показатели (2010 г., консолидированная отчетность по РСБУ): выручка - 11,3 млрд руб., убыток - 205 млн руб.

Акционерные баталии на «Кировском» продолжаются


Внутрикорпоративный спор на «дедушке отечественного тракторостроения» напоминает о главном принципе, некогда превратившем Путиловский в Кировский: акционерные «верхи» предприятия никак «не могут», а «низы» никак «не хотят». По-другому объяснить затянувшуюся стычку держателей акций ОАО довольно сложно. Остаётся констатировать факт: борьба дольщиков продолжается в течение нескольких лет и недавние миротворческие инициативы руководства к реальным подвижкам в плане урегулирования корпоративных взаимоотношений пока не привели.

Последнее общее собрание акционеров предприятия продлило полномочия действующего гендиректора ОАО «Кировский завод» Георгия Семененко ещё на 5 лет. В своё время «оппозиция», представленная держателями порядка 26% акций во главе с главой ОАО «Полиграфоформление» Максимом Яковлевым делала всё возможное для того, чтобы сменить Семененко. Не вышло, но миноритарии не отчаялись - моментально выдвинули требования о необходимости «стопроцентного контроля» за работой дирекции, параллельно настоятельно попросив Семененко отчитаться о размере его заработной платы. Петиция была оглашена на общем собрании, состоявшемся в пятницу в ДК им. Газа. В соответствии с ней в уставные документы должен быть введён механизм, который позволит совету директоров и акционерам «контролировать деятельность генерального».

«Годовое общее собрание часто является единственной возможностью получить информацию о деятельности ОАО и задать его руководству вопросы», - констатировали авторы петиции. Однако участники собрания к ним не прислушались. Генеральный менеджмент сумел настоять на своем - Семененко был переизбран, а ответов на предложение о дополнительном контроле за руководством не последовало. Мотивация банальная - нехватка времени при явно «избыточном» содержании регламента собрания.

Любопытно, что и по главному поводу собрания, в вопросе о гендиректоре, представители миноритариев успели изрядно «насолить». В качестве альтернативы Семененко был выдвинут его же представитель Кирилл Поляков (о собственном выдвижении он ничего не знал и согласия на это - судя по последующим комментариям - не давал). За это строго отплатили как могли - отмели требования о контроле, сославшись на законодательство. С миноритариями не спешат подписывать соглашение о конфиденциальности, соответственно и допуск «к важной документации» (под последней понимается прежде всего отчёт о зарплате гражданина Семененко) ограничен на «законных основаниях».

В судах продолжает вертеться порядка 20 тяжб по разным поводам. Наблюдатели относят это к логическому продолжению миноритарно-мажоритарной схватки, которая, судя по всему, будет ещё продолжаться. Тем более, что замыслы менеджмента по изменению состава директоров ОАО (которому должны были предшествовать якобы «формальные» коррективы в уставе акционерного общества) так и не были реализованы. Оппозицию в совете по прежнему представляют сотрудник ОАО «Полиграфоформление» Татьяна Карачевцева и экс-глава ЗАО «Металлургический завод «Петросталь» Юрий Борисов.

Последние, оговоримся особо, представляют миноритарный интерес по факту и на практике. В доказанной многочисленным опытом аналогичных «долгоиграющих» конфликтов теории, миноритарии также представляют чей-то высший интерес. Пролонгированные как в пространстве, так и во времени дележи собственности на «дедушке тракторостроения» стартовали ещё в середине 90-х и концап им пока не видно.

Образование и ученые степени
Окончил университет экономики и финансов (государственной формы собственности) в Санкт-Петербурге (2004 год). Обучался по специальности «менеджмент».

Личная жизнь
Сын Петра Георгиевича Семененко, бывшего генерального директора «Кировского завода». Холост.

Карьера
Обучение совмещал с работой слесарем-ремонтником в мартеновском цехе «Кировского завода» (2000 год). Немного позже был переведен в прокатный цех завода «Петросталь», с повышением разряда. С 2000-го по 2002 год работал специалистом в службе разработки перспективных проектов ОАО «Кировский завод». Затем в 2002 году занял место директора в финансовой компании «Петросталь-инвест», где оставался до 2005 года. После был директором финансов в Киров-Станкомаш. С 2005 года является генеральным руководителем компании ОАО «Кировский завод».

Состояние и основные активы
Георгий Петрович владеет акциями ООО «Киров-Станкомаш».

С.-ПЕТЕРБУРГ, 15 окт - РИА Новости, Виктория Уздина. Кировский завод прочно ассоциируется у жителей Петербурга и других регионов страны с выпуском тракторов "Кировец", хотя предприятие давно не ограничивается производством сельхозтехники. Генеральный директор ОАО "Кировский завод" Георгий Семененко, который 8 лет назад сменил на этом посту своего отца Петра Семененко, рассказал РИА Новости о планах поставок для города автобусов, трамваев и вагонов метро, а также о других крупных машиностроительных проектах.

ОАО "Кировский завод", одно из крупнейших машиностроительных предприятий Северо-Запада, производит тракторы и другую продукцию сельскохозяйственного машиностроения, запасные части, металлопрокат, продукцию энергетического машиностроения. В настоящее время Кировский завод — управляющая компания группы более чем из 35 дочерних обществ. В 2009 году ОАО "Кировский завод" включено в перечень системообразующих предприятий РФ.

- Когда на "Кировском заводе" началась диверсификация производства?

— Диверсификация производства началась еще в 90-х годах, и получилось так, что несмотря на все потрясения, характерные для того тяжелого времени, Кировский завод, благодаря в том числе и преемственности руководства, не проходил через банкротство и не переходил из рук в руки со всеми разрушительными последствиями этого процесса. Даже фамилия генерального директора не меняется с 1987 года.

Во многом это заслуга не только нашего трудового коллектива, команды, но и моего отца. С одной стороны, он был достаточно авторитетным для того, чтобы не допускать акционерных войн, отваживая всяких "санитаров леса", которые стремились получить контроль над предприятием. С другой стороны, все его решения были рассчитаны на долгосрочную перспективу. В итоге сегодня Кировский завод, в отличие от многих машиностроительных компаний советского и постсоветского периода — это предприятие со стабильной историей. А стабильность и преемственность, в свою очередь, позволяют нам конкурировать с другими участниками рынка при изготовлении технически сложной продукции - такой, например, как паротурбинная установка (ПТУ) для атомного ледокола, контракт на производство которой недавно заключен с ЗАО "Кировэнергомаш" ("дочка" ОАО "Кировский завод").

Как известно, петербургское управление ФАС выявило нарушения при проведении торгов на поставку этой установки, и сейчас заказчик в лице ООО "Балтийский завод — судостроение" оспаривает соответствующее решение антимонопольного ведомства в судебном порядке. Какова ваша позиция как исполнителя спорного контракта?

— В Советском Союзе аналогичные паротурбинные установки делало только одно предприятие - Кировский завод. Общее количество построенных на предприятии главных турбинных установок превысило 1000 единиц, и, судя по отзывам заказчика (сегодня это ФГУП "Атомфлот" - прим. ред.), эти машины прекрасно себя зарекомендовали. Конечно, на протяжении последних двадцати лет какие-то технологические моменты не обновлялись, нет уже некоторых "зубров", которые проектировали и изготавливали те установки, однако весь костяк, вся базовая технология успешно сохранены. Сегодня на этот каркас нужно просто нарастить мускулы, и наша инвестпрограмма позволяет расшить узкие места.

Поэтому, на мой взгляд, есть все основания для уверенности в том, что Кировский завод - наиболее оптимальный исполнитель заказа на поставку ПТУ с технической и технологической точек зрения. Тем более что подготовка производства под изготовление ПТУ началась еще в прошлом году, и завод готов передать ее заказчику в соответствии с условиями заключенного контракта - в мае 2015 года.

Что касается организационно-правовых аспектов, то здесь мы поддерживаем позицию заказчика — ООО "Балтийский завод — судостроение" и считаем, что никаких нарушений при проведении тендера не было. По непонятным нам причинам на заседание комиссии УФАС не были приглашены представители Кировского и Балтийского заводов. Таким образом, ни организатор торгов — ООО "Балтийский завод — судостроение", ни их победитель — ЗАО "Завод "Киров-Энергомаш" не смогли высказать свою позицию на состоявшемся заседании комиссии УФАС. Именно поэтому представители УФАС при принятии решения руководствовались не совсем корректной информацией, предоставленной второй стороной (ОАО "Калужский турбинный завод", также участвовавшем в торгах на поставку ПТУ - прим.ред.). Надеемся, что суд внимательно изучит все аспекты этого дела и примет взвешенное решение.

Какие ещё крупные проекты реализует Кировский завод в области гражданского машиностроения? В частности, на какой стадии находятся два проекта, касающиеся производства вагонов метро - cо "Шкодой" и с украинским заводом?

Проект Кировского завода и чешской Skoda Transportation реализуется через совместное предприятие, которое выступает исполнителем контракта на поставку для нужд города 54 высокотехнологичных вагонов метро проекта "НеВа" за 3,25 миллиарда рублей. В настоящее время Петербургу передано три состава, и в ближайшее время - я думаю, в течение месяца - один из них планирует начать перевозки пассажиров после испытаний. Полностью поставки будут завершены в третьем квартале 2014 года.

Конечно, когда мы начали сотрудничество со "Шкодой", то предусмотрели возможность выпуска вагонов, предназначенных не только для метрополитена. В перспективе это и электропоезда - в том числе и двухэтажные, и трамвайные вагоны, в поставке которых, на мой взгляд, остро нуждаются российские города.

Выпуск аналогичной продукции (плюс эскалаторы) предусматривает и другое совместное предприятие, создаваемое на паритетных началах Кировским заводом и украинским Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ). Сейчас это СП находится на стадии регистрации: мы завершаем формирование всех документов, регулирующих его будущую деятельность и планируем приступить к подготовке производственных площадей где-то через месяц-полтора. По предварительным данным, объем производства составит до 100 вагонов в год.

"Кировский завод" с украинским КВСЗ будут производить вагоны для метро Петербургский "Кировский завод" и украинский "Крюковский вагоностроительный завод" (КВСЗ) будут совместно производить вагоны для метрополитена и дизель-поездов, сообщает российское предприятие.

Продукцию обоих СП планируется поставлять, в первую очередь, в рамках государственных контрактов, а объем поставок будет зависеть от потребностей заказчика. Вагоны Skoda как инновационная и высокотехнологичная продукция являются более дорогими, чем у КВСЗ, однако украинцы также выпускают вполне современную продукцию - просто она оценивается не по категории "супер", а по категории "очень хорошо".

А как обстоят дела с производством автобусов, о планах развития которого было заявлено в июне в ходе Петербургского экономического форума?

"Кировский завод" будет выпускать автобусы по немецкой технологии ОАО "Кировский завод" планирует наладить производство автобусов по немецкой технологии к 2015 году, сообщил журналистам в кулуарах ПМЭФ генеральный директор предприятия Георгий Семененко.

В начале этого года мы приобрели активы немецкого предприятия Göppel Bus GmbH, которое производит полный модельный ряд городских автобусов длиной от 10,5 до 30,7 метров. Также есть разработки и ноу-хау по троллейбусам, гибридным автобусам и автобусам на газовом топливе. Немецкая компания ориентирована, в основном, на европейских потребителей - сейчас мы загружены заказами на Германию, Швейцарию, Люксембург где-то до середины первого квартала 2014 года, в текущем году планируется выпустить еще 40-50 автобусов, а в следующем план производства достигнет 140-150 единиц.

В краткосрочной перспективе на базе немецкой технологии мы планируем организовать производство автобусов в России. Текущий год уйдет на окончание основных конструкторско-технологических работ, связанных с созданием газового автобуса, а также с переходом на стандарт Евро 6. Анализ российского рынка, подготовка производства, выбор площадки и обучение персонала займут ещё около года, и с 2014-го года стартует выпуск здесь. Уверен, что мы совместно с городскими властями найдем оптимальный вариант размещения этого производства в Петербурге.

А какова в настоящее время доля сельхозтехники в общем объеме производства предприятия? Остается ли она одним из основных видов продукции?

Кировский завод и Same Deutz-Fahr будут вместе делать сельхозтехнику ОАО "Кировский завод" и итальянская компания Same Deutz-Fahr, являющаяся одним из мировых лидеров в производстве тракторов, комбайнов, двигателей и сельхозтехники, подписали договор о создании совместного предприятия.

Доля сельхозтракторов и промышленной техники (тягачей, бульдозеров, фронтальных погрузчиков и так далее) составляет около 15-20% от общего объема производства. Не исключаю, что в дальнейшем она возрастет за счет сотрудничества с международной итало-немецкой компанией Same Deutz-Fahr (SDF), которая производит широкий ассортимент тракторов мощностью от 23 до 270 лошадиных сил - то есть ее мощностной ряд заканчивается как раз там, где начинается наш.

Таким образом, мы не являемся конкурентами, и это стало предпосылкой к созданию совместного бизнеса. Из-за кризиса мы немного сдвинули планы создания совместного предприятия по изготовлению сельскохозяйственных тракторов и комбайнов, но сразу же после Нового года этот проект будет разморожен. Пока Кировский завод работает как эксклюзивный дистрибьютер по продаже техники SDF в России.

В заключение хотелось бы поговорить об оборонном заказе. Как развивается это направление деятельности завода?

— Гособоронзаказ на Кировском заводе выполняется по двум направлениям. Первое - это флотская тематика. В настоящее время заканчивается поставка запчастей для индийского авианосца "Викрамадитья" ("Адмирал Горшков") на несколько сотен миллионов рублей. Кроме того, идет ремонт агрегатов эсминца "Бурный", аналогичные работы будут проведены на корабле "Адмирал Нахимов".

Кроме того, завод "Универсалмаш" (дочерняя компания ОАО "Кировский завод") с весны прошлого года выступает соисполнителем государственного оборонного заказа по оснащению российских средств ПВО новыми модернизированными зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В4. Универсалмаш должен поставить 40 единиц унифицированных гусеничных шасси, на которых базируются боевые элементы ЗРС. Общий объем заказа для Кировского завода составляет около 4 миллиардов рублей, в настоящее время отгружено 19 машин.

В рамках выполнения этого заказа мы провели колоссальнейшую работу по модернизации производства, не работавшего по этой номенклатуре около 20 лет. В результате процесс выстроен так, чтобы обеспечить производство не менее трех машин в месяц, а в ближайшее время мы выходим на уровень 6 машин ежемесячно. И это позволит заводу выйти на необходимый темп производства для того, чтобы закончить этот заказ в установленные сроки в 2014 году и начать изготавливать продукцию в рамках следующего гособоронзаказа.

Могила генерального директора Кировского завода Петра Семененко на Никольском кладбище, что возле Александро-Невской лавры, напоминает крепость – мощное надгробие, внушительная железная ограда, строгая надпись: «Просьба на саркофаг цветы не возлагать». Именно такой крепостью покойный сделал общенародное предприятие, предварительно превратив его в свою частную собственность.

Не доживший одного года до 60-летнего юбилея бессменный руководитель флагмана тракторостроения СССР был классическим советским красным директором. За 17 лет он прошёл путь от мастера до главы завода, успев в промежутке поработать начальником цеха, главным инженером и заместителем директора, а также поруководить производством турбин и танков. Когда наступила Перестройка и рынок, от директора потребовались несколько иные качества, чем умение любой ценой давать план и выбивать под него максимум ресурсов в министерских коридорах. Особенно сильный удар по заводу нанесло прекращение выпуска бронетехники и конкуренция со стороны зарубежных тракторостроителей.

Семененко не растерялся, сумел переориентировать концерн на сдачу помещений в аренду, эксплуатацию портовых мощностей (от СССР Кировскому заводу достался уникальный ресурс – собственные причалы) и выпуск новых видов техники, включая дорожно-строительную.

Завод успешно боролся с конкурентами, в том числе и политическими методами. Когда министр сельского хозяйства Геннадий Кулик решил закупить вместо «Кировцев» заокеанские «Джоны Диры» и «Катерпиллеры», в патриотической прессе появились статьи о том, что выдвиженец коммунистов и аграриев Кулик на самом деле – гнусный американский агент влияния, а его сын – дилер одной из лоббируемых папой компаний. Вслед за публикациями на завод прибыл лидер КПРФ Геннадий Зюганов в сопровождении коммунистических депутатов Госдумы. Высокие гости подробно ознакомились с производством, обратив особое внимание на состояние заводских финансов, и американский империализм не прошёл.

Успешно отбивался Пётр Семененко и от посторонних приватизаторов. Профком завода во главе с энергичным Владимиром Юдиным не раз организовывал массовые митинги против экономической политики правительства, а запросы самого Юдина способствовали возбуждению уголовных дел против мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и миллиардера Михаила Ходорковского. В итоге приватизация фактически состоялась, но хозяином имущества предприятия стал Семененко, теперь имевший репутацию одного из богатейших людей Санкт-Петербурга. Если поверить журналу «Форбс», его состояние превысило 95 млн. долларов.

Свою должность погибший Пётр Семененко, подобно руководителю Московского цирка Юрию Никулину и директору Эрмитажа Борису Пиотровскому, передал сыну Георгию. У жены Ларисы, сына и контролируемых семьёй фирм оказалась и основная часть акций. Однако постепенно этот контрольный пакет размывался. Только в 2009 году семья продала 18,31% акций, ещё 18,42 % приобрела дочерняя компания швейцарского банка UBS – действовавшая, как уверены знакомые с ситуацией на заводе, отнюдь не в интересах своего банка. Собрания акционеров ОАО «Кировский завод» регулярно завершались скандалами, одновременно интерес к концерну в последние годы проявлял близкий к высшему руководству страны предприниматель Юрий Ковальчук. «Это команда, ничего плохого. – мрачновато отмечал в разговоре с корреспондентом «Огонька» бывший председатель профкома и депутат Государственной Думы от «Единой России» Юдин. – До одного момента: как только собственность - стоп. Иначе за что посадили Мишу [Ходорковского]?»