Машинист какая специальность. Профессия машинист: основные плюсы и минусы выбора

Подробности Обновлено: 04.11.2019 10:33 Опубликовано: 08.05.2017 18:23

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной. На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава. Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза


Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза


Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Презентация по профессии «Машинист локомотива» Всероссийский конкурс учащихся «Моя профессия – мое будущее». Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тульской области «Профессиональное училище 9 им. Б.Ф.Сафонова» Автор проекта: учащийся группы ЭТ -21 Гончаров Антон Руководитель проекта: Круглякова Ю.Ю.




Профессионально – важные качества профессии «Машинист локомотива» самоконтроль, способность к самонаблюдению способность к мобилизации в сложной ситуации способность планировать свою деятельность во времени способность рационально действовать в экстремальных ситуациях быстрая адаптация зрения к темноте, свету дисциплинированность организованность ответственность


Быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета) способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов) оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления способность к обобщению информации техническое мышление


Память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики) согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность) хорошее общее физическое развитие – выносливость умение четко и кратко формулировать информацию сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности переносимость статических физических нагрузок выносливость к эмоциональным нагрузкам


Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью














Слесарь по ремонту подвижного состава Машинист бульдозера Машинист горно-выемочных машин Машинист машины для изоляции трубопровода Машинист машин по добыче и переработке фрезерного топлива Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации Машинист мельниц Машинист корчевателя Машинист котлов Машинист крана Машинист автокрана Машинист локомотива Список специальностей, относящийся к выбранной профессии машиниста.


Машинист мотор - вагонного подвижного состава метрополитена Машинист перегрузочной стации Машинист подъемного агрегата Машинист проходческого комплекса Машинист самоходных электростанций Машинист трелевочного трактора Машинист технических установок Машинист скрепера Машинист топливоподачи Машинист экскаватора Машинист энергоблока


Где можно получить профессию машиниста Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тульской области «Профессиональное училище 9 им. Б.Ф.Сафонова» Адрес училища: г. Тула ул.Демонстрации 52 Телефон приёмной комиссии: На базе 9 классов по профессии «Машинист локомотива». Срок обучения 3.5 года. Квалификация: Машинист локомотива (электровоза, тепловоза), слесарь по ремонту подвижного состава.

Машинист – профессия, связанная с управлением поездом на железной дороге. Машинистами называют людей, управляющих всеми типами железнодорожной техники: паровозами, тепловозами, электровозами в метро, трамваями, независимо от того, перевозят они грузы или пассажиров.

Обязанности и требования

Работа машиниста часто предполагает ненормированный график и тяжелые условия труда, большие физические и моральные нагрузки, но при этом зарплата машиниста достаточно высока по сравнению с другими рабочими специальностями. Практически все машинисты – мужчины.

Каждый день перед выходом на работу все машинисты должны проходить медицинскую комиссию, на которой проверяются такие параметры, как давление, частота пульса, температура тела и, конечно же, тест на отсутствие алкоголя в крови.

Кроме ежедневной проверки здоровья машинисты проходят полное обследование каждые несколько лет и при поступлении на обучение профессии.

Работа в тяжелых условиях позволяет машинистам выходить на пенсию на пять лет раньше (но это только при достижении определенного стажа в должности машиниста или его помощника).

Отличительной особенностью работы машиниста является строжайшее требование к соблюдению графика движения поездов. Например, в московском метро в часы пик 10–15 секунд – это уже очень серьезное опоздание!

Управление поездом, как правило, осуществляет бригада, состоящая из машиниста и его помощника. Но в современных поездах с их управлением вполне может справиться и один человек, так что зачастую опытные машинисты работают в одиночку.

Трудоустройство

Работа машиниста требуется везде, где используются подвижные составы. Это может быть система метрополитена либо пассажирские железнодорожные линии. Не стоит забывать, что поезда используются для транспортировки не только людей, но и грузов. Нередко машинисты работают на промышленных предприятиях, ресурсных месторождениях и крупных строительных объектах.

Как стать машинистом

Для работы машинистом поезда необходимо получить среднее профессиональное образование по направлению «Техническая эксплуатация подвижного состава». Оно есть во многих техникумах и колледжах. Также необходимую квалификацию можно получить на курсах непосредственно на будущем месте работы, например, в Московском метрополитене.

Презентация по профессии «Машинист локомотива» «Моя профессия – мое будущее».

Государственное образовательное учреждение профессионального образования в г.Новороссийске ГБПОУ «КК» НОВОРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Руководитель проекта: Щербак Айше Эбазеровна

Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Профессионально – важные качества профессии «Машинист локомотива»

  • самоконтроль, способность к самонаблюдению
  • способность к мобилизации в сложной ситуации
  • способность планировать свою деятельность во времени
  • способность рационально действовать в экстремальных ситуациях
  • быстрая адаптация зрения к темноте, свету
  • дисциплинированность
  • организованность
  • ответственность
быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами
  • хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета)
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов)
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления
  • способность к обобщению информации
  • техническое мышление
память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность)
  • хорошее общее физическое развитие – выносливость
  • умение четко и кратко формулировать информацию
  • сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности
  • переносимость статических физических нагрузок
Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила технической эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются Устав железных дорог, Правила технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по маневровой работе и т.д.

Немного о профессии машиниста

Интересны рассказы пожилых людей, размещенных на форумах Интернет, дающие информацию о профессии машиниста тепловоза.

Многие проработали на железной дороге около полсотни лет. Привели их в железнодорожные училища разные обстоятельства, однако, они никогда не жалели об этом. Ветераны труда отмечают, что «Человеку – Технику» необходимы следующие качества:

терпение и усидчивость;

склонность к математике и физике;

желание изучать русский язык, потому как без оформления документов не обойтись;

спокойствие и выдержка: в пути бывают непредвиденные ситуации.

Перечисление можно продолжить. Машинист тепловоза должен обладать:

склонностью к выполнению однообразных движений;

аккуратностью и выносливостью;

чувством ответственности.

Управлять огромным составом, в котором семьдесят вагонов, сложно, ответственно и интересно. Машинист может находиться в пути разное время, нет двух одинаковых поездок. Работа машиниста нужна для любой страны: состав может перевезти до 6000 тысяч тонн груза или несколько сотен человек.

Опытные машинисты сравнивают свою работу с калейдоскопом: каждая новая поездка - это новая картинка о жизни.

Что входит в обязанности машиниста локомотива?

Человек, работающий по профессии машиниста тепловоза должен знать устройство и принцип работы локомотива, уметь им управлять. Есть нормативные документы, которые прорабатываются и подписываются машинистом до выхода в рейс:

железнодорожный Устав; правила по технической эксплуатации машины; ряд инструкций.

Еще в депо машинист должен проверить исправность тепловоза, тормозной системы, не полагаясь на заверения обслуживающей бригады. После этого можно изучить маршрутный лист следования. В пути следования машинист тепловоза должен быть собранным, потому что необходимо следить за показаниями приборов и корректировать их работу, выполнять все предписания диспетчера.

Профессия машиниста тепловоза сегодня

Интерес к данной профессии не угасает. Обучение на машиниста тепловоза можно пройти среднем профессионально-техническом училище, колледже и техникуме. Единственным препятствием может быть состояние здоровья, ведь абитуриенты проходят серьезную медицинскую проверку.

Врачи дают отрицательное заключение, если у молодого человека бронхиальная астма или нарушение слуха, зрения, сердечное заболевание. Врачи обращают внимание и на темперамент человека, не говоря про его физическое развитие. Если у молодого человека отменное здоровье, то ему можно выбрать данную профессию, ведь это престижно.

Если обобщить сказанное, то видно, что интерес к профессии машиниста тепловоза не ослабевает и сегодня, потому что она относится к разряду высокооплачиваемых.

Многих молодых людей привлекает также возможность проявить все качества своего характера, ведь профессия очень ответственная. Машинист один отвечает за доставку грузов и безопасность пассажиров. Он специалист высокого класса с определенным багажом знаний.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ